Фаюмские портреты

Восемнадцать веков миновало
с тех пор, как они
на Земле нашей жили.
А потом к нам в портретах
своих возвратились
из тьмы непроглядной,сквозь мрак.
Но они, как и мы,
также прежде
живые ходили!
А дела обстоят
с египтянами римскими
именно так.
Эти люди смотрели
на солнце, конечно,
любили,
огорчались. Их дети,
как наши,  играли,
шалили...
Вы всмотритесь в их лица, вглядитесь поглубже
в глаза.
Разгадайте их жизнь.
Они могут о ней
рассказать...
Только что же сама я,
им глядя в глаза, 
холодею.
И хочу их спросить,
да вот только, боюсь,
что не смею...
И хотя  те столетия,
что между нами
промчались -
далеко с ними нас развели.
Моё сердце
в глубокой печали...
Ощущаю - мне жаль их,
что, в общем - то,
невероятно!
Положить их портреты
в гробы захотелось
обратно!
По обычаям так хоронили. Портреты им были, как маски.
Они молча нас молят об этом! Поэтому все пучеглазки.

октябрь 2019 г

Иллюстрация - фото из
интернета  одного  из
Фаюмских портретов,  экспонирующийхся в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве.

Речь идёт о созданных в технике энкаустики* погребальных портретах в Римском Египте I-III веков. Своё название они получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Они являются элементами видоизменённой,
под греко-римским влиянием, местной погребальной традиции:
портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии.
Они имется в коллекции многих музеев мира, в том числе
Британского музея, Лувра и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
(Сведения взяты из Википедии.)
Фаюмские портреты также находятся в Москве, в Музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина. Они произвели на меня очень большое впечатление именно выразительностью своих глаз.

* энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.


Рецензии
И меня когда-то поразили эти портреты, их необычайная яркость,
скульптурность черт, ничего лишнего, только душа, глядящая внутрь тебя... Помню, надолго задержалась в первом же зале экспозиции, где они выставлены. Действительно, запоминаются на всю жизнь.

СПАСИБО, Лариса, за то, что позволили вспомнить.

Восемнадцать веков миновало с тех пор... А ощущение такое, как будто это было совсем недавно. Близко к душе. Древний Египет сам по себе завораживает, с трепетом вспомнила недавно книгу Великая дуга, где Иван Ефремов приблизил Египет для меня настолько, что так же как и Фаюмские портреты остался навсегда в душе. Причём, обыграла в прозе, готовясь к концерту. -я часть готова, а вторая ещё будет закончена...
Не представляю Древний Египет мусульманским. Какой-то он для меня Свой, особенный, неповторимый, со своей древнеегипетской религией, более самостоятельный что ли...

С уважением и пожеланием Добра и Света,
СВет.💖👑
Культурная Ойкумена Латвии. 1. Галерея Неллия
http://stihi.ru/2021/10/14/4390

Культурная Ойкумена Латвии. 2. Галерея Неллия
http://stihi.ru/2021/10/15/1856

Светлана Водолей   20.10.2021 06:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.