Гданьский диптих

I. Ветер

Летним утром над садом – райское
в годовщины Сараево с Гданьском
проливается золото с синего меха.
Двери Эреба грохочут на полегоне.
Гаубицы рифмуют эха
дрожью окон. Невозмутимость
звезды, соло по-самурайски,
на каждом яблоневом погоне –
в 3D копиях Солнц. Неукротимо
нитрат аммония
оделяет детей Помоны и Клио
вкусом родства, сходством агоний.
Вегетация – суть женского рода.
Соль (ускоритель, финал) – мужского. 
Поди соскочи с этих качелей!
Красота по-польски будет «урода».
Аще корень «род» красному праоснова –
при чём тут пеннорождённая Боттичелли
с гаммой неразведённых коленей?
Логос вооружается языком,
отдающим приказ «огонь».
о эти паданки и предплечья!   
Веткам губ окоём не вскрыть рогами оленей.
Веко к веку подносит яблоко и слезится.
Букраний света катится посолонь
и Земля, истекающей речью
узнавая под опереньем лица


II. Дифференциал

На немецкую фижму –
французский лоск.
Ах, история – воск:
лей на воду, смотри канкан.
Фронтоны в буклях подносят тост
облакам.
Отсекая бурунный гул мостовых в
 отмелях лиц,
покажи полуостров и ржавые рвы,
где помётом птиц
разлетались камни в тридцать девятом,
молчали в сороковом –
бессмертник ветра в синих заплатах
катит багровый ком 
света в простывший раструб ствола
зенкой зенитки войн,
катятся головы со стола
бойни для мировой
каши с подливой из мёртвых душ.
ягод червонных сок –
вереску-эрике славный душ
в затылок, грудь и висок –

…Над Вестерплатте, Ойцовска-двор,
Бискупия-горка – тишь.
Ярости мёртвых истлел затвор.
Разрыв, на котором стоишь –
глубже беспамятства. 
                Выпей настой
костного мозга звёзд –
видишь? под каменной кладкой – сто
мостов в грозовую Оз.

Едвабна и Кельце, Катынь, Волынь –
кровь в жилах и кровь из жил:
у прошлого нет бескровных пустынь.
Но боль охраняет жизнь.
Врывайся, сердце-метеорит,
в топкую гладь эпох,
турьим железом Оксывы бури.
Где пульс – там рядом Молох.
История света как чёрных дыр
прирост к скоростям души –
вписана в формул прозрачный дым,
в сознания виражи,
когда от слякоти наших слёз
ночь отрывает взгляд,
смеётся девочкой, и белёс
ресниц её звукоряд






Некоторые примечания.

Пеннорождённая Боттичелли – имеется в виду картина «Рождение Венеры» С. Боттичелли, написанная под влиянием поэзии  А. Полициано и философии М. Фичино (в Венере - образ небесной красоты, соединяющей гуманизм, милосердие и любовь, их постижение ведёт смертного на небеса).
Покажи полуостров… - см. далее Вестерплатте.
Кровь в жилах и кровь из жил – у польского поэта Юлиана Тувима в  его манифесте «Мы, жиджи польсцы...» есть строчка: «Двояка ест крев: та в жилах и та з жил» («есть кровь в жилах и кровь, текущая из жил»).
Вереску-эрике – народная немецкая песня «Эрика» (женское имя Erica – нем. «вереск»), во времена нацистов из неё сделали военный марш.
Вестерплатте, Ойцовска-двор, Бискупия-горка – места, связанные с оккупацией немецкими нацистами территории Гданьска. Полуостров Вестерплатте – здесь в 1939 г. началась II Мировая война, маленький польский гарнизон военно-транзитного склада восемь дней сдерживал несопоставимо превосходящие силы противника, Ойцовска-двор – улица в Гданьске, где сохранился квартал, построенный в 1939-40 гг. для офицеров СС, Бискупия-горка – квартал в Гданьске, где со времён  войны всё выглядит практически так же, как тогда, рядом с этим кварталом – здание Гестапо и  старое еврейское кладбище, разрушенное нацистами.
Оксыва – деревня в Северной Польше (Гдыня, рядом с Гданьском), давшая название так называемой археологической Оксывской культуре (6-8 в.), возможно, именно здесь находился тот очаг, из которого происходило расселение славян.
Турье железо – один из характерных мотивов Оксывской культуры – стилизованное изображение рогатой головы быка (в украшениях, застёжках,  керамике).
Едвабна и Кельце – места массовой резни евреев на территории Польши в 1941 г. и в 1946 годах, учинённые местным населением.
Катынь – место тайного расстрела польских военнопленных войсками НКВД (1940 г.).
Волынь – место геноцида поляков, устроенного националистами из УПА и местным населением (1943-44 гг.).
История света как чёрных дыр – чёрные дыры Вселенной – источник появления сверхновых звёзд.


