Магнитный альбом

Моему деду Ленченко Василию Сидоровичу и всем безымянным солдатам посвящается.

 Пересматриваю старые фотографии. Альбом вышел толстый, "магнитный", как нарекла его продавщица канцтоваров. Мама сидит рядом, еще жива, еще помнит, еще может рассказать. Жадно ловлю каждое ее слово, задаю наводящие, чтоб растормошить уснувшую память...
 Вот мой дедушка Василий Сидорович Ленченко, трехлетний, стоит между родителями. Мама его, молодая, кровь с молоком, стоит нарядная - белый платок, темное платье в пол - моя прабабушка, из богатых... Прадед Сидор, совсем еще мальчишка - стройный, подтянутый красавец. Его я запомнила девяностолетним, седым, поджарым, сморщенным под нещадными лучами среднеазиатского солнца.
 Вспоминаю, как на прогулке, трехлетняя, я безуспешно пыталась его догнать. Он ходил быстро и размашисто, закинув руки за спину. И мне приходилось плестись сзади с мамой и какими-то родственницами, которых детская память не удостоила вниманием.
 А дедушки Василия тогда уже не было в живых. Пройдя пехотинцем через всю войну от Москвы до Берлина, он умер в 1969 году от ран и болезней дома, в кругу семьи. Но  еще многое он успел сделать. Смог дать жизнь своей третьей дочери, моей маме. И еще успел подержать на руках нас, своих пятерых внуков.  Сквозь толстые стекла дедушкиного трофейного бинокля, отделанного перламутром,  я частенько рассматривала лица актеров в театрах, когда стала студенткой и переехала жить в столицу. Я была его младшей внучкой и очень часто думала о том, как было бы здорово иметь дедушку!
 Вот фото с фронта. Трое солдат в военной форме, освещенные послеобеденным солнцем, сидят за столом, смеются. Неужели война? А вот фотографии послевоенные. Дедушка уже не молод. Здесь он вернулся с работы... А тут он сидит в саду под виноградником, держит на руках любимого новорожденного внука, моего старшего брата. И младшая дочь, моя совсем еще юная мама, стоит рядом и тоже улыбается. Ради этих счастливых моментов, ради будущих внуков четыре долгих года он полз на брюхе по болотам, шел пешком, меся кирзачами липкую глину, стрелял и убивал, плакал от боли и умирал. Умирал и рождался заново, снова вставал в строй и шел вместе с другими бойцами до Берлина, до победы!
 Альбом получился замечательный. Будет, что передать внукам. Пусть знают, пусть гордятся.
 Довольная проделанной работой, я вернулась от мамы домой. Прошел месяц, другой.
 А недавно, просмотривая информацию о своих воевавших родных на сайте "Мемориал", я нашла нечто крайне любопытное.  Читаю, что мой дед Василий Сидорович Ленченко ( ошибки быть не может, возраст и место жительства в селе совпадают ) убит... в 1942 году... и... похоронен под Москвой!
 Как? Что?! Перечитываю снова и снова, волосы дыбом! Все верно - вот фотокопия отчета о выбывших, похоронен в таком-то месте, такого-то числа... Сказать, что я шокирована, значит, не сказать ничего! А кто же тогда мой дед? И как все это совместить? Неужели из шкафа на меня посыпались, казалось бы, надежно спрятанные скелеты?
 С нетерпением наутро звоню маме.
-Ты представляешь?! - так мол и так...
Вместе сопоставляем факты и цифры и приходим к выводу, что это произошло в то самое время, когда в 1942 году были бои под Москвой. Мой дедушка тогда был контужен, и попал в госпиталь. Об этом ранении мне часто рассказывали и мама, и ее старшие сестры.
 И вдруг история ожила! Словно наяву, я увидела раненного бойца, отброшенного ударной волной,  окровавленного, лежащего рядом с воронкой от разорвавшегося снаряда. И его товарищи даже не пытаются ему помочь - потому что ясно, что убит, и ничего не поделать, потому что война, и надо идти вперед, надо наступать... А потом, что было потом? Сам дополз до своих, или его нашла и тащила на себе медсестра, молоденькая Нина или Верочка? Ведь ясно, что выжил, пройдя через госпиталь, понятно, что воскрес и вернулся в строй.
 И только один вопрос никогда теперь не даст мне покоя - а кого же тогда похоронили под Москвой, вместо моего деда?

29.09.2016

А вот копия выписки с сайта Мемориал:

Фамилия Ленченко

Имя Василий

Отчество Сидорович

Дата рождения/Возраст__.__.1910

Дата и место призыва Фрунзенский РВК

Последнее место службы 40 сбр

Воинское звание красноармеец

Причина выбытия    убит

Дата выбытия 28.11.1941-31.01.1942

Первичное место захоронения Московская обл., Шаховской р-н, д. Рождествено, около

Название источника донесения ЦАМО

Номер фонда источника информации 58

Номер описи источника информации 818883

Номер дела источника информации 1336


Рецензии