Смотрящий

1. Последовательность "концентрация-медитация-созерцание" (К-М-С)
мы назвали треугольником сознания.

Если из некоторой точки внутри треугольника К-М-С провести перпендикуляры
к его сторонам (К-М, М-С, С-К), то каждая из них будет разделена на два
смежных отрезка. После этого можно будет точно указать отношения
К/М, М/С и С/К в каждом конкретном случае.

2. Видно, что на внешнем контуре "треугольника сознания" существует не один,
а два типа концентрации, убывающей либо в сторону медитации, либо в сторону
созерцания. То же относится и к медитации (переходящей либо в концентрацию,
либо в созерцание), и к созерцанию (переходящему либо в медитацию, либо в
концентрацию).

3. Концентрация в чистом виде не может быть продолжительной, потому что
осознанное стремление к цели предполагает периодическую обратную связь с
ней. В противном случае мы получаем подобие телефонной трубки, оснащённой
только микрофоном.

4. Конечно, мы не приемлем медитацию "в нью-эйджевском* смысле этого слова",
как о ней однажды выразился Михаил Боярин (*англ. New Age, буквально «новая
эра»). Религии «нового века» настолько заелозили это слово, что иногда оно
воспринимается, как ругательное или запретное. Но что стоит за ним?

В концентрации мы смотрим на рассвет. В медитации рассвет смотрит на нас
(как иконы, нарисованные в обратной перспективе). В созерцании мы становимся
одним целым с рассветом, смотрящим в самого себя.

5. Считается, что к духовному созерцанию можно прийти только через стадию
медитации. Но если по "треугольнику сознания" К-М-С можно двигаться в
произвольном направлении, то созерцание достижимо непосредственно из стадии
концентрации. Вообще, созерцание подаётся, как вершина духовного развития.
Но все вершины треугольника равноценны.

(2019)


Рецензии