О фильме Служебный роман

Недавно стал пересматривать фильм  " Служебный роман". Кстати, тут можно и поставить жирную точку. Ведь когда мы что-то пересматриваем, значит, нам это нравится. Когда часто пересматриваем - то очень сильно нравится. Ну конечно, если мы не работаем в старом советском кинотеатре, тем самым, вынужденные пересматривать фильмы по много раз, наблюдая современных детей, которые словно из фильма " Сволочи".
Фильм " Служебный роман" почему-то у меня всегда ассоциируется с праздничными мгновениями, с салатом " Оливье" - в Белоруссии его называют " горошком". Аппетитные сами буквы, в начале картины, мне напоминают что-то вкусное, сочное, незыблемое, аппетитное, детско - наивное, вечно приятное.
Но на сегодняшний день появилось и какое-то чувство бедной ностальгии, неприятной простоты, недопонятости, нелепости даже... Я иначе взглянул на персонажей фильма, на обстановку, события, оформление. Сказу сразу, что никогда не сомневался в таланте Рязанова - который, кстати, мною не воспринимается русским режиссёром. И вот поэтому, мне теперь кажется, что режиссёрская задумка была даже не в том чтобы показать истинную суть вещей, судеб и характеров, а - в другом, например, показать массовое восприятие зрителя, которое, конечно, подразумевает много поверхностных заблуждений. К примеру, образ Самохвалова - вылизанного фрика, симпатичного и успешного " проходимца", который объездил по работе европейские страны, и, будучи приглашённым на место заместителя, щеголяет - и надо сказать, что по праву, - своим опытом, внешними данными, коммуникабельностью, галстуком, жестами! А жесты у Самохвалова самые отличные и добропорядочные: он и сдаёт деньги без сдачи на какие-то коллективные праздники, он и даёт деньги в долг неудачливому бывшему товарищу, которого называют все недотёпой, ну может, за исключением нескольких, также неудачливых и серых, сотрудников... Самохвалов сразу же рвётся помочь Новосёлову, врываясь в кабинет директора, хочет всем содействовать,  понравиться и угодить. И что в этом плохого - спрошу я? ДА ничего в этом плохого нет, только положительные и динамические моменты поведения личности в большом коллективе. Но подоплёка фильма выстроена именно так, что САмохвалов показывается отрицательным героем, якобы из за обнародования им любовных писем Ольги - стареющей пессимистичной женщины, одевающейся, на мой взгляд, чрезмерно нелепо и грустно комично,  - да и весь образ её только порождает сочувствующие эмоции, неприятный шлейф какой-то жалости и обмана. Ольга - замужняя женщина, имеющая сына, мужа,  живут они в хорошей квартире, и, по её словам, счастливо живут. Но Ольга на протяжении всего фильма просто безапелляционно начинает приставать к женатому Самохвалову, начинает доставать его любовными и меркантильными записками, начинает приставать к нему даже у него в квартире, когда рядом жена и гости. Ну разве вот образ Ольги не вызывает как раз таки негодования, даже отвращения? У меня лично вызывает. Вместо того, чтобы взять себя в руки, поработать над самооценкой, имиджем, она начинает бегать за вполне состоявшимся симпатичным мужчиной - который многого в своей жизни, скорее всего, добился сам, который может козырять в то убогое советское время европейскими новшествами, фишками, машиной и т д.
Потрясающе талантливо сыграла Лилия Ахеджакова- сыграла секретаршу ВЕрочку. Верочка естественная, остроумная, одесская такая, остренькая, но отзывчивая и добрая.
О Мягкове мы уже говорили, мне он не нравится также и в фильме " Жестокий романс" .Этакий  умничающий гнус, строящий из себя доброго и мирового интеллигента.
Отдельной истории заслуживает начальник общественного питания - Бубликов. Сыграл совершенно мало, но сама постановка роли, идеи, задумки  - потрясающая!
Ну и конечно, Алиса Фрейндлих - актриса, немка, из семьи стеклодувов. Замечательная актёрская игра,  замечательная даже блёклость и неумение одеваться в ногу со временем. Она и так само время -   человек распорядка, стиля, красивого руководства, пунктуальности, внимательности к сотрудникам. У неё есть уже свой стержень, стиль.  И вот в конце фильма она непременно начинает краситься, выщипывать брови, ходить на каблуках ( что в Европе уже по праву считается нездоровым моветоном), - и рожает от Новосёлова.  По истине жизнь - парадоксальная штука.


Рецензии
Спасибо. С интересом прочитал. да подоплек в жизни хватает, замысловатости тоже. Жизнь такая штука , что иногда без ста граммов не разберешься. С теплом

Олег Кротов 2   11.09.2019 16:48     Заявить о нарушении