О пользе изучения трудов святых отцов Церкви

     По-настоящему счастливая жизнь маловероятна без внутренней работы над собой, без осмысления жизненного опыта, как своего, так и других людей. Развлечения и удовольствия, конечно, вещь занятная, но без глубины и внутренней силы и умения совладать с языком и эмоциями, человек так и останется подростком-эгоистом. Вряд ли кто станет оспаривать истину, выдержавшую тысячелетия, что человек тогда по-настоящему счастлив, когда делает счастливыми других. И здесь к нам на помощь спешит стая современных психологов. Прошу заметить, глубинная личностная психология – это наука, а нас напитывают бульварной с запашком не оригинальной пошловатости психологией. Скука, одним словом. И чему же учат расплодившиеся «лекари души», снующие в округе и затыкающие неокрепшие рты «таблеткой от одиночества»? Если проанализировать – то крайне мелкому эгоцентризму. Однако право каждого человека – следовать или нет их советам и методикам.

     Но для тех, кому эгоистические мотивы потребления вещей, удовольствий и людей чужды, и для тех, кто желает узнать подлинные без прикрас глубины человеческого сердца, существует тот живительный источник истинного понимания природы человека, бесценного опыта возрождения многих личностей и осмысления законов общественной жизни и законов Духа. Этим источником являются труды святых подвижников Православной Церкви. Что ценно в этих трудах помимо глубины и широты осмысления, опыта? Все эти святые были в своей жизни ведомы Самим Богом и, естественно, вели ту самую богоугодную жизнь, к которой необходимо стремиться человеку, если он желает спасения.

     Бог Сам – Истина. Именно поэтому истины и выводы, обоснованные и выведенные разными и многими святыми, которые жили в отдаленных друг от друга уголках мира, в разные века и в различных обстоятельствах: кто-то был монахом, кто-то пустынником, кто-то затворником, кто-то исповедником, кто-то мучеником, кто-то богословом, кто-то мирским священником и так далее, именно поэтому истины и выводы всех святых совпадают практически до мелочей. В них нет противоречий. Православная Церковь допускает личное богословское мнение, если оно не противоречит учению Церкви, но в большинстве вопросов, для верующего человека это и не удивительно (благодать Божия едина во все времена), мнения богословов идентичны и дополняют друг друг.

     Вот она настоящая, искренняя и, главное, спасительная психология и психотерапия духа, души и даже тела. Изучив те глубины и тонкости веры, которые открываются в трудах святых отцов Православной Церкви, уже не сможешь быть прежним.  Те, кто погрузились в мир подлинной силы духа, разума, красоты и чистоты – не пожалели об этом.

     Следует обратить внимание, что Православная Церковь признает полезными и спасительными труды только православных подвижников, поскольку в трудах верующих, ушедших в раскол или ересь, как догматические вопросы, так и опыт духовной жизни сильно искажены и могут принести вред душе читающего, посеяв неверное представление о вопросах Веры и духовной жизни.

     Прилагаю список имен самых известных святых отцов Православной Церкви:

Святитель Игнатий Брянчанинов; Святитель Феофан Затворник; Святитель Василий Великий; Святитель Григорий Богослов; Святитель Иоанн Златоуст;
Святой преподобный Максим Исповедник; Святой преподобный Силуан Афонский; Святой преподобный Иоанн Лествичник; Святой преподобный Исаак Сирин, Святой преподобный Иоанн Дамаскин; Святитель Григорий Нисский; Святитель Афанасий Великий; Святые преподобные оптинские старцы.

     И многие другие святые оставили труды своего духовного опыта, не такие обширные, но не менее полезные, например, Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Святитель Лука Войно-Ясенецкий, архимандрит Иоанн Крестьянкин и другие. 


Рецензии