Феномен

рассказ



Класс замер,  как только отворилась дверь и в ней показалась дородная фигура Нелли Григорьевны,  учительницы  по геометрии.   Застучали крышки парт,  зашаркали ноги,  ученики встали в знак приветствия.  Восьмой “В”  был в предвкушении экзамена.
  Нелли Григорьевна подошла к своему рабочему месту,   как всегда проверила на прочность  стул,  и, убедившись,  что он выдержит ее вес,   самодовольно улыбаясь,  уселась на нем,   словно курица на насесте,  и   со словами   -- “Сегодня у нас кто дежурный”, открыла классный журнал.  Окинув взглядом  стоящих учеников,  она хихикнула грудным голосом,   и жестом руки указала всем садиться. Вновь загремели крышки парт.  И лишь один ученик   остался стоять, - «Я дежурный” --  отрапортовал он.
- А Петров, кстати,   ты у нас на закуску,  в смысле последним будешь отвечать  по экзаменационному билету”, --  произнесла громко и чеканя каждое слово, учительница.
--“Не дружишь с геометрией, а ведь мозги рабочие, -- ,продолжала она свою тираду. Нелли Григорьевна  поднялась,   стул,  казалось с облегчением проскрипел,  и,  прохаживаясь между рядами парт,  стала осматривать  свежевыкрашенные в салатовый цвет  стены,   цветочные горшки на подоконниках,  окинула требовательным взглядом классную доску,  и, убедившись,  что цветы  все политы,  тряпица влажная,  чистая,  пластмассовая урна пуста,  с удовлетворением произнесла: 
--“ Хозяйственный ты Петров,  чертяка,  и дома за порядком смотришь”.
  Это был вопрос
А Петров,  смотрел в окно,  за которым буйствовал май.  Солнце резвилось в голубой выси,  навевая на душу какие то непонятные,  смутные чувства.   Нелли Григорьевна,  не услышав на свой вопрос ответ,  посмотрела на ученика.
--“Опять где то витаешь,   Паша”.
А Пашка думал о чем то своем,  ему хотелось,  как птице,  вылететь в открытую форточку и воспарить высоко, высоко,   выше облаков.   Его звала неведомая мечта,   будущее,  такое манящее,  едва осязаемое.
-- “Так”, -- произнесла Нелли Григорьевна,  положив руку на плече ученика.  - «  Пора возвращаться на грешную землю.
К экзамену готов”.
  По классу пробежали смешинки,   все одноклассники  смотрели на Петрова.
Павел потупил взор,   и едва слышно,  произнес,
 – Всегда готов,   я ведь еще пионер”. 
Его слова вызвали бурный смех.
Успокоив учеников,  Нелли Григорьевна,  подошла к столу,  вытащила из своей дамской сумочки толстый пакет с экзаменационными билетами,  разложила их.
-- “Подходим,  берем по списку”, --  и стала зачитывать фамилии.
--“Паша ты на закуску с иронией произнесла учительница
--Алехнович Тося,  Адаменко Люда …. Щюревич Вадим… – ученики подходили и выбирали “свои”  билеты. 
-- Так чем же отличается параллелограмм от трапеции?  --  Нелли Григорьевна окинула взглядом класс. Первым поднял руку Петров
-- “Отвечает,  учительница сделала вид, что смотрит в журнал,  Петров? Одну двойку можешь исправить из трех,  сказала она с иронией в голосе.  Я допустила тебя к экзамену лишь потому, что верю в тебя”.
Павел встал и словно отрапортовал, назвав признаки и отличия двух геометрических фигур
-- “Выучил наизусть,   -- с укором заметила Нелли Григорьевн, -- а пример,  приведи”.
