Боец

Держу удар, нырок и снизу в челюсть…
Противник обмякает ватным кулем.
Еще глазами в слабость немца целюсь,
А тело с дрожью ожидает сзади пули.

Ведь этот Вилли – чемпион арийский,
Он даже коменданту в ярости наддал, -
Лежит на ринге, а провёл хук с риском,               *1
Таких здоровых до войны аж не видал.

Но пронесло, сегодня поединок мой
Закончился победой и тушенки банкой.
Увидел лагерный барак уже года родной
Как чемпион своей триумфальной аркой.

Тут, в Бухенвальде, жизни день за сто,
И не сбежишь, как пробовал в Шталанге.
За все ранения и голод вспомнил ремесло
И боксом достигал средь местных ранга.

Бил уголовников и вертухаев с палкой,
Пусть крематорий, но себя не дам в обиду!
Когда на ринге звери мерились закалкой,
Я каждый бой за Родину стоял, а не для виду.

И для меня сегодня здесь проходит фронт,
Все восемьдесят битв я дрался под прицелом,
Но, видно, Господа любовью был заговорен,
Что с того света повезло вернуться целым.

19.09.2019, Москва

*1_ Хук — классический фланговый удар из традиционного бокса.

Речь здесь идет об историческом боксёрском бое в лагере смерти СС Бухенвальд.

В истории Второй Мировой войны хорошо известен футбольный «Матч смерти» между немцами и командой оккупированного фашистами Киева. Однако в годы войны происходило немало подобных поединков с участием спортсменов других видов спорта. В частности, вызывает большой интерес история боксерского поединка узника Бухенвальда  Андрея Михайловича Борзенко (см. на фото) и немецкого чемпиона в тяжелом весе среди личного состава войск СС по имени Вилли.

Роковое ранение:
Данная история предана гласности благодаря известной книге советского писателя Георгия Свиридова «Ринг за колючей проволокой», написанной по мотивам биографии чемпиона по боксу среди Южных республик СССР, чудом выжившего в аду концентрационного лагеря Бухенвальд, Андрея Борзенко. При знакомстве с героем своего повествования Георгий Свиридов, который также был боксером на соревнованиях, удивился, почему советский боксер крайне жестоко ведет поединок со своим противником из Германии. Позднее, пообщавшись с Андреем Борзенко лично, Георгий Свиридов узнал его удивительную историю, о которой затем рассказывал в многочисленных интервью. Сложно себе представить, какой силой воли должен был обладать советский боксер, чтобы в столь чудовищных условиях выиграть более 80 боев у уголовников, охранников концлагеря и солдат СС.
В ряды Красной армии Борзенко уходил уже в качестве мастера спорта по боксу в тяжелом весе. Через месяц в одном из сражений он был ранен в ногу, а еще позже получил ранение в руку. Однако травмы оказались совместимые с несением службы, ввиду чего он продолжил защищать Родину от немецких оккупантов.
В сентябре 1941 г. советский боксер получил еще одно ранение, которое вскоре привело к потере сознания прямо на поле битвы. Часть Андрея дислоцировалась у самой границы, и после этого боя он попал в плен. Сначала его поместили в концлагерь Шталанг с относительно сносными условиями содержания. Но после его двух неудачных побегов боксера перевели в Бухенвальд, откуда выйти живым было практически невозможно.

