Зело

Букву Зело в языке примечай,
Ей в числах шестерку обозначай.
Без знаков не обойтись на свете,
За злобу казнят при старых и детях.
Звезда в небесах людям знак посылает,
И звездозаконник его наблюдает.
Когда что случится – то в Божьей воле,
По заслугам Бог отмеряет доли.
Вкушая плоды, от Змея беги
И честь, как зеницы очей, береги.

В современный алфавит буква Зело не попала, будучи упраздненной в ходе реформ XVIII века (1735 год). Ее очертания недвусмысленно указывают, что она родственна латинской S и старинному написанию греческой буквы Сигма. Говорят, в глубокой древности она обозначала звук, похожий на «дзь». Но, видимо, к XVIII веку фонетическая разница между Зело и Земля была уже ничтожна, а следовательно, для обозначения одного звука две буквы были не нужны.
Вот слова, писавшиеся с этой буквы: «звезда», «зеница», «заецъ», «звездозаконникъ», «змий», «зелвы», «зелие». В стихах в дополнение к иллюстрациям встречается еще слово – «злоба».

В слове «зеница» нетрудно заметить широко распространенный в славенском языке уменьшительный суффикс «иц», то есть исходной формой было несохранившееся «зена». От него было образовано множественно число – «зенки», ставшее со временем вульгаризмом.

Интересным мне видится слово «звездозаконник». В отличие от «звездочета» человек этого рода деятельности не просто считал небесные светила, но изучал законы их движения. Благодаря астрономии («звездозаконие» – калька с греческого «астрономия») человечество научилось вести счет времени.

На станице с буквой Есть мы видели изображение змеи, подписанное словом «ехидна», здесь же нарисован дракон, представленный как «змий». Похожее изображение можно встретить на флаге Тартарии. В «Книге о флагах» голландского картографа Карла Алларда (изданной в Амстердаме в 1705 году и переизданной в Москве в 1709 году) флаг царя Татарии описан как желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драконом с василисковым хвостом. Добавим, что в Библии диавол нередко появляется в образе змия.

Что такое «зелвы», можно только догадываться – этого слова нет в словаре русского языка XI – XVII вв., выпущенного Российской академией наук, нет его и в словарях старославянского языка. На картинке мы видим что-то типа набора каких-то сосудов: бутылочек, баночек, скляночек. Возможно, это прообраз аптечки, содержащей зелья на случай различных недугов или хворобы. В некоторых регионах есть населенные пункты с названиями Зелвы или Зельва.
Отсутствие этого слова в обширных лексиконах, насчитывающих десятки тысяч слов, кажется странным. Составители букваря вряд ли стали бы изображать для обучения детей чтению что-то редкостное. Видимо, тогда зелвы были самой обычной вещью, но почему-то не сохранили о себе памяти.

Кстати, слово «зелье» обозначало траву вообще, любую, как мы теперь говорим, зелень. В результате того, что из трав делали отвары, это слово впитало в себя значения: «снадобье», «средство», «лекарство», «отрава» и др.


Рецензии
В Очерке грамматики старославянского языка мне встретился любопытный фрагмент: Знак S в древнейших рукописях имел только числительное значение цифры 6, но в новом периоде, начиная с XV века, он употребдяется для изображения звука "дз" в весьма немногих словах: зелие, звезда, зло, зверь, змий, зеница, зело и в производных от них. Полагают также, что S писался там, где звук З был не корневой, а образовался вследствие известного этимологического изменения гортанного звука "Г". Например, подвизати, стязати, Бозе, нози - корни: двиг, стяг, Бог, ног. Русскому "звезда" соответствует польское gwiazda.

Слово "зелва" нашлось в Словаре академии российской 1789-1794 гг. "Зелва" - старин. спирт, из зелий извлеченный. Слово стоит в статье "зелие".

Дмитрий Муравкин   05.03.2023 13:52     Заявить о нарушении
Интересно, что зелием назывались не только разные травы и яды, но и порох. Зелейщик - пороховой мастер.

Дмитрий Муравкин   05.03.2023 13:54   Заявить о нарушении