И тут Павла понесло,   накануне,  его сосед Сенька,  студент 2 курса “физмата”,   так ему все доходчиво объяснил,  по каждому параграфу учебника,  что у восьмиклассника  Пашки,  наступило такое прояснение ума,   и он,  вдруг,  словил себя на мысли,  что может теперь в жизни все,   даже поступить в высшую мореходную школу, на штурмана.  Это была его заветная мечта детства – стать мореходом.  Еще позавчера,  он стоял у доски,  и Нелли Григорьевна,   за глаза называемая учениками корова,   стыдила его за двойки и что ему  никогда не быть моряком,  потому что он не знает  основ астрономии, геометрии.   Павла эти слова задели за живое  -- он никчемность,  ноль,  впереди без палочки.
После субботнего занятия с Сенькой,   все воскресенье,  он просидел  за письменным столом,  штудируя учебник геометрии.    И еще всю ночь. 
 Едва за окном забрезжил рассвет,   и утренняя свежесть ворвалась через открытое окно в его комнату,  Пашка сдался – уснул за столом,  обняв учебник,  как подушку.   Сон,  состоящий из одних геометрических фигур,  объяснение которым  обозначивались нумерацией страниц.
Его разбудил голос матери,  которая собирала его младших сестер в школу. 
Как всегда,  в этой утренней суете за Павлом оставалась обязанность,  застелить за девчонками кровати,   сложить аккуратно их вещи на спинке стульев,  вымыть посуду после их завтрака. Мать спешила на работу к восьми.   Отец,  был в третью  ночную смену.   
Так что утро по хозяйству было за ним – а это куры, гуси, конечно же, поросенок,  которого отец  всегда в шутку величал” Пал Сергеич” 
В 11 30,  Павел  уже был в классе, когда экзамен должен был начаться в 13 00.   Он был первым,   полил цветы,  “отполировал” классную доску.
И все это время мысленно  листал учебник по геометрии.  Легкий мандраж проходил по всему телу.
-- “Петров,  вот и твоя очередь, -- Нелли  Григорьевна сверлила взглядом Павла.
--Готов к экзекуции? – ее ирония обидела парня.  Он встал,   подошел к столу преподавателя,  и, вдруг,  Павел почувствовал  такую уверенность в себе,  что с такой же иронией в голосе произнес,
-- “Пытайте,  Нелли Григорьевна”.
Мысленно он листал учебник геометрии,   открывал любую ее страницу,  которая ему была необходима. 
-- Твой экзамен не по билету юноша,  твердым голосом произнесла учительница.
--  “И так, начнем”,
На все вопросы Павел давал исчерпывающий ответ и как любила говорить Нелли Григорьевна,  добавлял   -- “Пример,  пожалуйста”.
Класс смотрел на Павла с восхищением
С удивлением смотрела на ученика и Нелли Григорьевна.
Она гоняла его по всем параграфам  своего предмета  -- что такое куб,  ромб,  биссектриса,  отрезок,   словом,  ее красноречие иссякло на квадрате.
-“М… да”,  – тихо произнесла она --  “феномен  ты, Паша”.
За время проведения экзамена,  звонок на перемену  оповещал о прошедшей сорока пятиминутке,  трижды.  Ученики достойно сдали экзаменационный предмет.   Нелли Григорьевна была рада  за своих учеников;  Валя Скавыш – пять,   даже Силич Петя,  трояк сильный.
От Павла Петрова  она ожидала худшего.
А Пашка, выходя из класса,    выталкиваемый  за дверь  со смехом  своими друзьями одноклассниками  --  Валеркой  Вербицким  и Колькой  Нихайчиком,   чувствовал себя выжатым лимоном. 
Он  ощущал  в себе такую уверенность,   и в тоже время осознавал,  что завтра,    это начало возможностей,  Как,  вдруг,  при хлопке закрывающей двери,   его эйфория исчезла,  он забыл все напрочь  -- чему равен  квадрат гипотенузы, что такое парабола. Он стал  вновь тем,  чем был – мальчишкой,  мечтающим покорить жизнь.


Рецензии