Царь прав!

Диснеевская фабрика грёз сегодня то ли переживает застой, то ли следует некоему хитроумному бизнес-плану: все самые громкие её премьеры последнего времени суть проверенные временем хиты, переведённые с языка наивной мультипликации на язык реалистического кино. Сам по себе такой пересказ ещё не грех, поскольку ребёнку, в том числе нашему внутреннему, требуется слышать знакомые истории многократно, дабы усвоить их до глубины души. Беда в другом: при всей своей верности оригиналам, новые воплощения старых сказок отдают странную дань политкорректности, при этом некоторые персонажи ни к селу ни к городу становятся чернокожими, а те, кто прежде был просто потешен, начинают проявлять почти содомитские замашки. Присутствие на экране «цветных» персонажей и представителей сексуальных меньшинств отчасти закономерно и диктуется самой жизнью – однако в экранизациях старинных западноевропейских сказок такие герои чаще всего чужеродны и подобны нестреляющим ружьям на театральных подмостках.
Впрочем, ещё не виданную никем чернокожую русалочку теперь не обсуждает только ленивый – мы же хотим поговорить о неожиданной на общем фоне удаче «Диснея». Да здравствует король, господа! Король Лев. История Симбы сегодня так же свежа и из ряда вон выходяща, как 20 лет назад и свободна от указанных нами выше недостатков. Во-первых, животный мир, в отличие от нашего, к счастью свободен от политкорректности и рассового вопроса, в результате чего латентными геями в новой версии сказки предстают две мерзкие облезлые гиены, а все звери сохраняют природный цвет шкуры. Больше того: благодаря новым технологиям они стали предельно мужественны и реалистичны, а Муфаса и Симба приобрели сколь неизбежное, столь и неслучайное сходство с великим львом Асланом из экранизации «Хроник Нарнии». Отказ от милой анимации с гипертрофированной очеловеченной мимикой вызвал у зрителей противоречивые отклики – однако, по-нашему мнению, именно реалистичность стала одной из главных козырей фильма. С одной стороны, она подчёркивает серьёзность и драматизм происходящего, с другой – высвечивает в нём незаметные в мультяшной версии мнимые нелепости, приглашая глубже вдуматься аллегорию, таяюшуюся за простым сюжетом.
В самом деле, отчего здесь самцы львов, в живой природе, эгоистичные и агрессивные, показаны заботливыми отцами и хозяевами земли Африканской? Отчего рождение львёнка приветствует вся саванна от слонов до старого бабуина? Всё оттого, что ещё в 1994 году обычно политкорректные и демократические сказочкники сложили для нас гимн монархии и иерархичности. И пусть нас не смущает, что настоящие львы охотятся на антилоп, то есть как бы на собственных подданных. Здешняя аллегория монархии так же несовершенна, как и любая другая вплоть до Евангельской: как Христос, будучи для нас Добрым пастырем, не готовится зажарить и съесть нас, так и царственные львы в фильме на самом деле никого не едят, а только поддерживают Круг жизни и после смерти сами служат антилопам, прорастая травой, как объясняет в самом начале фильма Муфаса. Истинный король первым не проливает ни капли крови не только ради соблюдения возрастного рейтинга 6+. А если в жизни мы нигде не видим такого идеального порядка, то лишь потому, что в нас и в наших правителях, увы, больше от ненасытных гиен, чем от мудрых львов. Вот и нет Царствия Божьего на земле…
Кроме того, если апология самодержавия и гамлетовские мотивы одинаково понятны людям по всему миру, то наш зритель посмотрит «Короля Льва» с особым сердечным трепетом, ведь он, словно трухлявый ствол – личинками, кишит отсылками к истории Русской революции. В облезлом и обманчиво тихом Шраме во стане гиен мы узнаем то аристократа, обиженного на правящую династию и с красным бантом идущего на поклон в Советы рабочих и солдат, а то и самого Владимира Ильича Ленина, посреди раздутого мирового пожара призывающего к отказу от насилия. Гиены, не в силах бросить правопорядку прямой вызов, будут активно прибегать к террору и продразвёрстке.

Ждёт нас и инцидент в Шуе в исполнении патриарха Рафики, и тут же крестьянское восстание от доведённого Пумбы. А уж споры о том, какова линия жизни (взаимосвязь всех и вся или бессмысленная прямая?) и на что похожи звёзды сегодня на досуге ведут многие, причём христианина и монархиста, верящего, что со звёзд на нас смотрят великие короли и святые прошлого, в таком диспуте скорее поднимут на смех, чем обывателя. И довершает «самодержавную» линию фильма добавленный в версию 2019 года клич «За короля и отечество», с которым львы, вновь заявляющие о своих правах, гонят с родной земли гиен.
Вышеназванные черты можно было бы считать простым совпадением – если бы через три года после оригинального «Короля Льва» «Дисней» не выпустил бы мультфильм «Анастасия», уже открыто посвящённый русской царской семье и ещё более вольно, на грани провала, играющий со взятой за основу историей. В сущности американские мультипликаторы сделали с «царским» сюжетом примерно то же, что Тимон и Пумба с Симбой: подобрали в полуобморочном состоянии на чужбине и, чувствуя в нём богатырскую силу и потенциал, воспитали по-своему, очень многого не понимая, но непонимание и дурацкие песенки с лихвой восполняя любовью. И даже в своём нынешнем виде получившиеся сказки и истории живо напоминают нам о том, кто мы есть, и какие великие короли глядят на нас с неба. Радостно, что постоянные геополитические распри не идут рука об руку с искусством, и западные кудесники не впервые с великим уважением обращаются за вдохновением к России. Пускай русский сюжет в их исполнении и вскормлен вместо мяса личинками – но душой они понимают многое, о чём мы, живя бок о бок с гиенами забыли, ожесточась. Пусть же Запад ещё раз напомнит нам прекрасную мечту о Наследнике (и в первую очередь просто мальчике!), Который Выжил. А настоящий наследник тем временем будет смотреть на нас со звёзд в сонме великих царей и святых.


Рецензии