Цы

Буква Цы понималась как существительное женского рода множественного числа. Об этом можно судить потому, что, во-первых, художник изобразил её в виде двух жён, а во-вторых, в тексте Карион пишет: «Каковы суть Цы в писмяном зри слозе» («суть» – глагол множественного числа). В целом стихотворение выглядит примерно следующим образом:

Какова есть Ц на письме смотри,
Бога восхваляй и благодари.
Небо земное в церкви узнай,
Жизнь растений в цветах изучай.
Если добродетели в цепь скреплять,
Небо со святыми будешь разделять.
На цевнице духа что есть сил играй,
Но мудрые песни при этом слагай.
Не красны песни от людей грешных,
Которые не ведают учений утешных.

Рисунков на этой странице немного. Основное место занимает церковь и она примечательна. Не знаю, сохранилось ли поныне нечто подобное, мне такой архитектуры видеть не доводилось. Церковь состоит из двух ярусов: нижний – четырёхгранный, а верхний – шестигранный. На уровне второго этажа по периметру устроена внешняя открытая галерея. А ещё фасады церкви украшены лепными цветами.
«Цевница» – музыкальный инструмент типа дудочки. Название происходит от старославянского «цева» – «трубка». Того же корня, что «цевка» – «шпулька для наматывания пряжи».
«Цата» – элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем, расположенный в нижней части православного креста, также – часть оклада иконы. Цата прикрепляется к окладу на грудь святого. Иногда имеет дополнительные украшения в виде тиснения или чеканки, а также драгоценных камней.
Интересно, что название «цата» происходит от названия мелкой еврейской монеты (ср. «цент», centime и др.) В этом отношении родственна шейной гривне.


Рецензии