Космос в русской поэзии!

Открытием для меня стал тот факт, что известный русский поэт С. Есенин,
 «певец деревни», как мы привыкли его называть, не просто не обошел  тему Космоса,
а даже создал целый сборник стихов «Поэзия Космоса».

                Братья мои, люди, люди!
                Все мы, все когда-нибудь будем,
                В тех благих селеньях будем,
                Где протоптан Млечный Путь.

Поэт чувствовал себя странником, несущим на плечах «нецелованный мир» вселенной:
               
                Свят и мирен твой дар,
                Синь и песня в речах,
                И горит на плечах,
                Необъемный шар!..
               
                Закинь его в небо,
                Поставь на столпы!
                Там лунного хлеба
                Златятся снопы.

В те времена, когда космизм  Есенина мог казаться да и казался наивным,
как, в частности, и космизм  Циолковского, слова не признанного в то время ученого прямо перекликаются со словами поэта.
 
«Освоение космоса принесет человечеству бездну могущества»,
- писал Циолковский. Об этом же говорил поэт:
               
                Плечьми трясем мы небо,
                Руками зыбим мрак.
                И в тощий колос хлеба,
                Вдыхаем звездный злак.


Представители русского космизма

Михаил  Васильевич Ломоносов,
Константин Эдуардович Циолковский ,
Владимир Иванович Вернадский,    
Николай Константинович Рерих, 
Елена Ивановна Рерих,
Иван Антонович Eфремов,
Сергей Павлович Королёв,
Юрий Алексеевич Гагарин
и многие другие.

Человек и космос в поэзии

                Благословляю вас, леса, 
                Долины, нивы, горы, воды!...
                И солнца свет, и ночи тьму,..
                И в небе каждую звезду!
                А.К. Толстой

Поэзия А.А. Фета- поэзия намеков, догадок, умолчаний.
Стихи- это лирические миниатюры, с помощью которых поэт передает
 «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».

Родина поэта- это мир в целом: земля, небо, звезды- вселенная,
 частицей которой он себя ощущает.

Контантин Паустовский утверждал, что Фет приблизил космос
«к нашему, человеческому, земному восприятию».
 В стихах Фета мы видим образ человека, тоскующего по вечности
 и желающего быть причастным к ней.

В стихотворении «Я долго стоял неподвижно…»
мы находим прямое указание на такую причастность:
               
                Я долго стоял неподвижно,
                В далекие звезды вглядясь,-
                Меж теми звездами и мною
                Какая-то связь родилась…

Поэт обращается к звездам как к родным ему существам:
 «И счастья ищем мы земного не у людей…»
Он ощущает себя, землю, на которой он живет, как единое.
Земля- его колыбель, Вселенная- родина:
               
                Какая ночь! Алмазная роса,
                Живым огнем с огнями неба в споре,
                Как океан, разверзлись небеса,
                И спит земля- и теплится, как море.
               
                Мой дух, о ночь, как падший серафим,
                Признал родство с нетленной жизнью звездной,
                И, окрылен дыханием твоим,
                Готов лететь над этой тайной бездной.

Важная особенность лирики Тютчева- ее космический характер.
 Мысль поэта обнимает все мироздание, в его воображении встают грандиозные картины, в которых небо противопоставлено земле, горы- долинам, север- югу.
 При этом поэт искренне верит, что у неба, звезд, гор, моря
- своя, таинственная жизнь, и она притягивает своей загадочностью:
               
                Не то, что мните вы, природа-
                Не слепок, не бездушный лик:
                В ней есть душа, в ней есть свобода,
                В ней есть любовь, в ней есть язык.

Многие поэты 19 века уподобляли природу живому существу,
 но у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый  мир.

Поэт-философ считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок,
 и даже весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый  невидимым дирижером:
               
                Люблю грозу в начале мая,
                Когда весенний, первый гром,
                Как бы резвяся и играя,
                Грохочет в небе голубом.

Для Тютчева красота и праздничность, великолепие природы,
 ликование ее и людей взаимосвязаны. Рисуя картины природы,
поэт размышляет о загадках мироздания и вечных вопросах человеческого бытия:
               
                Зябь ты великая, зябь ты морская,
                Чем это праздник так празднуешь ты?
                Волны несутся, гремя и сверкая,
                Чуткие звезды глядят с высоты.

