Галина Виноградова. Магистр танцевальной терапии

    «Вначале было Слово», если верить Библии, но музыканты могут настаивать на том, что звук слову предшествовал, а великая Майя Плисецкая утверждала, что первым был жест. Оспаривать каждое из утверждений не имеет смысла, но сказать о человеке, для которого движение стало первостепенным, хотелось бы.   
   Галина Дмитриевна Виноградова… Её знают не только те, кто связан с педагогическим институтом или университетом имени Есенина. Она известна и за пределами области и  страны. К сожалению, в рамках одной статьи не представляется возможным рассказать об этой женщине, «за кадром» окажется очень многое, а потому хотелось бы верить, что наши следующие встречи  с ней обязательно состоятся.
     Все мы родом из детства. Не стала исключением и Галина, проявившая интерес к прекрасному очень рано. В четыре года девочка услышала пианино и влюбилась в инструмент. И ещё начала рисовать, да так хорошо, что её детские  работы  выставлялись. А потом и подавно случилось чудо: подруга, которая занималась балетом, отвела маленькую Галю в Дом пионеров, где преподавала высланная из Москвы и известная в культурном пространстве города Ида Александровна Милова – создатель  балетной школы в Рязани. В 1941 году, накануне войны,  начала работать её студия, а 1 мая 1942 года уже состоялась премьера второго акта «Лебединого озера» Чайковского.
   Ида Милова родилась в один год с великим Игорем Моисеевым, училась с ним у одного педагога и прожила почти сто лет, уйдя из жизни в 2001 году. Она была очень красивой женщиной и нервировала многочисленных завистников умением одеваться, изысканными манерами и прекрасной речью. Ученицы обожали её. Тогда не было понятия «икона стиля», но по сути именно ею и была Ида Милова, растившая своих танцовщиц, одной из которых и стала наша  героиня.
  Сегодня Галина Виноградова с благодарностью вспоминает первые шаги, сделанные под руководством талантливого балетмейстера. 
«Навсегда в памяти отложилось понимание, что класс в балете – основа основ и ежедневный благодатный труд, который может привести к огромной творческой радости», - рассказывает Галина Дмитриевна.
     Маленькая Галя училась держать спину и слушала много хорошей живой музыки. И так –  изо дня в день: музыка – класс – станок. И сила воли, и упорство, и желание приходить на занятия снова и снова. Уже потом, когда она сама начнёт обучать хореографии, секреты педагогики Иды Миловой, прочно усвоенные Галиной Виноградовой, станут её профессиональным методическим багажом.
     Галина танцевала самозабвенно, но после окончания школы поступила на французское отделение факультета иностранных языков Рязанского педагогического института, потому что там уже работал ФОП – факультет общественных профессий, на котором преподавала хореографию бывшая солистка прославленного танцевального ансамбля «ЖОК» Александра Николаевна Фёдорова. Таким образом, Галина выпускалась из вуза преподавателем немецкого и французского языков и ещё получила свидетельство хореографа. Потом была учёба в прославленном ГИТИСе на хореографическом отделении у Тамары Степановны Ткаченко, которая, по счастливому стечению обстоятельств, была подругой Иды Миловой.
    Галина разрывалась между Москвой и Рязанью, потому что училась без отрыва от работы и два раза в неделю приезжала в родной институт к своим студентам и семье.
    В Москве удивлялись музыке, которую выбирала Галина для своих постановок.
Например, на  «Голубую рапсодию» Гершвина её вдохновило общение с Сергеем Леонтьевым, которого Галина Дмитриевна считает своим учителем по сценическому движению.
«Я не просто слышала эту музыку, которую очень любила. Я видела её, понимала, что могу сказать посредством её и наиболее полно выразить то, что меня на тот момент волновало. Воспитанная на классическом и народном танце и впитавшая с ранних лет все лучшие его образцы, я поняла, что хочу и могу делать что-то новое, благо, что за моими плечами была очень приличная хореографическая школа», - вспоминает Галина Дмитриевна.
   А после Москвы – возвращение в родную Alma mater преподавателем хореографии на факультете общественных профессий (ФОП), а чтобы не забыть язык, - на межфаке – часы французского.
   Но самым главным в её жизни оставался танец, которому она служит и по сей день, разрабатывая оригинальную методику - танцтерапии.
   Тогда, в конце семидесятых, набирали обороты «Ритмы планеты», восхитительная Лилия Сабитоваа удивляла новаторскими постановками Дмитрия Брянцева, позднее появился «Тодес» Духовой. С телеэкранов выплёскивалась на зрителей новая хореография, которой не было раньше. Всё это очень отличалось от академической «Берёзки» и Ансамбля  Игоря Моисеева, поклонницей которых Галина была с самого раннего детства.
