Образ родины в произведениях райниса

Валерий Макаревич
ОБРАЗ  РОДИНЫ  В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  РАЙНИСА
Summary

The Image of Homeland in the Works of Rainis

   The concept of the image is essential for philosophical sciences, literary studies, art criticism and many other areas of science. In psychology the image is interpreted as the concrete embodiment of a symbol as such a reflection of reality where the sensual comprehension of reality leaves behind the rational one. In artistic creative work the symbol is a reflection of the author’s understanding of the world and his/her place in this world. The power of the influence of Rainis’s poetry upon the reader lies in its imagery and symbolism the roots of which go back into the depths of the history of the people and the whole mankind. The poet himself defines the symbol as a generalisation of extremely diverse life phenomena into the all-embracing living image. At this, the allegory as a connection between images is a personification of one notion. Symbol is several notions taken as a whole.
   In our opinion, the image of Motherland for Rainis is one of the most significant images which passes through the whole creative work of the author. It appears in his early poems as a nostalgic memory of the pastoral untroubled childhood. Being transformed, it sounds as a hymn to the Sun which gives the warmth, protection and spirituality and at the same time unites all the progressive people of the planet.
   The transformation of the image of Motherland in the works of Rainis includes three stages.
    At the first stage the image of Motherland is personified in the views of the native nature. At the second stage it is connected with the freedom-loving people who live and work in their native land. The third stage coincides in time with the poet’s life in the emigration in Switzerland and his coming back to Latvia after the emigration in 1920. At this stage the image of Motherland is expanded to the planetary scale.

     Понятие образа актуально для философских наук, литературоведения, искусствоведения и многих других научных отраслей. В психологии образ понимается как конкретное воплощение символа как такого отражения действительности, где чувственное опережает рациональное осмысление действительности, а в художественном творчестве является отражением понимания автором мира и своего места в этом мире. Сила влияния поэзии Райниса на читателя – в ее образности, символичности, уходящей своими корнями в глубины истории народа и всего человечества. Сам автор определяет символ как обобщение чрезвычайно многообразных жизненных явления во всеобъемлющий живой образ. При этом аллегория как связь образов является персонификацией одного понятия. Символ – это несколько понятий, взятых вместе. Символ позволяет поэзии «возвыситься до философии». 
     Oдним из самых значимых для Райниса образов, который проходит через все творчества автора, является образ Родины. Он возникает в ранних стихах поэта как ностальгическое воспоминание о пасторальном безмятежном детстве и, трансформируясь, звучит гимном Солнцу как своего рода божеству, дающему тепло, защиту и одухотворение и одновременно объединяющее всех прогрессивных людей планеты.
     Трансформация образа Родины в произведениях Райниса включает в себя три этапа.
     На первом этапе образ Родины персонифицируется в картинах родной природы. На втором – это свободолюбивые люди, которые живут и трудятся на родной земле. И на третьем этапе, совпадающим по времени с жизнью поэта в эмиграции в Швейцарии и возвращением в Латвию после эмиграции в 1920 году, образ Родины расширяется до планетарных масштабов.
     Перед тем, как приступить к анализу литературного творчества Райниса, необходимо отметить, что в этих целях использовались переводы поэта на русский язык. Но при переводе могут быть потерянными важные смыслы стихотворного произведения, о чем  в 80-годы прошлого столетия в своей статье «Еще раз о русском Райнисе», опубликованной в восьмом номере журнала «Даугава» в 1981 году, писал Юрий Абызов: Мыслить нужно не просто текстами, а культурами. Оперировать не единичным, самодовлеющим текстом, но всем культурным контекстом, в который произведение включено. 
     Мы постарались учесть это замечание, во-первых, использовав, по возможности, переводы, которые сделали известные российские поэты: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Арсений Тарковский и некоторые другие. Во-вторых, все переводы сличались с оригиналом.

1. Родина как родная природа.
     Тема Родины как родной природы звучит в стихотворении поэта, которое так и называется: «Родина».

Вдали за сотни сотен миль,
За топью, за лугом, за лесом
Лежат поля родной земли,
Укрытые сенью небесной,
Пологом солнечно-ясным
От гроз и ветров ненастных.