Поэт открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, показывая неисчерпаемость и загадочность земного и космического мира, подчеркивая приоритет природы в отношениях между нею и человеком:
               
                С горы скатившись, камень лег в долине.
                Как он упал? Никто не знает ныне-
                Сорвался ли он с вершины сам собой,
                Иль был незринут волею чужой.
                Столетье за столетьем пронеслося:
                Никто еще не разрешил  вопроса.

Под «космизмом» в широком смысле слова часто воспринимают целый поток культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, поэтов, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже с древних времен. Славянским народам была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человеческой.

 Такие космические объекты, как Солнце, Луна, Звезды принимали деятельное участие в жизни людей. Они пытались постичь и понять тайны космического пространства.
 Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Ответы на эти вопросы менялись по мере взросления человечества.

 На каждом этапе этого пути человек, глядя на звезды, объяснял космос по-своему, но все ощущали прочную связь Вселенной, Космоса с миром человека, с его жизнью и духовностью.

Семью, дом славяне уподобляли части Вселенной. Один из исследователей русского космизма Ф.И. Гиренок уверен: «Русский космизм потому и называется русским,
что космос в нем предстает в изначальном смысле слова «вселенная»,
т.е. как дом, в который еще надо вселиться. Но не поодиночке, а всем миром».


         Космические мотивы в поэзии 20 века
                И, если подлинно поется
                И полной грудью, наконец,
                Все исчезнет- остается
                Пространство, звезды и певец!
                О. Мандельштам

В конце 19-начале 20 вв. в кругах литераторов и поэтов все больше и больше звучала тема поиска братьев по разуму. Вера в то, что где-то там в бескрайних просторах вселенной есть другие цивилизации, похожие на нашу,
вдохновляла и В.Я. Брюсова:
             
               И, сын земли, единый из бессчетных,
               Я бесконечность бросаю в стих,-
               К тем существам, телесным иль бесплотным, 
               Что мыслят, что живут в мирах иных.
               Не знаю, как мой зов достигнет  цели,
               Не знаю, кто привет мой донесет,
               Но если те любили и скорбели,
               Но если те мечтали в свой черед,
               И жадной мыслью погружаясь в тайны,
               Следя лучи, горящие вдали,-
               Они поймут мой голос не случайный,
               Мой страстный вздох, домчавшийся с земли!

Стихи Брюсова созвучны чувствам и мыслям, обуревающим современное человечество
21 века. Они утверждают величие Человека, мысль и дело которого не знает преград. 
Искусство и Космос- Темы вечные и неисчерпаемые, и каждый виток истории придает им новое звучание.
 Об этом же стихотворение А. Блока, написанное им в мае 1905 года:
               
              Все бытие и сущее согласно
              В великой, непрестанной тишине,
              Смотри туда участно, безучастно,-
              Мне все равно- вселенная во мне.
             
              Я верую, и чувствую, и знаю,
              Сочувствием провидца не прельстишь.
              Я сам в себе с избытком заключаю
              Все те огни, которыми горишь.
             
              Но больше нет ни слабости, ни силы,
              Прошедшее, грядущее- во мне.
              Все бытие и сущее застыло
              В великой, неизменной тишине…

Стихотворение «Послушайте! Написано В. Маяковским в 1914 году.
 Стихотворение- крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!»

Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а как бы выдыхает это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на равнодушную природу, это жалоба на человеческое равнодушие:
            
              Послушайте!
              Ведь, если звезды зажигают-
              Значит- это кому-то нужно?
              Значит- кто-то хочет, чтобы они были!

А дальше… речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот, для которого без звездного неба
 немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние так велико, что ему просто не перенести
 «эту беззвездную муку». Он глубоко и тонко чувствует и переживает все,
что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми:
               
               Послушайте!
           Ведь, если звезды зажигают-
          Значит, это кому-то нужно?
         Значит- это необходимо,
          чтоб каждый вечер над крышами,
        Загоралась хоть одна звезда!

