Тишина Рубцова

      С поэзией Николая Рубцова я познакомилась еще в студенческие годы. Это был конец семидесятых годов прошлого столетия. Те несколько стихотворений до сих пор остаются для меня самыми любимыми.
      Одно из них - «Тихая моя родина». Когда  я его услышала, оно пронзило меня сразу, целиком, окутало своей тишиной и наполнило видением деревенских, милых и моему сердцу картинок: реки, разросшимся по берегам зарослям ивы, полуразрушенной церкви. И всякий раз при прочтении его ощущаю не только  тоску  поэта по  тихой родине, но и чувствую рубцовскую особенную тишину.
       Тишину в его стихах я всегда вижу по-разному. Вот здесь, в этом стихотворении, тихая, значит, родная, дорогая, любимая, а еще – неприметная, далёкая,  зовущая. И одновременно – кроткая, грустная: и жители тихо ответили, и обоз тихо проехал, дабы не спугнуть нахлынувших на поэта  детских видений  и  воспоминаний с очень печальным оттенком.
      Всегда читаю это стихотворение тихо, приглушённым голосом, вроде как молитву…
      Такую же  тишину  в значении "любимая, милая" услышала я  в стихотворении «Деревенские ночи» - «Ветер под окошками тихий, как мечтание…» - тихий, волшебный, зовущий… несмотря на крики перепелок и ржание стреноженных молодых коней. Далее тишина наполняется музыкой и радостью, и при прочтении стихотворения голос становится всё громче и громче, и тишина отступает.
      И в стихотворении «Ночь на  родине» - та же тишина: «И тихо так, как будто никогда природа здесь не знала потрясений…» - и гром не разрушал эту тишину, и ветер только лишь шелестел-шуршал соломой.
      В «Звезде полей» тишина проступает с первых строчек:
 « Звезда полей во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах  двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…»
      Тишина. Тишина безмятежная,  и  укрытый этим туманом тишины поэт вспоминает , « как тихо за холмом»  звезда полей «горит над золотом осенним».
      А вот в «Зимней песне» эпитет «тихий» стал другим, не по-зимнему весёлым и ярким: тихая зимняя ночь украшена  тихими, чудными звездами. И печалей нет,  потому что скромная девушка улыбается. И луг не глохнет (Кто это выдумал?) и надежды не потеряны! И всё стихотворение в обрамлении этой радостной и звонкой тишины.…
      Во многих, очень во многих стихах Рубцова находим  что-то тихое – багряный тихий лист, замёрзшие реки – тихие,  тихий крест, тихий зенит, «стояло тихо кладбище глухое» - а вот в последнем  тишина уже тёмная и страшная. Листаю сборник его стихов и  нахожу множество таких примеров.
      Перечитывая раз за разом  стихи Рубцова, заметила я, что во многих его стихах  тишина  чувствуется, физически ощущается, хоть автор и не употребил  слово «тишина» и его производные:
 «В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака («В осеннем лесу»);
  «Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес,
 И лодка, шурша осокой,
Плывёт по каналу в лес» ( "У сгнившей лесной избушки").
      В стихотворении «В горнице», ставшей песней, опять ощущение полной  тишины и покоя : матушка молча принесет воды, ивы кружевная тень дремлет,  лодка скоро догниёт  – тихо, бесшумно догниёт, без единого звука…
      Вот такую разную тишину ощущаю я, читая стихи Николая Михайловича Рубцова, любимого мною  и многими нашего северного поэта.
      Пока писала эту заметку, перечитала все рубцовское  у  Николая Васильева, и обнаружила еще одну очень характерную особенность в стихах Рубцова. Думаю, что следующее моё сочинение будет  как раз об этом…
02.10.2019г.


Рецензии
Просто молодчина, Галя.
Спасибо. Пиши и пиши.

Учитель Николай   05.10.2019 16:42     Заявить о нарушении