Второе письмо Михаилу Рогачеву

      .
       Почему продолжаю разговор, обьясняю.
К нам в литобъединение  приходят новые  люди. Читают  откровеннно слабые  стихи. И   первое их пожелание - научить, как писать так,  чтобы  стихи  были хорошими...  Им хочется писать "по правилам". Даст ли это результат?
       Пишу не для того,  чтобы дать определения, выявить, классифицировать, по полочкам  разложить, а  что еще  можно делать  со стихом, попавшим под нож  прозектора? - мне видится человек,который в  своих силах не  слишком уверен, но  стремится любое дело делать хорошо. Что  делать? Теорию учить? Вроде да, это честно, надо под зданием, которое он  строит,  прочный  фундамент заложить. Можно  валуны,  можно цемент использовать.
    Цемент -это теория стихосложения. В ней   много  чего объясняется. Помогает ли это писать  стихи? Скажу так.
    Вот передо мной  тот, кто  считает, что дом хорош, если он на  прочном  основании стоит. Стоп, а стены-то из  чего выкладываете!  А окна, двери не перекошены?  Крыша не протекает, перекрытия прочные?

    Это я к тому, что  с  теорией у человека   все как надо, человек понимает, что окна  должны с тройным остеклением, что двери без щелей, и прочее. А что, знание  теории – гарантия  получить шедевр? Нет, нет, нет.  И потом,  в Воркуте одни СНиПы, а  в  Сочи Санитарные Нормы  и Правила другие.
    Вот так с теорией. Нужна практика.
    Это и есть вторая крайность – интуиция. Пиши по интуиции. Стоп! Ответьте, у вас  в стихах рифма мужская или женская? А что такое апофема, - ой нет, простите, оговорился – анафора?  Амфибрахий – это имя, а анафора, что это, какая-то фамилия греческая? 

   Теперь скажу, на какой я  стороне. Если вы человек начинающий, то я на второй. Начинать надо с практики. Если вы активно пишущий, имеете более или менее сносные результаты, то я все равно на второй. Совершенствуйте результаты, пусть вырабатывается  свой почерк, свой стиль.  И если у вас еще остается  свободное время, то надо побыть и  на первой, знакомиться пора с теорией


     Вопрос, что такое поэзия, вечный. Как писать, о чем. Каждый решает его для  себя. Кто-то обретается  в эмпиреях, кто-то находит полное удовлетворение  в  распевании  частушек  под  дружное (не)одобрение  окружающих.
    Так вот, иногда незамысловатые четыре строчки стоят  целого  стихотворения.  Рождаясь на местной почве, частушки середины  шестидесятых были хорошей школой, сочились юмором, заражали искрометной энергией. Они  были  хороши тем, что можно было выстроить  диалог, выразить  симпатию,  выставить лентяя на свет божий и т.д. То есть, они были нужны, имели  утилитарный смысл. Автором  частушки мог оказаться любой, хорошая частушка жила долго,  каждая вызывала  улыбку.
   Со стихами я столкнулся только в  школе и они у  меня вызывали радость,  они  были  для меня чудом. Как можно так  складно говорить?  Первое мое стихотворение -  я написал его  крупно на  листке, -  вызвало  у мамы слезы,  она прижала  меня к себе, по головушке погладила.    Прочла его удивленно несколько раз вслух,  сложила  листок вчетверо  и положила на дно  сундука.  Вырастешь,  прочитаешь, сказала… Я  в этом  своем произведении описал, как прокатил меня на  санях  сосед,   который жил в своем доме и он в конюшне лошадь держал. Если  бы стихотворение  сохранилось, мне не было бы  стыдно за  свой первый опыт, поскольку в нем было главное – жизнь.  Навсегда у меня закрепилось понимание  того, что  стихи – это из  реальной жизни.  Слишком прост был тогда для меня мир эмоций,  слишком беден словами язык, и не все   было понятно вокруг. Но появилась любовь к слову.  Без любви к слову душа   черства. Я стал самым заядлым читателем  в классе, это  сразу сказалось на учебе. Мне очень хотелось писать  стихи, и даже рассказы, но  как, я не знал. Теперь знаю как.  Стихи везде и всюду,  но только некоторые могут расцвести как  скромная полевая ромашка  на лугу или любимая мной наперстянка в редколесье.  Другие, с мелкими листиками,  покрыты блеклыми, невзрачными цветками, так и останутся непривлекательными, Почему? Для каждого растения, для каждого стиха  нужно солнце, нужна радость.
    Вот это пишу не зря. Выработайте прежде всего критерии, спросите, как у Маяковского,  что такое хорошо и что такое плохо. Это важно, иначе расти  ваши стихи не будут.  А  уж цвести, и подавно.
Поэтому ставлю цифру один и пишу:

1. Осмысленность.

     Что ты хотел сказать?  Сколько надо  строчек, чтоб  выплеснуть  бурю эмоций? Свой опыт показывает, как трудно остановиться,  не наговорить лишнего.  Труднее всего уложиться в восемь  строк, или, что еще лучше, в четыре,  но надо сказать полновесно и интересно.

      Что выбрать в качестве второго пункта?  Если стихотворение уже написано, то надо посмотреть  на слова. Склеились ли, сложились ли, сочетаются ли они   друг с другом.
      Вообще, из той ли  они оперы. Едва ли в стихах о природе подойдут хлесткие слова, грубые,  каменные.  У каждого слова есть синонимы. У существительных,  глаголов есть приставочки,  суффиксы и прочие закорючки.  Люди ими пользуются.
       Мне мой учитель  сказал об одном  моем стихе: ну, дубовое.  Сколько глаголов-то понасыпал, Не ставь глагол  в конце строки,  хорошей рифмы не найдешь.
Слова в стихе должны смотреться празднично, если  не  о чем-то тяжелом стих.
Итак, цифра два:

2.      Праздничность, загадочность,  все, что может привлечь, разбудить читателя.

    Ввести в курс дела, разбросать мелкие детали,  создать образ, картину. Иногда можно все выложить напрямую, иногда  навести на размышления экивоками.  Загадка в стихе – первое дело, говорил мой учитель


    Плохое впечатление  складывается, если в стихе нет элементарной  грамотности. и когда  автор чушь несусветную несет, выдавая это за новаторство.  Приверженец классических норм и правил поведения, призываю к радости доброго общения с читателем.

     Естественно, не отменяю я ни лирику, ни патетику,  а также не против суггестивности. Надо  не поучать, надо, чтобы  читатель  задумался над темой.
     И я просто фанат образности. Вот уж что, а стихотворение должно быть написано  яркими  красками.  Но я против пестроты.
     И стоит думать о композиции.  Не допускать воды ни в  какой строчке.
     Ясность нужна. Чтобы вам не сказали:. непоняточка  вышла.
Важно  доскональное знание предмета, о котором пишете.
     Вот вроде и  все на этот раз.

 


Рецензии
Научительная переписка. Много хороших советов знатаков поэзии. Спасибо за учёбу.

Анатолий Базуев   27.09.2019 20:54     Заявить о нарушении
Спасибо читателю, коли труд не напрасен!

Ганебных   27.09.2019 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.