Застывшие мгновения на фото

*

Таня и Кешка любили свой посёлок. Правда, они не смогли бы объяснить за что и почему, но это не мешало им свято верить, что лучшего клочка земли на свете нет!
Началось всё с классного часа, на котором был очень интересный доклад о Второй Мировой Войне, и Вера Павловна рассказала об обороне посёлка. В центре села стоял памятник защитникам Селевановки, даже имена героев были выгравированы на нём. С тех пор, для детей мир замкнулся на родном посёлке, который становился всё меньше и меньше. Многие жители покидали дома и уезжали в города, в поисках работы. Другие пытались выбить хоть какой-то капитал и продавали дома горожанам под дачи. Всё лето эти "дачники" не давали жить спокойно сельчанам - шум, попойки, замусоренный берег реки...
Но большинство домов были просто брошены - двери и окна заколочены, и Таня с Кешкой рассматривали их, как пиратские корабли.
В этот деть шёл дождь, и с самого утра было подавленное настроение. Посёлок провожал в последний путь бабу-Глашу, старожила села, на памяти которой посёлок процветал. Все горестно вздыхали и поминали недобрым словом её детей, которые даже на похороны не явились.
Когда вынесли гроб, две соседки отправились в местный клуб, чтобы начать накрывать столы для поминок. Делали всё всем миром. Не впервой...
Пока взрослые были заняты, дети пробрались в дом. Это было интереснее, чем торчать на кладбище под дождём.
Ничего особенного в доме не было - как у всех. Внимание детей привлекло лишь огромное количество фотографий на стенах. На них были незнакомые люди, молодые и старые, красивые и не очень...Самое интересное - многие из них были диковинно одеты.
Кешка был помладше, и вид некоторых шляп на женских головах вызывали у него улыбку. Смеяться вслух он боялся - а вдруг дух умершей ещё бродит в доме?
Танюшка смотрела, не отрываясь, на изумительные наряды дам, на их милые лица...на мужчин с чопорными усами и прилизанными причёсками.
Мысли её были далеко. Она не видела ядовитой улыбки Кешки, не слышала дождь за окном - она размышляла.
Все эти люди жили когда-то давно. Такую одежду она видела только в кино, про революцию. Их всех давно нет в живых. А баба-Глаша разговаривала с ними, видела их живыми...По крайней мере, она точно знала, кто они.
На пожелтевших фотографиях улыбались люди в тот миг, когда вспыхнула камера. Эти улыбки, маленькое мгновение их жизни, были навечно запечатлены на снимках.
Мама часто показывала любопытной Танюхе фото своего деда, павшего на войне. Девочка отчётливо чувствовала разницу в тех и этих фотографиях. Только последние - детей и внуков, были неинтересны. Ничего особенного, такие были у всех.
Когда детей позвали обедать, Таня вздрогнула. Она вернулась в сырую, серую реальность, и ей стало не по себе от мысли, что когда-то и её фотографии покажутся кому-то взглядом из глубокого прошлого.
День подходил к концу. Сельчане разбрелись по домам, а Таня перед сном спросила маму:" Мамочка, а люди с фотографий, они нас видят в самом деле?" В её вопросе был страх и неуверенность. "Нет, моя милая...они нас не видят. Это же, как картинка! Но надо всегда думать о том, что когда ты поступаешь плохо, тебя могут увидеть с неба, ушедшие родные люди и друзья. Поэтому, поступай всегда так, чтобы не было причины стыдиться за содеянное."
Девочка долго думала над словами мамы, да так и заснула.
Утром сияло солнце. Все уже давно встали и отправились по своим делам, когда Танюха проснулась. Она потянулась и заулыбалась иконе в углу комнаты: "Буду поступать только хорошо!"
Что ж...будем надеяться, что этот сумасшедший век, не отнимет у неё иллюзии и надежды.


Рецензии
Будем надеяться!

Вадим Константинов 2   15.09.2019 11:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим!

Елена Нацаренус   16.09.2019 14:51   Заявить о нарушении