Памплона. Фиеста

- Ну что же, фиеста прошла чудесно.
- Да, - сказал я, - всё время чем-то были заняты.
- Даже не верится. Похоже на изумительный кошмар.
- Почему не верится? - сказал я. - Я всему поверю. Включая кошмары.
          «И восходит солнце» («Фиеста»), Эрнест Хэмингуэй, 1926г.

В знойный полдень взорвалась фиеста,
Чтобы день и ночь неделю ровно
Буйствовать на воле. Неуместно
Размышлять казалось, безусловно,
     Чем однажды, в день какой-то дальний
Отзовётся всполох этот красный.
Под конец всё стало нереальным,
Продолжались пьянство, шум и пляска,
     И всё время было это чувство,
Что сорваться в крик необходимо,   
Если хочешь быть услышан… Русла
Узких улиц, смерч энсьерро мимо,
Тенью безголовой Сан Фермина
Осенённый.
                Посмотреть с балкона
(Лучше – с высоты полёта птицы)
На толпу – бушующие волны,
Где похожи сделались все лица,
     И задать себе вопросы, в стиле,
Что найти хотят здесь эти люди,
Почему безумье в радость? Или
Броситься в поток, и будь что будет.
19.09.2019
***

Фотография: Памплона, фиеста. Автор Susana Vera
http://www.stihi.ru/2019/09/07/2529
***

Ежегодный праздник Sanfermines в Памплоне (и тому уже порядка восьми столетий, первое упоминание – начало 13-того века), посвященный покровителю Наварры, Святому Фермину, проводится с 6 по 14 июля, стартует в полдень, когда с балкона ратуши выпускают «с ревом, подобным взлетающему самолету» ракету, чупинасо (а дальше следует целый фейерверк), возвещающую о начале фиесты – народного гулянья. В программу входят религиозное шествие с фигурой святого, карнавалы и корриды, с проведением которых связан бег быков от окраины до ворот арены (энсьерро, Encierro).

С официальной точки зрения традиция энсьерро довольно молодая (1867 год). Когда-то погонщики, гнавшие боевых быков («Торо браво») на площадь, где в старину проводились животноводческие ярмарки и корриды, бежали не впереди стада, но позади, что было, помимо очевидной практичности, куда разумней, однако всегда находились отважные смельчаки, выбегавшие прямо под морды рогатых черных громад (вес быка – порядка 0,5 тн, нрав – очень агрессивный, рога – длинные и острые), в связи с чем эта опасная бравада оказалась наконец узаконена и стала одной из особенностей праздника.

Первоначально день Сан Фермина, местного уроженца и христианского епископа, жившего в римские времена (если точнее – самый конец третьего века) и обезглавленного язычниками (в 303 году н.э., между прочим, это произошло во Франции, поэтому святой официально известен как Фермин Амьенский), с которым связано предание о чудесном избавлении края от чумы в 12-том веке, праздновался 10 октября, но затем его перенесли на лето (конец 16-того века), так как дожди мешали горожанам веселиться.

В связи с тем, что св. Фермин был именно что обезглавлен, памплонскую фиесту называют «Праздником без головы». Если подумать, это справедливая заслуженная характеристика. И никогда бы праздник не получил мировую известность, если бы не роман Хэмингуэя, опубликованный в 1926 году. Впервые приехав в Памплону 6 июля 1923 года, Хэмингуэй был навсегда заворожен атмосферой города и выбрал его местом действия своего произведения. 

Памплона (город основан римлянами, бакское название – Ирунья) находится на севере Испании, в гористой местности недалеко от границы с Францией. Здесь проживают всего около 200 тыс.жителей и сохранился старинный колорит. На узкие улицы бросает густую тень древний собор. Солнце по-прежнему озаряет каменные крепостные укрепления времен Средних веков. Имеется королевский дворец и очень красивая ратуша в стиле барокко.

В наше время сюда каждый июль на фиесту приезжает от 1 до 3 млн человек. Все традиционно одеваются в белое, дополненное красными аксессуарами (после чего поливают наряд сангрией, что также является традицией). Бег быков проводится неукоснительно. Помимо опасностей энсьерро, массовые гулянья порой сопровождаются криминальными происшествиями. В общем, полицейским, которые стараются не пустить пьяных приезжих под ноги быков и предотвратить кражи, драки и другие нежелательные эксцессы, праздник Sanfermines задает много работы.

О том, что праздник закончился, ровно в полночь последнего дня объявляет в прощальной речи с балкона ратуши мэр города. Сразу за его выступлением на площади начинают петь традиционную завершающую песнь: «Pobre de mi que se han acabado las fiestas de San Fermin» («Бедные мы, закончился праздник Сан-Фермин»).