Тема активной эволюции, сознательного этапа развития природного мира находит яркое воплощение в поэтическом творчестве Н.А. Заболоцкого.
 
Единство микро- и макрокосмоса, восприятие природных факторов
 через призму добра и зла, наличие разумного начала в природном мире
находят отражение в его поэзии:
               
                Мир однолик, но двойственна природа,
                И подражать прообразам спеша,
                В противоречьях зреет год от года
                Свободная и жадная душа.
               
                Не странно ли, что в мировом просторе,
                В живой семье созвездий и планет
                Любовь уравновешивает горе
                И тьму превозмогает свет?
               
                Недаром, совершенствуясь от века,
                Разумная природа в свой черед
                Сама себя руками человека
                Из векового праха создает.

Заболоцкий переписывался с Э.Циолковским, интересовался «научной этикой» ученого, рожденной наукой о космосе. В поэзии он исследовал мир и природу человека как эволюцию, осознавшую саму себя. Особенно близка была поэту мысль Циолковского, выраженная в «Воле Вселенной» об уничтожении всяких страданий, о том, что космос подобен добрейшему и разумному.

Заболоцкий понимал, что на пути разумного освоения космоса лежит плоский рассудок и этическая неполноценность. Возможно, «преображению» человека поможет природа, которая будет давать «уроки» человеку.

В стихах Заболоцкого воплощается идея многообразной и многосложной связи духовной личности с окружающим миром, взаимоотражения мира природы и человеческой культуры.
   
Эта же мысль звучит и во многих стихотворениях Н. Рубцова.
По мысли поэта, человеку для полноты бытия необходима живая трепетная связь с миром- с природой, со всем «простором- небесным и земным»,

               Чтоб возвратиться в отчий дом,
               Чтобы однажды в доме том,
               Перед дорогою большою,
               Сказать:- Я был в лесу листом!
               Сказать:- Я был в лесу дождем!
               Поверьте мне: я чист  душою…

Нравственное состояние души у Рубцова определяется
ее гармоническим единством с миром:
             
               И всей душой, которую не жаль,
               Всю потопить в таинственном и милом,
               Овладевает светлая печаль,
               Как лунный свет овладевает миром…

«Космизм» стихотворений Рубцова- в слиянии души поэта с миром.
Окружающим его не на каком-то конкретном «клочке земли».
А «во мгле мирозданья», в том, что
               
                Звезда полей горит, не угасая,
                Для всех тревожных жителей земли,
                Своим лучом приветливым касаясь
                Всех городов, поднявшихся вдали.
               
                «Космическая» тема сегодня
               
                Пульсирующий свет далеких цефеид,
                Напоминает нам биение сердец.
                Вселенной изучаем алфавит,
                Заглядывая в звезд ее ларец.
                Л. Кузьминская

«Человек и Вселенная»- вечная тема, достойно продолжающаяся в поэзии 21 века.
               
                Звездный холод множества миров,
                С бездонной далью бесконечной,
                Не может заглушить наш страстный зов:
                К любви, познанью, дружбе вечной!

Эти замечательные строки из стихотворения «На перекрестках звездных дорог» принадлежат Аркадию Полякову. Поэт убежден, что человечество все так же притягивает Вселенная:
               
                За большаком у Млечного пути,
                Среди простора мирозданья,
                Другой такой земли нам не найти,
                Где бил бы так родник познанья.

Поэтическое слово таит в себе мироздание, предвещая космическое будущее России:
               
                В Галактике- из миллиарда звезд,
                На маленькой и голубой планете,
                Сыны твои, лишь выпорхнув из гнезд,
                Мечтают братьев встретить на рассвете.

Поэт убедительно доказывает неразрывную связь человека и космоса.
 И Человек, и Вселенная должны быть поняты и услышаны:
               
                На первый взгляд безмолвны звезды,
                Что смотрят, будто сквозь тебя,
                Молчит туманность Андромеды,
                Безмолвны космоса моря.
               
                Но космос, звезды и планеты,
                Живут, поют, порой кричат,
                У них свои от нас секреты,
                Не все их разгадали мы пока.
               