Рецензии
Доброго века, Валерия, и здравствуйте всегда.

Ваши стихи от стихов подавляющего большинства современных стихосложенцев отличает особый мир, создаваемый Вами. Этот мир не является плоским и обыденным, мне он представляется фрактальным и полисемантическим по своему внутреннему содержанию. Очевидно это следствие особого восприятия Вами окружающей действительности. Мир ваших стихов уникален. Здесь не нужны никакие оценки мастерства стихосложения, поскольку для Вас высшая ступень мастерства - давно покорённая вершина, как и виртуозное владение гаммой выразительных средств.
Чтение ваших стихов, это само по себе особый труд для искушённого читателя и они не предназначены для "употребления всуе", как не предназначено к распитию в подворотне изысканных выдержанных алкогольных напитков.
Мне весьма жаль, что современность бедна на публичную литературную и поэтическую критику. (Хотя это, возможно, мнение, порождённое моей дремучестью и недостаточным кругозором). Сам я никак не могу повлиять на эту ограниченность, поскольку являюсь дилетантом от поэзии, самоучкой и любителем, не имеющим какого-либо профильного образования. Да и окружающая меня реальность не способствует глубокому философствованию, поскольку основные жизненные силы расходуются просто на выживание.
Некто Снукс и Панов предполагают, что человечество в самое ближайшее время совершит гигантский скачок в развитии, и экспонента графика предполагаемого развития уже в наши годы резко устремляется вертикально вверх. Увидим: правы ли они.

Ещё о ваших стихах. Мне они представляются редчайшими и уникальными бриллиантами в совершенно неохватном количестве окружающего их пургословия. (Оно - стихоблажие, на мой взгляд, тоже имеет право на существование, ибо в любом случае много лучше алкогольного или наркотического дурмана - пусть лучше пишут, чем пьют или колются. Да ещё и является первой ступенью приобщения к родникам Поэзии).
Так вот невольно вспомнишь: "лицом к лицу, лица не увидать..." Истинная оценка ваших произведений ещё грядёт, но, я думаю, это дело нам недоступного будущего.
А вот не знаю здесь кстати или нет: мне претит безудержное восхваление господ Пушкина и Лермонтова, коих я совершенно не почитаю за великих поэтов. Для меня примерами настоящей поэзии являются многие творения Маяковского, Есенина, Высоцкого, Пастернака. Хотя суждение моё в этом, возможно однобоко.
Вам же, Валерия, желаю внутренней стойкости перед жизненными невзгодами, творчества, приносящего радость и удовлетворение и светлого будущего осенённого щедрой рукой провидения.

Шепотом: в четвёртой строке возможно опечатка - д.б. полигоне.

С уважением, искренне Ваш

Юрий Гридасов   08.01.2020 13:39     Заявить о нарушении
Дорогой Юрий, спасибо Вам за Ваше внимание и ща слова подлержки и воодушевления. Пушкин дальше от нас по времени, чем поэты начала и середины 20-го, потому и звучание его строк не часто совпадает с нашим слухом... И парадоксальным образом поэтика их предшественников порой отзывается острее. Прозрачная ясность Пушкина в наше время кажется чем-то излишне дистиллированным, Лермонтов с его горечью и порывом как-то ближе. Некоторые его вещи я очень люблю, в трм числе прозу...
Я думаю, что только ставя себе очень трудные задачи, попадая в жернова апорий, можно сделать что-то смешающее точку сборки.
Вам я искренне желаю радости и творчества в Новом году!

Валерия Исмиева   10.01.2020 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.