Шагал над городом

Шагал не шагал по Витебску –
Художник над ним парил!
Нимб над Шагалом виделся
И то, как он рукокрыл.

Застыли внизу те, пешие,
Рождённые жить без крыл,
Увидев полёт – опешили...
И вырвался рык из рыл.

Животно грозили маузером,
Целились в грудь ему.
Шагал над землёю, мастером,
Их недоступен уму,

Парил... И стучало весело,
Трепетно и легко
Сердце в полёте! В месиво,
В красное облако

Полёт превратить хотели.
Кричали: «Шагал, спустись!
С рабочей властью артели
Ремесленников сплотись!

Плакатами «Окон РОСТА»*
Своё укрась полотно.
Рисуй понятно и просто,
А не запутанно.»

Любимая им провинция,
Шагалу стала мала.
Прочь улетал, с девицею,
И расступалась мгла.

Беллу* за ручку белую
Обнял в полёте «стриж»,
Фразу бросая беглую:
«В Питер, в Москву... в Париж!»

*Библию там откроет.
Сотни офортов к ней
Цветом любви покроет,
*Свет – литографией.

Сверху всегда виднее,
Что на земле и как.
Станет Шагал мудрее,
В небе оставит знак.

Будет его, Шагала,
Звёздочка там гореть.
Он проживёт немало,
Чтобы не умереть...

Второй вариант восьмого катрена такой -

Беллу за ручку белую
Поднял:"Со мной паришь!"
Дал ей маршруты бегло:
"В Питер, в Москву... В ПАРИЖ!"


Примечание:

*«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового революционно-агитационного искусства.

*Марк Шагал и Белла Розенфельд впервые встретились в 1909 году в Витебске. Казалось, им не суждено быть вместе: она – дочь богатого ювелира, он – сын простого торговца, ей прочили карьеру актрисы, ему едва хватало денег на жизнь, ему за двадцать, ей всего четырнадцать. Однако с самой первой встречи стало понятно – это судьба. Вернувшись в Витебск, в 1915 году, Марк и Белла поженились. Интересно, что впервые тема «Любовников» зазвучала в творчестве Марка Шагала именно в этот период – в годы Первой мировой войны во время пребывания в Витебске. Встреча с Беллой после долгой разлуки, свадьба, моменты, проведенные вместе, вдохновили художника на создание образа влюбленной пары, безмятежно парящей над городом, дарящей чувство трансцендентальной нежности и камерной хрупкости. Марк Шагал воспринимал любовь, как окрыляющее чувство, способное дарить невесомость. Картина «Над городом» -- одна из самых ярких – иллюстрация мировосприятия художника. Вместе с Беллой Марк буквально парит над городом, не обращая внимания на все, происходящее на земле.

* «Библию там откроет...» В середине 20-х годов эмигрировавшему во Францию Шагалу местный книгоиздатель и культурный деятель Амбруаз Воллар предлагает сделать иллюстрации к Книге Книг. Воодушевленный полученным предложением, художник не считает возможным принять его как коммерческое. Чтобы начать работу ему необходимо "притронуться сердцем" к тому, что спрятано за древним текстом. Так пророку из книги Иезекииля, желающему всецело постичь Писание, предстоит съесть свиток. В 31-м году художник, вместе с женой Беллой, совершает вояж на Ближний Восток. Сирия, Египет, Палестина становятся его странами-вдохновительницами.
На протяжении 30-х и 40-х годов Шагал создает 105 черно-белых офортов и ряд живописных работ к Ветхому Завету, иудейскому Пятикнижию, текстам Исайи. Иллюстрации так и не были изданы, сами же офорты увидели свет в 50-годы, спустя несколько лет после смерти Воллара.

  В 1956 году Шагал открывает для себя
 *цветную литографию, и эта техника становится наиболее близкой художнику. Эстампный метод изображения с добавлением цвета представляется художнику наиболее подходящим для того, чтобы расширить свою аудиторию, стать ближе к людям; ведь оттиск можно повторять практически бесконечное количество раз. Яркие и праздничные, "Библейские сюжеты" Шагала до наивного просты в исполнении: словно бы ребенок рисовал серьезную взрослую книжку. Но с какой первозданной стихийной мощью организованы эти линии и пятна! С такой радостной непринужденностью и вместе с тем внимательною серьезностью Бог, должно быть, создавал мир…
  "Библейское послание" - так именуется учрежденный в Ницце музей Марка Шагала, объединивший ряд цветных литографий, а так же многочисленные живописные полотна. Здесь же находятся несколько крупных панно, посвященных книгам Бытие, Исход и Песня Песен. Этот живописный ансамбль из семнадцати картин создан Шагалом в 1954-1966 годах. Руководствуясь при создании своих Библейских сюжетов опытом мастеров Возрождения - Караваджо, Ребрандта, Гойи - Шагал нашел собственный неповторимый и во многом антиклассический изобразительный язык. Феномен же "мастера из Витебска" искусствоведение усматривает в том, что этой формой художественной речи Шагал выразил те незыблемые, холодом вечности отдающие темы, к которым не прикоснулся ни один авангардист. Библия ожила, тронутая его кистью. Древние иудейские писания засверкали новогодним огнем воскресшего таинства. Возможно, именно благодаря своему древнему происхождению и врожденному чувству национального мистицизма Марку Шагалу удалась эта сложнейшая задача.
(текст из биографии художника - источник интернет-портал памяти Марка Шагала).


Рецензии
Согласна с предыдущим рецензентом: гениальное стихотворение!
Сергей, Вы - сподобились.
Я прочитала стихотворение 2- 3 дня назад, но не было возможности написать, а с телефона делаю много ошибок!
Во-первых, очень глубокое проникновение в творчество Шагала.
Я читала немало книг о художнике. И его собственную- "Моя жизнь"
Рифмы гения!
Мой восторг!

Соловьёва   12.10.2019 16:41     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Наташа, за ТАКУЮ позитивную рецензию. Ну, какой же я "гений"? Ординарный атор на Стихире. Я свой шесток знаю. Вы слишком добры ко мне, Наташа!
Мне ОЧЕНЬ приятны ваши слова! Они для меня всегда важны и являются импульсом к дальнейшей работе.
Ещё раз благодарю за отклик!
С теплом

Сергей Гончарукплуталов   13.10.2019 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.