                Я не берусь раскрыть законы,
                Но истина всегда одна,
                Есть общие для всех каноны,
                И для звезды и для меня.
               
                Звезда рождается вся в муках,
                Как человек сквозь плач крича:
                -Я «Новая», смотрите, люди!
                Примите в мир меня любя.


 Знакомство Натальи Дмитриевны Спириной с творческим наследием великой семьи Рерихов и его жемчужиной- Учением Живой Этики- навсегда определило направление ее интересов. Ее стихи о мире, космосе, предназначении человека  получили огромное признание:
               
                У каждого из нас своя орбита,
                И солнце каждого- свое…
                Но в Беспредельность дверь открыта-
                Войди в нее.
               
                Тебе назначены дороги,
                В чертоги огненных миров…
                Не спотыкайся о пороги,
                Чужих домов.
               
                В грядущем- радость, мир сужденный,
                И океаны дальних звезд…
                А позади в низине темной
                Сожженный мост.
               
                Не медли на границе Света,
                От снов туманных пробудись.
                И устремись в лучах Рассвета,
                Вперед и ввысь.
Все творчество Нататальи Спириной помогает людям обрести мировоззрение,
 понять истинный смысл жизни:
               
                Всем нам назначено. Все наше.
                И наши- дальние миры.
                Вселенской красоты дары,
                И Знаний огненная чаша.
                Кто дерзновенью своему
                Границ не ставит- все тому;
                И Светом путь его украшен!

Очень достойно звучит тема космоса в стихах Ларисы Кузьминской.
 Она профессиональный астролог, психолог, парапсихолог-бакалавр астрологии.
 И кому как не ей задать человечеству вопрос:
               
                Готов ли ты шагнуть за горизонт?
                Преодолеть земное тяготенье?
                Раскрыв мечты своей блестящий  зонт,
                Постичь полета дивное мгновенье?

Ворвавшись в космос, человек открыл свое пространство для творчества.
Кузьминская преклоняется перед миром Вселенной,
 благодаря которому, может быть, существует человек:
               
                В глубины вод вселенских погружаюсь,
                На дне хранятся тайны и секреты,
                К ним прикоснувшись, к жизни Возрождаюсь,
                И возвращаюсь на свою планету.
               
                Как беспредельно море мирозданья,
                Его постичь не хватит тысяч жизней,
                Мы божьи твари, мы его созданья.
                Несовершенные, заблудшие, капризные.
               
                Желаем взять- не приложив усилий,
                Хотим узнать- не изучив науку,
                Стремимся погрузиться в изобилье,
                В блаженство, не постигнув муку.
               
                В глубинах вод вселенских столько света,
                Вдыхай в себя небесный свежий воздух,
                На все вопросы ты найдешь ответы,
                Лишь обратившись к небу, к Богу, к звездам.
               

 
                Мы дети Космоса, и наш родимый дом,
                Так спаян общностью, и неразрывно прочен,
                Что чувствуем себя мы слитными в одном,
                Что в каждой точке мира, мир сосредоточен.
                А.Л. Чижевский

У каждой эпохи свой космизм. Но разве хоть чуточку изменился «бег светил»,
да нет- мир все тот же, другим становится человек,
по- другому начинает видеть этот мир, а следовательно,
 претерпевает изменение и космизм, как представление о мире в его целостности, включающей как Творца, так и его творение.

 Современные научные взгляды дают возможность предположить, что на уровне излучений человек и Вселенная- единое существо. И в русской литературе человек выступает, как существо космическое, неразрывно слитное со всем мирозданием, постоянно претерпевающим изменения.

«Как мир меняется! И как я сам меняюсь!»- восклицал Заболоцкий.
 Действительно, всему живущему в природе дано: зачатие, рождение, жизнь и смерть.

Современные поэты утверждают: «Рождение, смерть- как все обычно!»
но, наверное, не так уж обычна эта вечная загадка живой природы,
 которая будоражила умы многих поколений.

Разрешается она лишь во внутреннем духовном мире каждого человека.
  Духовная жизнь напрямую связана с космической жизнью.
 
И.А. Бунин писал: «Поэт должен быть отзывчив на всякое движение души,
он должен жить одной душой с людьми и природой».


Рецензии