     Здесь образ Родины предстает в единстве земного и небесного. Единство, которое как в детстве дает ощущение защищенности. Воспоминание о родной земле помогает перенести тяготы жизни на чужбине.
 
По зимним, снежным
Я шел дорогам
В чужую землю,
К чужим порогам.
…..
А в сердце – весны,
А путь – к чужбине.
Засыплет снег все,
Покроет иней.
…..
Все эти годы
Я жду свершений.
Жду отголосков
Земли весенней.

     Образ Родины как  родной природы, защищающей от жизненных невзгод, дающей силы к жизни и борьбе, рефреном проходит через многие ранние стихи поэта.

Вы чтите отчий край, у вас есть дом,
Убежище от ливней и от града.
Спокойны вы. Дан хлеб вам как награда,
И нет тревог, пусть мрак ночной кругом.
(Стихотворение «Любящие отечество»).

     Образы природы – это воспоминания поэта о своем безмятежном детстве, которое прошло в Латгалии. В его стихах часто упоминается речка, и темное озеро. С большой долей вероятности можно утверждать, что речка – это Лауцесе, протекающая рядом с отцовским домом в Беркенеле, а озеро – Дегтярка, находящееся  в трех километрах от дома.
     В подтверждение сказанному звучат стихи самого поэта:

Там сказочным светом
Наполнены дали.
Там звуки простые
Созвучьями стали.
(Стихотворение «На трехцветном солнышке»).

     На этом этапе могучий голос борца за свободу и независимость своей страны только начинает проявляться. А сам образ Родины здесь связан с впечатлениями детства, то есть с прошлым жизненным опытом поэта.

2. Родину олицетворяют люди, живущие и трудящиеся на родной земле.
      Переносить тяготы ссылки и разлуку с Родиной Райнису помогают любовь и поддержка жены Аспазии и творчество. Любопытно, что стихов о любви к женщине (исключая роман в стихах « Пять тетрадей Дагды») у Райниса не так много.

Зияла годы в сердце рана,
Затягивается слегка.
Тянулись долго эти годы…
Мне на сердце твоя рука
Легла, так ласкова, легка,
Мне так тепло, забыта рана,

напишет он в стихотворении «Под зеленою сенью». Любовь окрыляет, дает импульс творчеству.

Любви, любви я полон
Как яблоневый сад.
(Стихотворение «Золотая дымка»).

Мир был пустым.
…..
И славить Солнце
Я снова в силах.
Будить надежду
В сердцах унылых.
(Стихотворение «Любовь окрыляет»).

     И, наконец, в произведении «Пять тетрадей Дагды» он пишет строки, которые, в действительности, посвящены его супруге Аспазии и ее значении в жизни и судьбе поэта:

Ты силы мне дала идти все дальше,
Иначе б я в пути упал, усталый,
И не достиг бы цели.

     В это время Райнис много размышляет о качествах человека, необходимых для процветания родного края Этому способствуют условия жизни, в которых он оказался в ссылке..

Пустыня ссылки.
 Холод и покой.
Здесь некуда спешить.
(Стихотворение «Размышления в ночь накануне нового века»).

     Результат этих размышлений мы находим во многих стихах и пьесах поэта.
     Основу жизни составляют трудящиеся на земле люди – крестьяне с их неспешностью и многовековой мудростью.
Тяжело идет по земле крестьянин,
Не спеша идет, весь в поту, по ниве,
Не спеша идет в праздник, на прогулку.
Ни к чему ему торопиться в завтра.

     Для крестьянина важен неизменный уклад жизни, когда ритм труда и отдыха созвучен сменам времен года.

Не летать ему в синем поднебесье,
Но зато его мать-земля вскормила.
…..
Разозли его – разорвет медведем.
(Стихотворение «Крестьянин»).

     Но именно крестьяне, пахари являются хранителями традиций.  Именно в них живет дух и сила народа, способного на великие свершения:

И все равны мы друг пред другом
И тем сильны. Храни же Латвию,
Возвысь ее среди других народов,
Но дедовских обычаев держись.
Мы – пахари. И этим мы сильны,

говорит Лиелвардис Лачплиесису в пьесе «Огонь и ночь».

     Дух народа порождает мужество и веру в собственные силы.

