Легенда о Сосруко

Эпиграф

https://www.youtube.com/watch?v=X-5oZ9PpSeM

Предисловие

Кого только не было на Северном Кавказе... Киммерийцы, скифы, хатты, хетты, аланы, меоты, синды, вавилоняне, гунны, татаро-монголы, крымские татары... И это не считая более поздних вторжений. Здешнему столпотворению народов мог бы позавидовать сам библейский Вавилон. На каждом шагу можно встретить место, связанное с каким-нибудь историческим событием. В двух километрах на запад от бессточного солёного озера Тамбукан над степью возвышается Золотой Курган. Предания рассказывают, что на вершине этой горы в 1396 году расположился Великий Хромец Тимур-Тамерлан, прежде чем идти на завоевание земель к югу. И это очень похоже на правду: подходы и склоны горы довольно пологи, на вершине широкое плоское место. Отсюда открываются отличные виды на Главный хребет Кавказа и на окружающую местность. Золотой Курган не является курганом в истинном смысле. Это так называемая гора-лакколит, сформировавшаяся из магмы, которая пыталась вырваться из трещин в земле. Таких гор-лакколитов немало в окрестностях Кавказских Минеральных Вод. При всей своей округлости и неприметности Золотой Курган (886м) всего на 18 метров ниже Машука (904м), который находится в 10 км к северу, в городе Пятигорске. Озеро Тамбукан. Это большое овальное озеро. Это Тамбукан, который принес Пятигорску славу крупного грязелечебного курорта. Тамбуканское озеро собой представляет мелководный бассейн, который не имеет стока. По форме оно напоминает овал, длиной примерно 2 километра и шириной около километра. Его площадь составляет 170 гектаров, а глубина всего пару метров. Находится это чудесное озеро в степной открытой и достаточно засушливой местности. Оно питается талыми и дождевыми водами, а также водой из речки Этоки. Чтобы озеро пополнялось, к нему был подведен водовод и пробурены скважины с минерализованной водой. Тамбуканское озеро находится в зоне распространения весьма мощных морских отложений, которые богаты водорастворимыми солями и относятся к третичному периоду. Несмотря на постоянно проводимые исследования лечебной базы КМВ, Тамбукан долгое время оставался незамеченным. Только в конце 19 века химик Ф. Шмидт сделал первый анализ грязи озера. Выяснилось, что грязь (черная, пластичная, маслянистая, сероводородная масса) имеет минерализацию 83 грамма на литр. Она изобилует органическими веществами, кроме этого, в ее составе есть ионы натрия, хлора, магния, калия, сернистого железа. По количеству последнего микроэлемента грязь Тамбуканского озера занимает первую позицию в нашей стране. Грязевой раствор также содержит биологически активные вещества, пенициллиноподобные соединения, лизоцим, которые обеспечивают его высокие бактерицидные свойства. Также грязь, имея высокую теплопроводность, долго хранит тепло. С той поры на всех курортах Кавказских Минеральных Вод грязевые аппликации стали обязательной составляющей курортного лечения. Физико-химические исследования показали, что состав грязи на протяжении десятков лет нисколько не поменялся, хоть в последнее время происходит опреснение озера. Целебная ценность грязи тоже не изменилась.
Образ каменнорожденного Сосруко стоит в ряду каменнотелых (или железнотелых) героев, которые таки или иначе встречаются эпосе практически всех народов. Мотив рождения героя из камня (из скалы) встречается реже, такие герои есть у алтайских и сибирских народов, а самым ярким является знаментый китайский трикстер Сунь У-Кун, Царь Обезьян. Рождение, закалка и детство Сосруко связано с очагом. Помимо того, что очаг воспринимался как святыня, с ним у многих народов связано представление о том, что души новорожденных попадают в мир людей через него. Сосруко рождается и играет в очаге – видимо, это надо понимать как постепенное вхождение героя с мир людей; он еще долго принадлежит иному миру. Закалка героя Тлепшем – это не только инициатический мотив, но и некий аналог “окончательных” родов: герой снова проходит через огонь, чтобы полностью войти в мир людей. В этом смысле очень важно, что каменное/стальное тело Сосруко после закалки становится не тверже, а мягче (ср. с убавлением силы Ильи Муромца, иначе его не будет носить мать-сыра-земля). Герой-нечеловек в принципе не может находиться в мире людей, и сила его должна быть убавлена до некоего уровня, превышающего человеческий,  но всё же сопоставимый с ним. Отношения Сосруко и Тлепша (главный герой и наставник-кузнец) - это еще одна универсалия мифологии. В качестве ближайших примеров можно назвать Сигурда/Зигфрида и Регина, его наставника и врага, индийского громовержца Индру и его наставника (и жертву его ярости) Тваштара. Противоборство воина и кузнеца находит образное воплощение и в артуровских легендах, где меч вонзен именно в наковальню.
В Нартском эпосе (кабардино-черкесские предания) Золотой Курган назывался Харамуашха - вершина возмездия. Остались народные песни, где сказано: врагами антов были всадники-исполины, пришедшие с севера, и одолеть их можно было только хитростью и ловкостью. Сосруко является героем адыгейского нартского эпоса. Сосруко соответствует Сослану у осетин, Сасрыкве у адыгейцев и Сеску-Солсу у чеченцев и ингушей.
1.Так и родился легендарный нарт Сосруко, главный защитник своей страны.Этот национальный герой напоминает Зигфрида из германского эпоса и арабского героя Антару. Его рождение окутано тайной и суевериями. Предание утверждает, что он не был рожден, как все остальные люди, а был вынут из камня, на котором сидела княгиня Сатаней. Сосруко считался великим всадником, славился силой и отвагой. Говорят, что он был воспитан известным воином Озырмегом. Можно предположить, что княгиня была в родственных отношениях с одним из великанов, которые были врагами Сосруко. Однажды он принес ей в подарок голову великана, которого убил на поединке, и Сатаней, страшно рассердившись, ударила сына своими волшебными ножницами. Народ по сей день поет балладу, в которой описывается поединок Сосруко и великана. Фольклор свидетельствует, что Сосруко был хромой, но туловище его было неуязвимо. Поэтому, когда он попал в плен, враги, решив его умертвить, отрезали ему ноги, чтобы вытекла кровь героя. Так на подвигах нартов воспитывался древний адыгский народ.
Кто же такой Сосруко? Это богатырь, герой нартского эпоса. Черкесская форма «Сосрыкъуэ» содержит часть «къуэ», означающую «сын» и имеет наибольшее территориальное распространение на Кавказе. В Осетии Сосруко - это Сослан, в Ингушетии - Соска, одним словом, очень созвучно.       
2. С прекрасными местами Пятигорья, озером Тамбукан и вершиной Золотой Курган связана еще одна легенда.В давние времена на берегу озера находилось селение нартов. Многочисленные отары овец, табуны лошадей паслись по зеленым его берегам. Каждый вечер на берегу озера встречались влюбленные - красавица Сатанай и молодой пастух. Садились они на большой камень, клялись друг другу в любви, мечтали о будущем. Но однажды погиб любимый в битве с врагами. Печальная Сатанай продолжала ходить к озеру, к тому месту, которое напоминало ей о любимом. С глубокой грустью смотрела она на озеро. И однажды послышался шорох. Из камня, на котором она часто сидела с любимым, родился железноглавый богатырь.