Макс Пехштейн... Забытые имена

Картина: "Летний вечер".

Мы видим коров на зеленом лугу,
Золото нив в васильковом снегу.
Холмы изумрудные и облака,
Миру явила Пехштейна рука!


Макс Пехштейн (нем. Max Pechstein, 31 декабря 1881 года, Цвиккау — 29 июня 1955, Берлин) — немецкий художник и график, был членом экспрессионистской художественной группы «Мост», возглавлял художественное объединение «Новый сецессион» после конфликта и раскола в рядах Берлинского сецессиона.

Среди художников группы "Мост" - объединения немецких экспрессионистов, воз-
никшего в Дрездене в 1905 году, - Макс Пехштейн занимал особое место. Всем
художникам "Моста" было присуще стремление к напряжённо-выразительным средствам живописи и графики - яркому цвету, упругому контуру, резким контрактам чёрного и белого, но Пехштейн умел придавать своей экспрессионист-
свой живописи более жизнелюбивый характер. Живопись Винсента Ван Гога, Анри
Матисса во многом послужила образцом для Пехштейна, он любил писать пейзажи,
обнаженную натуру, в не всегда жила склонность к декоративному построению живописного полотна. Группа "Мост" стремилась противопоставлять своё искусство официальному направлению, которое в живописи проявлялось в жанровой занима-
тельности сюжетов, должности живописного мазкаи формы. У этой группы не было
чётко сформулированных художественных задач. Входившие в группу, помимо Пех-
штейна, Эрнст Кихнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф, Эмиль Нольде творили, пытаясь выразить своё эмоциональное переживание действительности. Они отказа-
лись от канонов и норм красоты, а, напротив, крайне упрощали  рисунок людей,
предметов, пейзажа. Помимо увлечения яркими, насыщенными красками в живописи,
в котором можно видеть близость французской группе художников-фовистов, одно-
временно работавших в Париже, дрезденские художники охотно обращались к графике. В особенности они любили гравюру сухой иглой и гравюру по дереву.
Они стали использовать для ксилографии даже не традиционное грушевое дерево,  а сосновые доски. Большая роль в развитии гравюры по дереву принадлежит Пех-
штейну.

Первая выставка художников группы "Мост", устроенная в 1906 году, была почти
не замечена публикой, вторая выставка - 1907 года - вызвала резкое осуждение.
Известный немецкий художник, последователь импрессионизма Ловис Коринт, особенно упрекал молодых художников в подражании французам, в намеренной "наивности" их искусства. Общество "Берлинский Сецессион", председателем
которого был Коринт, отвергло предоставленные на выставку картины молодых художников. В ответ на это они основали общество "Новый Сецессион", председателем которого стал Макс Пехштейн. Стремление к упрощенности изобра-
жения, к контрастным сочетаниям цветов стимулировало у членов группы "Мост"
интерес к первобытном искусству, к экзотика. Как и Поль Гоген, они совершали
путешествия на далёкие острова. Первым в поисках новых впечатлений уехал Эмиль
Нольде, и , возможно, по его примеру, в 1914 году на острова Палау в Тихом океане близ Новой Гвинеи отправился Макс Пехштейн. Он написал там ряд картин.
В картинах Пехштейна  чуждо гогеновское ощущение гармонии, поражают прежде
всего диссонанса красок и линий.

Первая мировая война застала художника далеко от дома, он попал в плен к японцам, бежал, воевал, получил ранение.

Опыт войны способствовал социальному прозрению  Пехштейна. В 1919 году он писал: "Искусство - не игрушка, но долг перед народом. Оно - общественное служение".

Социально-политическая тематика в целом была далека от художественного мироощущения Пехштейна, его новые убеждения не воплотились непосредственно
в его искусстве. В послевоенный период творчества более полно раскрывается
декоративное дарование художника, он создаёт витражи, мозаики. В этих произве-
деяниях свойственное художнику стремление к архаизации форм, к контрастным
сочетаниями красок находит более органическое выражение, чем в его живописи.

Пехштейн получил признание, он был самым востребованным и известным в Германии и за ее пределами художником-экспрессионистом. Его персональные выставки вызывали огромный интерес и признание, он чаще других получал частные заказы.  В 1923 году он был избран членом Прусской Академии искусств. Но с приходом к власти нацистов он был оттуда изгнан, его работы были показаны на печально знаменитой выставке "дегенеративного" искусства. В 1944 году в результате бомбардировки было разрушено жилище Пехштейна и большая часть его работ погибла.
С 1945 года до  своей смерти он вел преподавательскую деятельность в качестве профессора Высшей Школы изобразительного искусства в Берлине.



                @


Рецензии
Спасибо Вам за то что Вы открываете имена забытых художников. Сразу вспомнилась выставка группы "Мост" ,проходившая в Эрмитаже в восьмидесятые годы.
С уважением и пожеланием успехов, Владимир.

Владимир Веров   27.09.2019 12:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за отзыв и доброту! С уважением Алексей.

Алексей Гончаров2   27.09.2019 12:31   Заявить о нарушении