«Хороводы никогда не исчезнут, они будут всегда, потому что это очень красиво, в них есть огромный философский смысл. Хоровод – это Солнце, энергия, свет, единение. И я отдала дань этому прекрасному русскому танцу, поставив «Рассвет на Москва-реке». Но жизнь становилась другой, появлялись новые  ритмы, музыка иная зазвучала. И я не смогла не отозваться на эту перемену»-, говорит балетмейстер.
    Она ставит «Песню не убить», посвящённую памяти Виктора Хары, её коллектив отбирают на Фестиваль народов СССР, о чём напишет «Огонёк» – главный журнал советской страны.  А вскоре им выпадает честь выступить в Зале имени Чайковского и во Дворце съездов столицы.
   Москва по достоинству оценила «Ансамбль танца Галины Виноградовой» и коллектив получил почётное звание народного.
   Ещё один зигзаг судьбы: в 1979 году Галина Виноградова оказалась в Бордо – ассистентом русского языка. Учила школьников русской культуре через танец и песню.
   Сегодня трудно даже представить, ч е м для советского человека была возможность поработать в капстране, особенно – во Франции. Это и новые впечатления, и встречи с интересными людьми. Многие ей завидовали и злословили за спиной, а она вспоминает: «В это счастливое для меня время я жила на две страны, летала домой на Новый год, чтобы быть с мужем и дочкой. Не копила на машину, как многие, а тратила всё на перелёты, книги, пластинки и аппаратуру. Всего этого тогда в Союзе не было. И однажды, представьте себе, летела в самолёте вместе с Владимиром Высоцким, которого, конечно же, обожала. Именно его творчество вдохновило меня на создание танца памяти Виктора Хары.» - вспоминает Галина Дмитриевна.
    Сегодня она в курсе хореографической жизни города.
   «Какие сейчас роскошные костюмы у девочек! А мы танцевали в марлевых пачках. Это не может не радовать, хотя качество костюмов очень часто превосходит уровень хореографии и исполнения. Если я сама сочиняла свои танцы, была их автором, то сейчас всё можно увидеть, подсмотреть, скопировать, взять за основу. Это, конечно, огорчает. Смотришь, и не видишь авторского замысла, у постановщиков нет своего хореографического почерка. Девочкам предлагают главные партии в классических балетах, которые им не по силам, а можно было бы гораздо лучше раскрыть их сильные стороны  на ролях второго плана. У многих в памяти исполнение выдающихся партий великими балеринами, поэтому всегда будет сравнение. Очень трудно соответствовать известным образцам, а смотреть низкого качества танец очень тяжело», - делится своими впечатлениями Галина Виноградова.
     Рязанцы помнят её сотрудничество с нашим драматическим театром: в спектакле «Есенин» Виноградова ставила танцы Галине Авдониной – Айседоре.
   Выпускница рязанской школы номер один, Галина Дмитриевна работала там над музыкальным и пластическим оформлением тетра - студии звучащего слова «Сказ».
    Пропитанная живописью французских импрессионистов и очарованная шедеврами мировой архитектуры, пленённая красотой поэтического слова и образцами классической музыки, маленькая хрупкая женщина  Галина Виноградова на есенинской земле создала уникальный театр танца, на постановки которого старались попасть многие. Она преподавала французский язык у нас и русский – во Франции, поставила более двухсот танцевальных номеров в спектаклях рязанских театров – в драме, кукольном, ТЮЗе. В начале 80-х годах преподавала французский язык и сцендвижение в институте культуры, проводила занятия по хореографии со студентами во ВГИКе. Галина Дмитриевна награждена орденом «Знак Почёта» и  почётным знаком «За личный вклад в развитие фестиваля  «Чёрный кот».   Ей посчастливилось поработать в Центре Александра Меня с детьми-инвалидами, и она абсолютно  убеждена, что танец лечит не только тело, но и душу.
      И, конечно же, не счесть учеников Галины Виноградовой! Многие участники ансамбля открыли свои студии в Рязани и области, стали преподавателями хореогафии в США, Голландии, Ирландии, Италии, Франции. Например, Юра Горелов - танц-терапевт, а Марина Антохина (Белтов-Грасс)  создала в Тель-Авиве свой Театр танца.
       Галина Дмитриевна смогла передать своим ученикам всё лучшее, что взяла у своих любимых педагогов – Иды Миловой, Сергея Леонтьева – артиста рязанского театра драмы, в  студии которого Галина занималась; Александры Фёдоровой, преподававшей на ФОП в РГПИ, и Геннадия Абрамова –педагога балетмейстерского отделения ГИТИСа.