Назвали его Сосруко, то есть «рожденный из камня». Имел он силу трех горных обвалов и хитрость умнейшего из нартов. И вот как-то на берегу озера встретился нарт с исполином Тенгреном из племени эмегенов, питавшихся человеческим мясом. Не успел Сосруко приготовиться к бою, как раздвоенным копьем Тенг-рен сбросил его с лошади. Падая, Сосруко прочертил локтями глубокие лощины в земле и решил хитростью бороться с врагом. «Эй, Тенгрен, крепко у тебя копье, но ум короток. Ты не знаешь игр нартов и не умеешь в них играть», - крикнул нарт эмегену. А тогда по всей земле гремела слава о необычных играх нартов. «Научи!» - взмолился Тенгрен. «Учись! - сказал Сосруко. - Нарты любят отталкивать лбом камень так, чтобы закатился он на вершину горы». И скатил Сосруко с вершины Золотого Кургана громадный камень. Тенгрен лбом отбросил камень обратно на место и засмеялся: «Хорошая игра. У меня даже голова перестала болеть. Еще учи!». «Нарты любят ртом ловить стрелы, пущенные из лука, и жевать их», - говорит Сосруко. Широко открыл свой рот Тенгрен, и зазвенели стрелы нарта. Выплюнул эмеген пережеванные стрелы и расхохотался: «Хорошая игра! У меня даже зубы перестали болеть. Еще учи». «Нарты любят глотать раскаленное железо», - уже с досадой крикнул Сосруко, накалил докрасна глыбу железа и кинул ее в рот Тенгрену. «Приятная для желудка игра!» -заметил великан, поглаживая живот, и пошел напиться воды к озеру. Тогда, взбешенный неудачей, с силою трех горных обвалов ринулся Сосруко на Тенгрена и столкнул его в озеро. А в те времена под тихими водами озера находилось страшное дно, засасывающее все живое. Поглотило оно великана Тенгрена, который не знал никаких болезней. И сейчас богатырское здоровье Тенгрена вместе с целебной грязью озера передается отдыхающим на Кавказских Минеральных Водах.
3.В легенде адыгейцев Сосруко является национальным героем. Он совершил множество подвигов: вернул нартам семена проса и огонь, которые были похищены Иныжем (получеловеком-полуживотным) и Еминежем (чудовищем, врагом нартов). Легенда указывает на то, что Сосруко был колдуном и часто применял свои способности для достижения цели. В некоторых преданиях его наделяют солярными способностями и знаками, например «верх его шапки - солнце», или указывают, что он обладает волшебным талисманом, который сверкает, как солнце.
4. С именем Сосруко связывают легенду о происхождении винограда. Она повествует о том, что герой пробрался на небеса, украл у богов бочонок с хмельным напитком сано и сбросил его на землю. Бочонок разбился, и сано потекло по земле. На дне бочонка находились семена растения, из которого делали сано. Они проросли и стали лозами, а через некоторое время на них появились сладкие ягоды, из которых люди стали изготавливать хмельной напиток. Сосруко погиб от рук своих братьев-нартов. Они отправились к старухе Барамбук (согласно другому варианту - Уорсар), и та помогла им узнать, какое место на теле Сосруко является уязвимым. Для этого старуха превратилась в золотой шлем, и нарты бросили его на пути Сосруко. Увидев шлем, тот поднял его и надел на голову. Затем богатырь завел со своим конем разговор о том, как его (богатыря) можно уничтожить; старуха же подслушала тайну Сосруко и раскрыла ее жестоким братьям. Через некоторое время Сосруко явился на состязание харама-ошхра. Братья стали подговаривать богатыря, чтобы он отразил удар жан-шарха (огромного железного колеса с железными выступами) с помощью коленей. Сосруко попытался сделать это, но колесо перебило ему ноги. Братья закопали его в землю живым, но он не умер. Богатырь продолжал жить под землей. Каждый год, весной, он стремится вырваться на поверхность, чтобы отомстить своим обидчикам, но ему это не удается. Род Кардановых (Кабарда) называет Сосруко своим предком. При упоминании его имени члены рода встают. Старшая женщина рода хранит полотенце, которым богатырь перевязал свои перебитые колени. Осетины верят, что с помощью этого предмета можно исцелять болезни, вызывать дождь и т. д.

