Оценка творческой работы

Творческие работы выносятся, как правило, на всеобщее обозрение и подвергаются оценочным суждениям других людей. Если исходить из предположения, что в творчестве однозначные оценочные критерии отсутствуют, то следует признать, что в оценках творческих работ всегда будет присутствовать определённая доля субъективности, поскольку выносимые оценочные суждения всегда взаимосвязаны с духовным миром людей, оценивающих наши творения и по этой причине далеко не всегда могут быть беспристрастными и объективными. С определённой долей уверенности можно судить лишь о технической стороне стихосложения, хотя и там имеется много разных условностей, придуманных людьми. Однако есть один критерий, который я бы поставил во главе всех оценочных суждений, и этот критерий видится мне в гармоничном сочетании внятного смыслового содержания стихотворения, красоты поэтического слога и безупречного ритмического звучания строк. Следует отметить, что наличие этой гармонии или её нарушение кто-то улавливает достаточно легко и быстро, а кто-то разглядеть не может или не желает. 
Многие авторы стремятся в своём творчестве к смысловой усложненности и безудержному новаторству, к чрезмерной метафоричности и иным украшательствам, и в этом словесном затуманивании им видится поэзия. Разделительных барьеров между простым и сложным возвести не получится, однако, если попытаться перенести оценочные критерии, применяемые в живописи, на поэзию, то очень быстро можно прийти к выводам, что в поэзии, как и в живописи, имеют место быть и яркие жанровые картины, и живописные пейзажи, и превосходные портреты, и ничего не выражающие абстрактные полотна, и бессмысленные инсталляции. По этой простой причине при оценке творческих работ нужно всегда прислушиваться только к одному голосу – голосу собственной души. Если ваш духовный мир богат и гармоничен, если вся гамма чувств человеческих вам близка и понятна, то и поэтические авторские работы вы сможете оценить без особых усилий, а ежели вы затрудняетесь вынести свою оценку и пытаетесь полагаться на мнение других людей – значит, с вашим духовным миром происходит что-то неладное. Навязанное стороннее мнение не сможет изменить ваш духовный мир и не сделает вас богаче. Вы всего лишь научитесь своими устами выражать чужое мнение. В моём понимании, стихотворение должно легко, безо всякого на то понуждения, восприниматься душой читателя, вызывая в ней ответные ассоциативные отклики и чувственные реакции, и претендовать на место постоянного проживания в одном из уголков его души. Запавшие в душу творческие работы обогащают нас, а наши искренние отзывы о них поддерживают уверенность автора в его праве на творчество.
Далеко не все люди, вставшие на путь поэтического творчества, в равной мере владеют приёмами поэтического мастерства, обладают одинаковыми способностями формировать и излагать свои мысли. Мера творческого таланта отпущена каждому человеку своя, ровно как и мера требовательности к своим творческим работам. А это означает, что поиски зерен на просторах Интернета будут всегда сопряжены с перелопачиванием огромного количества плевел.  Но родство душ в огромном сообществе людей, видимо, существует, если находятся люди, которые откликаются на наши творческие работы точно также, как и мы откликаемся на работы других авторов. Вот только взаимность чувств не всегда гарантирована. Слишком много различных оттенков и тонкостей таит в себе палитра души человеческой.


Рецензии