Бои без правил:
Заключенные в концлагере делились на несколько каст. Высшей их них являлись бывшие уголовники, помогавшие персоналу лагеря следить за порядком, а двумя низшими были пленные советские солдаты и евреи. Однажды один из уголовников за мелкий проступок замахнулся на Андрея Борзенко дубинкой, за что тут же был отправлен боксером в нокаут. Подобное неподчинение в лагере не прощали, и советский военнопленный готовился к скорой и беспощадной расправе. Однако скучающие немцы вместо расстрела решили устроить массовый боксерский поединок между узниками концлагеря. В число «гладиаторов» вошел и Андрей Борзенко. В случае победы заключенному полагалась дополнительная порция хлеба. За проигрыш отправляли в крематорий. Первым на ринг вышел немец, бывший чемпион Гамбурга по боксу, отправленный в лагерь за многочисленные грабежи и убийства. Выступить против него не решился ни один из заключенных военнопленных и евреев. Видя это, администрация лагеря увеличила приз за победу до батона хлеба и банки тушенки. Но даже после этого сразиться с громилой один на один решился только Андрей Борзенко, несмотря на то, что разница в весе выступавших боксеров составляла 20 кг. Неудивительно, что администрация лагеря, делая ставки, отдала предпочтение немцу. Напрасно. Однако, даже несмотря на применяемые противником запрещенные удары локтями, Андрей Борзенко во время второго раунда отправил противника в нокаут.

Главный бой:
Постепенно субботние боксерские поединки в Бухенвальде вошли в традицию. При этом их неизменным фаворитом оставался русский боксер. Видя, что победить в честном бою Андрея Борзенко невозможно, комендант Бухенвальда пригласил из администрации соседнего концентрационного лагеря чемпиона Германии в тяжелом весе среди солдат и офицеров СС по имени Вилли. Предстоящий поединок имел не только большое спортивное, политическое, но и моральное значение. В назначенный час Андрей Борзенко поднялся на ринг, судьей боя выступил комендант лагеря, а зрителями его администрация и заключенные. Поединок затянулся. Опытные боксеры, нанося друг другу удары, продержались до четвертого раунда, когда основательно уставший от сопротивления русского боксера немец Вилли начал бить соперника локтями и даже подло нанес удар в пах. Судья сделал ему замечание, в ответ на которое получил удар в голову от озверевшего немца и упал без сознания. В следующую секунду Андрей Борзенко присел и нанес нападавшему немцу снизу сильный удар в челюсть. Вилли рухнул на пол в нокауте. Все спешно разошлись по баракам, победу присудили Андрею Борзенко. При этом, как ни странно, после позорного для немцев проигрыша русского боксера не расстреляли. Он благополучно дождался освобождения американцами из концлагеря в апреле 1945 года.

На свободе:
После освобождения, тренер советского боксера в лагере голландец Гарри Мительдор ушел вместе с американцами, которые к тому времени объединились с нашими войсками.
Интересен факт, что Гарри предлагал нашему чемпиону поехать к нему в Нидерланды, однако тот предпочел вернуться к семье в Узбекистан. Вскоре у него состоялся разговор с советскими командирами, которые поверили в его рассказ. В итоге он продолжил воевать за Родину до окончания Великой Отечественной войны, после чего отправился в Ташкент.
Дома он встретился с родными – отцом, матерью и сестрой. Позже советский чемпион поступил в Медицинский институт, выбрав профессию хирурга, а затем и женился. Еще долгое время он никому не рассказывал о своем пребывании в концлагере и только после смерти Сталина решил открыть правду близким родственникам.
Незадолго до распада СССР советскому боксеру все же выдали удостоверение «Участника Великой Отечественной Войны», хотя до этого его неоднократно вызывали на допросы.
Андрей Борзенко прожил насыщенную жизнь, работая хирургом и пользуясь большим уважением. По воспоминаниям тех, кто его знал, он был очень добрым и отзывчивым человеком.
Скончался Андрей Борзенко в 1992 году.


Рецензии
Спасибо за стихотворение и за рассказ. Поразило правдой,духом и силой нашего русского человека. С детьми прочитали, обсудили, понравилось. Такие истории должны знать, помнить и вспоминать. С уважением.

Татьяна Моисеевских   29.01.2024 18:32     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Тамара, что деток к обсуждению привлекли. Пусть зелёные листочки к свету тянутся и соками Рода питаются.
Доброго Вам творчества под мирным небом

Лев Дроздов -Лад   29.01.2024 23:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 52 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.