Рождение Сосруко

На одном берегу, там, где Псыж тих в заливе,
СатанЕй полоскала в той речке бельё.
Солнце ласково утром в своём переливе,
Всем дарило тепло – золотое шитьё.

В настроенье весёлом и думки роились,
Раньше здесь очищала кольчуги отца.
Была стройна она, тонкоброва, красива,
Весела, песни лились из уст без конца.

На другом берегу шёл Пастух из селенья,
Вёл он стадо коров, там луга посочней…
Увидав Сатаней, он застыл в изумленье,
Так, как будто впервой повстречал он с ней.
«Сатаней, как красива! Ты краше загадок!
И ни с кем я тебя никогда не сравню!
Посмотри на меня! Одари хоть раз взглядом!
Этот взгляд я в душе у себя сохраню!»

Сатаней услыхала и глазки подняла,
Бровки тонкие, губки немного дрожат…
Загорелся Пастух, страсть над ним воссияла,
И ответом его пламенеющий взгляд.

Дева сразу смутилась, дрожали коленки,
Вот и камень, присела, не силы стоять.
Её страсть овладела, впервые, по-женски,
Что никак, то в себе ни унять, ни сдержать.   

Она в полном смятенье ещё посидела,
Кое - как собрала ещё мокрым быльё.
Надо скоро идти, но кричит Пастух смело:
«Сатаней, камень тот забирай – там дитё!»

Камень тёплый еще, а местами горячий,
Дева вместе с бельём принесла, нелегко.
Испытала тревогу и радость в придачу,
Дома в ларь с отрубями вложила его.

С той пор слышен шум тут и там временами,
Зарождается тут, а разносится там.
«Ох, откуда тот шум слышу я, возникает?», -
Говорила она, шаря в доме в углах.

К камню толь пойдёт – шум как будто сильнее,
В другой угол идёт – шум слабеет совсем.
«Это чудо, наверное!», - с уст Сатанеи
Сорвались те слова, «Где ж решенье проблем?»

Ухо к камню она приложила: «Событье!»
Шум оттуда идёт, камень начал шипеть.
Обмотала тогда шерстяной его нитью,
Чрез три дня нить порвалась, а тот стал чернеть.

«О, Бог жизни, ПсатхА, Помоги мне, не тайся!
Камень этот всё больше растёт ото дня
Подскажи, что мне делать, готова, вмешайся,
Чтоб узнать, что готовит сегодня судьба!»

«Ты в очаг положи, ничего не пугайся,
Девять месяцев он в очаге пролежит.
Наблюдай лишь за ним, срок придёт, попытайся
К Кузнецу отнести – дальше он пробудит».

В ещё тёплый очаг камень тот положила,
С каждым днём становился он больш, горячей.
Раскалялся, пылал в очаге как светило,
Девять месяцев ровно и столько же дней.

Когда время пришло Сатаней захотела,
Спешно в кузню к ТлепшУ (бог огня, молодец!)
«Тайну можно ль доверить тебе, эту смело?»
«Да, конечно! Готов!», - ей ответил кузнец.

«Ремеслом помогаю всем людям умело,
Разве молот и клещи не радость дарят?
Разве я не служу доброте своим делом?
Как могла ты не знать мой священный обряд?!»

Тлепш грозя, вопрошал, голос громкий с обидой,
Несся в кузне раскатистым басом тем днём.
Сатаней, устыдилась, укрывшись накидкой,
Пригласила его в свой загадочный дом.

«Дело то непростое, не просто, не гладко,
Но о нём и нельзя просто так замолчать.
Скажешь всем, не поверят, ведь в нём есть загадка,
Как мне быть Бог-Кузнец, что ты можешь сказать?!»

«Из людского ты рода пришла не случайно.
Там, где ищут совет – за совет не берут!
И беде не бывать, открывай свою тайну,
Я тебе помогу, будь священен мой труд!»