Специально для «Новой газеты»
21-23.09.2019
    
      

.


Рецензии
Добрый день!
Благодарю за статью о Галине Дмитриевне Виноградовой. Хорошо выделена значимость широты гуманитарного образования школьницы-подростка для дальнейшего универсализма в преподавательской работе - одновременно в России и, например, во Франции. Это важнейшая сторона образованности – свободное владение одним или несколькими иностранными языками.
Публикация представляет собой статью для газеты и неизбежно ограничена в числе интересных моментов в биографии хореографа. Но для публикации на сайте добавление таких сведений как дата рождения, несколько слов о родителях героини, информация о том, как молодой преподавательнице удалось начать работать во Франции, всё это обогатило бы содержание интересной работы. Отрадно упоминание имён преподавателей и современников - мастеров танца, - с которыми судьба сводила Галину Дмитриевну Виноградову.
Сергей

Сергей Таллако   24.10.2019 21:11     Заявить о нарушении
Сергей, большое спасибо за хороший разбор, но... на сайте должно быть только то, что есть в статье, если материал иллюстрируется фоткой газеты, а именно к статье отсылаю рязанцев, которые (а их много) Галину Виноградову хорошо знают. Если кто не купил газету, то прочитает здесь - олин в один то, что на полосе.
Дата рождения, думаю, для женщины - не самое важное упоминание. И, конечно, обо всём в формате статьи не сказать. Есть видео на ЮТ, можно забить в поисковик и посмотреть. И у неё есть стр. на ФБ.

Спасибо ещё раз.

Миоль   28.10.2019 22:58   Заявить о нарушении
Дата рождения для некоторых женщин не самое главное из упоминаний, но уверен, что для Майи Плисецкой упоминание о её возрасте вызывало восторженное изумление. А читателю вроде меня помогло бы соотнести вехи своей биографии с событиями жизни Г.В. Виноградовой. У родившихся в 30 - 40 годы у их родителей могли быть/или не быть проблемы политического или летального характера. И политика Франции времён де Голля сильно отличалась независимостью от современной.
И, наконец, ничто не мешает автору к публикации на сайте, идентичной публикации в газете, через пробел добавить выдержки из иных источников.
Сергей

Сергей Таллако   29.10.2019 09:31   Заявить о нарушении
Автор (по этическим соображениям) считает возможным обнародовать только ту информацию, которая устраивает персону, о которой он пишет. Все до последней буквы согласовано с героем статьи.
.
Из текста: "...Ещё один зигзаг судьбы: в 1979 году Галина Виноградова оказалась в Бордо..."
.
"через пробел добавить выдержки из иных источников" не будет корректным по отношению к человеку, который дал добро именно на этот текст. Припечатывание возрастом совсем не входило в наши планы.
И ещё момент: я не пишу для сайта. Сайт - всего лишь возможность найти тот или иной газетный материал.
.
Я думаю, что КАЖДЫЙ (Вы, я, ещё кто-то) будет делать что-то в соответствии со своими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо.
И, разумеется, формат ЖЗЛ (не газеты!!!) позволит гораздо больше сказать о человеке, но это уже будет совсем другая история. .
.
Мне кажется, что Вам будет интереснее пообщаться с "первоисточником", такая возможность есть на ФБ.
.
Ещё раз большое Вам спасибо, Сергей, за такое неравнодушное прочтение!

Миоль   29.10.2019 13:45   Заявить о нарушении
Благодарю за ответ!
Сергей

Сергей Таллако   29.10.2019 15:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.