Сияние искусства

     «Жизнь коротка, искусство бесконечно» - именно эти строки, написанные Оскаром Уайльдом, украшают обложку моего альбома с рисунками. В чем скрывается смысл небольшого, но красивого изречения? Вопрос увлек меня. Поиск ответа на него занял далеко не последнее место в списке моих целей. А когда мы желаем найти истину, мы ищем ее везде. И я искала.
      В большинстве случаев люди, не добравшись до желаемого, находят только ложь. Это происходит потому, что путь к истине тернист и сама она не хочет быть найденной, несмотря на известные слова о том, что она «где-то рядом». Таким образом я пришла к следующему заключению: раскрыть назначение четырех лепестков, составляющих один прекрасный бутон, и назначение самого бутона может лишь тот, кто его вырастил. Верно, Оскар Уайльд простился с нашим бренным миром 30 ноября 1900 года в 13:50. «Горит только то, что тленно», - говорил Е.Н. Трубецкой, а произведения великого писателя, его романы, поэмы, пьесы бессмертны. Движимая любопытством, которое, в свою очередь, толкал юношеский максимализм, я рискнула попытаться отыскать разгадку в блестящей книге Уайльда «Портрет Дориана Грея», ставшей одним из сокровищ мировой литературы. 
     Дориан Грей. Казалось бы, нет жизни лучше. На его стороне юность, красота, любовь, удача. Он обожаем всеми. «Дориан для меня теперь – все мое искусство», - признается художник Бэзил, близкий друг героя. Но в один момент на душу юноши, эту чудесную розу, ядом капают слова мистера Генри о временной молодости и прелести, о поистине недалеком их конце. Багровый атлас розы преображается в черный, поеденный молью бархат. Пара острых фраз, слетевших с не менее острого языка известного всему английскому обществу циника, отравляют каждое мгновение быстротечной жизни. В ужасе, разрывающем все существо и выходящим наружу потоком слез, Дориан молит небеса накладывать отпечаток времени и греха на его портрет, а не на собственную внешность. Наши мысли, к счастью или к несчастью, материализуются. В романе данное явление причинило лишь страдания и боль героям, даже невиновным. Дурные намерения, коварные замыслы, пролитая кровь, грязные преступления, летящие один за другим годы  – все это отразилось на картине, где Грей превратился в дряхлого старика с жестоким выражением сморщенного лица. В действительности же пред обществом представал цветущий, обворожительный, беззаботный юноша. Однако он понимал, что собственное тщеславие не скроешь, оно запечатлено на полотне. В отчаянии Грей вонзает в «бумажного себя» нож. Крик. Слуги, ворвавшись в комнату, находят нетронутый портрет красивого человека, а на полу – уродливого старика с ножом в груди.
Безграничное себялюбие, страх перед старостью, немощностью уничтожили героя. Он не понимает естественных процессов, видит лишь увядание и навеки утерянную прелесть юных черт. Также не осознает он того, что «жизнь коротка». Дориан надругался над искусством, сделав его источником вечной молодости, лишив истинного, высокого смысла. Но оно все равно победило. В этом и заключается связь между афоризмом Оскара Уайльда и произведением «Портрет Дориана Грея». Как бы мы, люди, не старались изменить мир в нужную нам сторону, заставить судьбу работать на нас, победа далека. Лишь поистине творческая натура, умудренная опытом, видит суть слов Готье: consolation des arts1. И я, автор данной работы, не раз в этом убеждалась. Вы тут же обратите внимание на мой возраст и откажетесь поверить, на что я смело отвечу: опыт не измеряется числом прожитых лет. Он измеряется числом совершенных ошибок и вашей способностью в них разобраться.
Пределов искусству нет. И преград пред собой оно не знает. Если и появляются таковые, то оно просто не воспринимает их всерьез. Сквозь столетия и множество поколений доходят до нас его плоды: древние папирусы, античные скульптуры, полотна творцов эпохи Возрождения, пламенные строки философов Просвещения. И по сей день живет искусство, являясь неотъемлемой частью человеческой культуры – да что там культуры! – всей жизни в целом. Меняются только формы, представления, взгляды.
Что остается неизменным?
Неизменной остается роль его. Она по-прежнему велика и бесценна. Это свет для разума, тепло для души, преграда для времени, бальзам для ран. Искусство делает человека выше, благороднее. Именно способность к созиданию и зачастую потребность в нем, желание сотворить что-либо, что-то прекрасное, что угодно, - это и есть основное отличие Homo sapiens от животного.
Дориан Грей, несомненно, одержал победу, правда, на некоторое время. В итоге его противник взял верх. Мы можем долго испытывать судьбу, поступая подобным образом, но, спешу предупредить: в том нет и капли смысла, ибо «Жизнь коротка, искусство бесконечно»…


Рецензии