Вот оно моё чудо сказала девица,
И рукой показало в оживший очаг…
«Что же это такое, а может мне сниться?», -
«Бог Уашхо, о, небо, дай мне новый знак!» 
«Я немало видал на своём веку, слышал,
Но такое впервые увидел сейчас.
А снесу тот камень я в кузню, под крышу,
Испытаю под молот его в тот же час. 

Дева с ними из дома пошла, проводила,
Сердце билось её, потерялся покой.
Тлепш по камню ударил со всей своей силой,
Был могучим удар, а за ним и другой.

Ровно семь дней-ночей Бог-Кузнец бил по камню,
Ей казалось, что вечность в ударах прошла.
Трепетала душа за летевшими днями,
Всё чего ждала, всё чего-то ждала…

Наконец камень треснул, и всё закружилось,
И пылающий мальчик в наш мир воспарил…
Его тело всё жаром пылало, искрилось,
Пар горячий над ним плыл и с шумом клубил.

Сатанея к нему, стоном ласково звуки
Издала и взяла, как то делает мать.
Только криком кричит – обожгла обе руки.
А хотела всего на груди поласкать.

Он упал на подол и прожёг часть бешмета,
И скатился на землю, успел только Тлепш
Подхватить и клещами за бёдра, предметно,
Его в воду кунать, чтоб пошёл пар, он креп.

Семь раз точно купал Бог клещами младенца,
Семь раз точно вскипала, шипела вода.
Закалял до конца, пока мальчика тельце,
Превратилось в священный Богами булат.

Только бёдра его были незакалённы,
Потому, что за них Бог того окунал.
Сатанея глядела на всё изумлённо,
Взгляд на всё восхищенье её вызывал.

«Вот и всё!», - Бог-Кузнец, «Закалён, он – единый!»
Осчастливленной матери отпер он дверь,
«Забирай-ка домой ты булатного сына,
Он опорой твоей будет в доме теперь!»

Стал ребёнок расти, но не так, как другие:
Он за день вырастал, сколь другие за год.
По селу полетели и слухи людские,
Что ребёнок у ней чудо чудных живёт.

Много в нартском селенье судов-пересудов,
Весть дошла до старухи, что звать БарымбУх.
Злей, противней её вы не сыщите всюду,
Дом её как пустыня, в нём нет даже мух.

Хоть жила далеко, но пошла сразу в спешке,
И войдя, увидала, но, то не для глаз….
Тот сидел у огня, в рот кидал головешки,
А на землю бросал их потухших на раз.

Барымбух к Сатанее с отчаянной бранью:
«От кого прижала, потаскуха, мальца?
Видно первого ты осчастливила ранью,
Что не знаешь теперь даже имя отца!»

«Кабы кто да имел, да таково вот сына,
Был бы счастлив, хвалу бы воздал всем Богам!
Он – приёмыш», - ответила дева спесиво,
«Но я жизнь за него без раздумий отдам!
СосрукО звать его, он родился из камня,
Закалён кузнецом, твёрд, как стойкий булат.
Боги имя ему дали вечно, на память,
Сыном Камня назвав, для легенд и баллад».

Барымбух закричала, трясясь вся от злобы:
«От нечистой ли силы он был порождён,
Уничтожит весь род, клянусь Небом и Богом
УашхО – повелителем неба и вод!

«Лучше б он не родился, а также не вырос!»,-
Бормотала под нос и покинула дом,
Родовой разорвав по дороге папирус,
Проклиная дорогу и дом за холмом.

Всяк в селение знал, что ребёнок родился,
Сосруко, что Сын Камня – защитник села.
С той поры помнят люди, им каждый гордился,
Их беда сторонилась, да просто ушла…


Рецензии
Красиво и познавательно написан вами стих.

Сергей Лутков   30.07.2022 18:15     Заявить о нарушении
Всегда рад услышать твое мнение и легенде, Сергей. Спасибо. Игорь

Игорь Апрельский   01.08.2022 05:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.