Треугольник

Образ спящего жеребёнка, стерегущего хозяйское добро*, передаёт суть духовного
созерцания, которое сочетает: 1) предельную бдительность с 2) полным отсутствием
напряжения. Это как бы сон наяву, но с обратной стороны – с акцентом на предельной
ясности бодрствующего сознания, расслабленного до уровня сна без сновидений.

Полное отсутствие напряжения в созерцании связано с тем, что в нём нет деления на
наблюдателя и наблюдаемое, нет "разности потенциалов", присущей концентрации и
медитации. Рассмотрим их последовательно.

1. В концентрации наблюдатель стремится к наблюдаемому, совершая усилия (выполняя
работу), плывя против течения реки в сторону более высокого потенциала.

2. В медитации наблюдатель стоит в реке, омываемый её водами, что позволяет ему
узнавать о ней всё больше и больше, просто наблюдая за ней.

Но не во всякой реке можно устоять, поэтому не на всякую тему можно медитировать.
Отсюда понятие динамической медитации, которая занимает промежуточное положение
между концентрацией (охотой) и статической медитацией (засадой).

3. В созерцании наблюдатель добровольно или вынужденно ложится на воду и став
частью реки, без малейшего напряжения (безвольно) движется вместе с ней в сторону
более низкого потенциала, подобно цветку, плоду, воде, бревну или щепке.

Концентрация, медитация и созерцание образуют треугольник, однозначно описывающий
все возможные состояния сознания наблюдателя.
___________
* http://stihi.ru/2019/09/10/389

(2019)


Рецензии