Не поддавайся ни в чем обману,
Не верь, что враг твой тебя сильнее.
Лишь мужеством ты добудешь победу.
(Старец Времени. Пьеса «Огонь и ночь»).

     Самым большим грехом является грех измены себе, традициям, своему народу – грех предательства.

Нет больше греха, чем себе изменить.
Предательство – вот сильнейший грех.
(Спидола. Пьеса «Огонь и ночь»).

     Положительной чертой соотечественников является умение приумножать свое состояние («Приучись копить копейку»). Однако большие деньги не приносят счастья:

Денег тьма, грехов не меньше…
(Стихотворение «Практические советы»).

     Эту мысль Райнис отчасти конкретизировал в образе Улдиса в пьесе «Вей, ветерок».
     Власть денег порочна. Но наступивший новый, 20-й век приносит с собой надежды на перемены, в том числе и на избавление от этой власти.

Огни грядущего видны –
Его приблизить мы должны.
(Стихотворение «Новое время»).

     Но кто они, эти люди, которые призваны приблизить желанное будущее, в котором

«Никто не будет в стороне.
Всем света хватит по весне»?

     Традиционное крестьянство привержено старым устоям и традициям. Оно поднимается на борьбу в случае, если его разозлить. Но этот бунт скорее носит разрушительный, а не созидательный характер (Разозли его – разорвет медведем). Может ли на эту роль претендовать интеллигенция? По этому поводу Райнис настроен весьма скептически, поскольку интеллигенция склонна менять свои взгляды.

Тех идолов, что сами
Творили вы вчера,
Сегодня вы забыли,
Как кукол детвора.
(Стихотворение «Современная интеллигенция»).
    

     Надежды поэта связаны с новым поколением, идущим на смену. Об этом он пишет в целом ряде стихотворений.

Юность должна быть
Дерзкой, могучей,
Вечно кипучей, -
Людям на диво.

Факелом, юность,
Будь среди боя,
Чтоб за тобою
Шел и трусливый.
…..
Сдерни повязку
С глаз ослепленных,
Сонных, плененных
Выдумкой лживой.

Ринься в сраженье,
Знамя вздымая,
Всех увлекая
В бой справедливый.
(Стихотворение «Юности»).

     Особое место в понимании традиций и связанного с ним фольклора, регулирующих духовную жизнь народа, занимают пьесы Райниса. Рассмотрим содержание двух из них: «Огонь и ночь» и «Вей, ветерок!». Среди главных персонажей первой пьесы – два женских образа Спидолы и Лаймдоты, и один мужской – Лачплесис. Это аллегорические образы архетипов Анимы и Анимуса. Спидола и Лаймдота составляют диалектическое единство двух сторон Анимы-Елены (по классификации Юнга). Вместе с Лачплесисом (Анимус как персонификация физической силы) они составляют единую триаду: дух, душу и силу народа Латвии. Находясь на острове Смерти, Лачплесис произносит такие слова:

Когда станет вольною Латвия,
Достигнута будет цель моя!
О Латвии – Лаймдоте я томлюсь.

     В финале пьесы Спидолу и Лачплесиса скрывают воды Даугавы. Вода – это символ коллективного бессознательного. Символически это означает, что время освобождения еще не пришло. Но бунтарский и свободолюбивый дух, носителями которого являются Спидола и Лачплесис, никуда не исчез. Он на время вытеснен из сознания в коллективное бессознательное народа.
     Архетипичность образов персонажей пьес, особенно второй – «Вей, ветерок!», отмечают такие исследователи, как Я. Залитис  и И. Дауксте-Силаспроге .
     Главной героиней второй пьесы Райниса является Байба. Байба – это Лаймдота из «Огня и ночи». Это олицетворение Латвии. Такое предположение позволяет сделать, во-первых, единство женских архетипов, лежащих в основе названных персонажей. Во-вторых, автор в своих дневниках отмечает, что «Лайма каждый раз идеал, в каждом круге развития… Конечно, в каждом круге Лаймдота иная, однако тенденции ее движения неизменны». (Райнис, с.100). Круг – это не только этап развития персонажа, но и изменение со временем авторского  понимания его миссии в произведении.
    Из всей триады (Спидола – Лачплесис – Лаймдота) она осталась одна (сиротка). Судьба ее сводит с напористым и любящим веселье Улдисом. Улдис также является воплощением Анимуса, но иного, чем Лачплесис. Это персонификация делового человека. Улдис не занимается физическим трудом землепашца. Он торгует. Торговля позволяет ему вести безбедный и бесшабашный образ жизни. Но такой стиль жизни является нарушением традиций. Подобные ему люди, действующие в собственных интересах, могут погубить Латвию. В финале пьесы Улдис прозревает, понимая, к каким последствиям привели его действия, но это прозрение наступает слишком поздно.
     Для достижения целей Лачплесиса нужно, чтобы появился другой тип человека (Анимус более высокого уровня развития). В пьесе – это образ Гатиса. Он беззаветно предан Байбе – Латвии. Он чувствует духовную природу народа (дудочка, на которой играет Гатис – это символ души). Но он пока еще слишком слаб, и его борьба за Байбу (Латвию) может привести к трагедии. Однако, – ветерок, предвестник бури, уже подул.
     Здесь еще раз мы видим, что свои надежды поэт связывает с новым поколением, поэтому в пьесе появляются строчки:

То молодой земли встающей сила.

     На этом этапе Райнис, используя свой настоящий жизненный опыт и приобретенные познания начинает философски осмысливать судьбу своей Родины и своего народа.


      


3. Родина – вся планета.
     Долгая жизнь в эмиграции, знакомство с культурой итальянских кантонов Швейцарии, способствуют расширению понятия Родины для Райниса. Родина – это весь мир с его разнообразными народами и культурами. Но этому миру необходимо измениться. Изменения прежде всего должны коснуться людей.
     Человек нового мира – это  человек труда, одновременно являющийся борцом за свободу.

Трудись для мира, в яростной борьбе
Сам закаляйся, стань сильнее вдвое.
И вечные откроются тебе
Источник сил и поле трудовое.
(Стихотворение «Сам»).
    
     Смыслом жизни является борьба. У Генриха Гейне есть такие строчки: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Для Райниса, прекрасно знавшего немецкую поэзию, эти строчки отражают его жизненное кредо. Человек, избравший этот путь, должен пройти его до конца. Свернувший с этого пути, недостоин уважения, он не может  называться другом.

Он в море с жаждой нового поплыл
Но ветер к мели гнал, кругом – ненастье.
К чему искать? – устало он решил.
И там, на берегу, возможно счастье.
(Стихотворение «Бывший друг»).

     Результатом этой борьбы станет обретение новой отчизны.

Вместо отчизны отнятой, старой,
Мы выстроим новую - лучше, красивей,
Больше всех стран и отчизн.
(Стихотворение «Большая отчизна»).

     Но эта новая, большая отчизна, не сможет заменить Родину.

Чем выше взбираюсь - темней и темней,
И только вдали, среди снежных высот,
Сверкающий день еще брезжится мне…
Там - дом мой! Туда мое сердце зовет!
(«Пять эскизных тетрадей Дагды»).

     Этот творческий этап для Райниса связан с его желанием заглянуть в будущее.
Осуществимо ли оно? В этом, похоже, сомневается сам автор.
     Такова эволюция образа Родины в произведениях Райниса, которую можно представить следующим образом: от этапа «Я и Родина» через этап «Мой народ и Родина» к завершающему этапу «Мир и Латвия в этом мире».

ЛИТЕРАТУРА

Daukste-Silaspro;e I. Ievads. Rainis J. P;t, v;ji;i. R;ga. Zvaigzne ABC. 2015.
Z;l;tis J. Personv;rdi Rai;a lug; „P;t, v;ji;i”. (18.10.2015.).
 Абызов Ю. Еще раз о русском Райнисе. Даугава. 1981. №№ 8, 9. http://www.russkije.lv/ru/pub/read/y-abizov-rainis/  (11. 09. 2015.).
Райнис Я. Стихотворения. Пьесы. Электронная книга. http://www.ruslit.net/preview.php?path=//&fname=.txt (04.09.2015.).
Райнис Я. Я искал правду. Рига. Лиесма. 1988.
К. Г. Юнг, Человек и его символы. СПб. БСК. 1996.


Рецензии