Неоднократно ставился вопрос о гуманности и безопасности мероприятия, но по сей день фиеста Сан-Фермин в Испании, которая в репортажах характеризуется как «один из самых знаменитых и кровавых праздников современности», - шумное, яркое, массово посещаемое событие, слава которого и не думает тускнеть.

Борьба за запрет корриды привела к тому, что 25 сентября 2011 года на барселонском «Торос Монументаль» прошли последние бои быков. Однако даже в передовой Каталонии полного запрета все-таки не наблюдается, в остальной части Испании корриды тем более продолжают проводиться. Это ведь целая индустрия. Кстати, на энсьерро даже зоозащитники не посягают.

Энциклопедия сообщает, что в Испании, Франции и Португалии ежегодно проводится порядка 6 тысяч коррид и новильяд, на которых погибает около 30 тысяч быков. Постоянными жертвами становятся лошади. Травматичность матадоров («убивающий быка») и обслуживающего персонала (бандерильо, пикадоры, церемонимейстеры) весьма высока.

Знаменитые матадоры, бывало, погибали в молодом возрасте, еще до трагического финала успев получить во время выступлений несколько десятков ранений разной степени тяжести (причем раны чаще всего приходятся на область ниже пояса, бык ведь бьет, наклонив голову, длинный острый рог в живот – это очень серьезно, а в старые времена вообще фатально). Защиты матадорам не положено никакой, красивые костюмы по моде 18-того века шьются из тонких тканей. Шелк против рогов – говорят, что это-то и значит «всё по честному».

Иногда (а может быть, даже чаще, чем об этом принято говорить) рога быкам подпиливают (сантиметра на два, но это важно), но, как показывают конкретные примеры, даже такая предосторожность не всегда выручает. Матадор Мануэль Родригес (Манолете, 1917-47), настоящий герой Испании, медийная персона, уж как его ни берегли, все равно не избежал печальной судьбы. Последние жертвы такого рода рога смерти собрали в 1985, 2016 (Испания) и 2017 (Франция) годах.   

6 июля 2019 года портал Daily Mail сообщил, что в Памплоне была устроена акция протеста, в рамках которой обнаженные мужчины и женщины с рогами на головах легли в нарисованные посреди улицы фигуры быков. У них в спинах торчали искусственные ножи и шпаги, которыми матадоры убивают животных на корриде. После этого вступления фиеста в Памплоне прошла как обычно, с ежедневными энсьерро, когда по улицам несутся 12 быков, и корридами. За одну корриду на арену выпускают шесть быков. После третьего быка у зрителей принято начинать плотно закусывать - зрелище возбуждает аппетит. 

В 2019 году организаторы фестиваля в целях безопасности энсьерро решили нанести специальное покрытие на мостовые, которое предотвращает скольжение. Тем не менее в общей сложности за пять дней фиесты пострадали не менее 16 человек. Один из забегов быков и жаждущих экстрима туристов продолжался всего 2 минуты 12 секунд, за это время быки успели поранить двух человек.
***

«В воскресенье, 6 июля, ровно в полдень, фиеста взорвалась. Иначе это назвать нельзя. … Фиеста началась по-настоящему. Она продолжалась день и ночь в течение семи суток. Пляска продолжалась, пьянство продолжалось, шум не прекращался. Все, что случилось, могло случиться только во время фиесты. Под конец все стало нереальным, и казалось, что ничто не может иметь последствий. Казалось неуместным думать о последствиях во время фиесты. Все время, даже когда кругом не шумели, было такое чувство, что нужно кричать во весь голос, если хочешь, чтобы тебя услышали. И такое же чувство было при каждом поступке. Шла фиеста, и она продолжалась семь дней».
     «И восходит солнце» («Фиеста»). Эрнест Хэмингуэй.


Рецензии
Очень интересно. Странные люди эти испанцы. Экзотика хуже африканской.
Очень понравилось Ваше стихотворение.
Улыбаюсь.

Альбимарина   24.09.2019 14:01     Заявить о нарушении
Вообще все началось с римлян, с их представлений на аренах. Но прижилось особенно хорошо именно здесь, да. Людям нужен какой-то выхлоп. Остальное, наверное, зависит от менталитета. Кроме того, Испания, кажется, всегда была животноводческой страной. Корриды недаром соседствовали с животноводческими ярмарками. А вообще расцвет всех этих национальных дел - фламенко, корриды - начался с 18-того века, когда этим заинтересовались аристократы, на закате монархий. Королевский двор интересовался корридой. Нужно было, наверное, разгорячить холодную кровь угасающего рода, накануне исчезновения с ист.сцены.



Ирина Воропаева   24.09.2019 14:09   Заявить о нарушении