Монумент единения Вильгельму и Барбароссе

После того, как  мы посетили удивительную и загадочную пещеру Барбаросса, я думала, что вряд ли уже когда-нибудь встречусь с этим, значимым по сей день для немцев, именем. А встретилась с ним снова  много лет назад на следующий же день, когда наш немецкий друг Эрвин  снова  повез нас к горному массиву Гарц Кифхойзер, покрытому зеленым лесом и  расположенному в Тюрингии на границе с Саксонией.

Помимо пещеры Барбаросса  с северной стороны этого красивого горного места сохранились руины старого замка Кифхаузен. И именно в этом загадочном месте, на высоте около  400 метров, был построен грандиозный, величественный комплекс Кифхойзер.  Это знаменательное для немцев место и хотел показать наш немецкий друг.

Конечно, монумент произвел на меня неизгладимое впечатление, и я помню до мелочей этот день по прошествии многих лет. Увидев это творение архитектуры, невозможно  не задуматься о  пристрастии к монументальной архитектуре  правителей и народов в разные времена истории той или другой страны.

Мы хорошо помним, когда после революции 1917 года  наша страна, взамен разрушенных церквей, возвела множество монументальных  памятников, порой не имеющих художественной ценности, но отражающих настроения того периода.

Мы также знаем  лучшие  монументы, посвященные Великой Победе   1945 года, и показывающие гордость и единение нашего народа, где «Родина-мать зовет» вознеслась высоко над городом-героем  Волгоградом-Сталинградом, или величественный памятник советскому солдату со спасенной немецкой девочкой на руках  в Трептов парке в Берлине, где мне тоже довелось побывать, и многие другие. 

Ну и совсем недавние 90-е и нулевые запомнились нам расцветом монументального творчества известного московского скульптора.
 
Так и в Германии 19 век ознаменовался призывом к идее германского единства и величия немецкой нации. Идея эта возникла после завоевания Германии Наполеоном и политического раздробления страны. Для того, чтобы показать  величие нации, с начала 19 века по всей Германии стали создавать гигантские монументы. Одним из них  и явился   памятник Кифхойзер, построенный в  в 1890-1896 годах в честь императора Вильгельма І.

Наш друг Эрвин рассказал нам, что Вильгельм І и Фридрих Барбаросса являются и по сей день самыми известными правителями Германии. Между этими императорами 700 лет истории, но оба старались объединить немецкие земли. И именно этим императорам и было посвящено это гигантское сооружение.

Вильгельм I,  общегерманский император (кайзер), возникшей после объединения страны Германской империи (Второго рейха), правил во второй половине 19-го века,  и очень заботился об увековечивании памяти о себе.  Именно ему посвящено больше всего памятников в Германии. Прусский институт памятников  насчитал 63 скульптурных изваяния, изображающих кайзера на коне, 231 — стоящим, 5 — сидящим и 126 бюстов Вильгельма I. Одна из самых монументальных и величественных статуй находится в городе Кобленце, где происходит слияние рек Мозеля и Рейна.

Но самым большим прижизненным монументом императору является именно Кифхойзер,  к подножию   которого мы и подходили.   Перед нами возникла  гигантская 69-метровая четырехугольная башня, сложенная из 25 000 кубометров красного тюрингского песчаника, с таким же грандиозным постаментом под башней.  Верх ее венчает  королевская корона. Именно такой памятник должен был символизировать собой величие рейха.

Впереди, примерно посередине  башни, и установлена бронзовая конная 
статуя императора Вильгельма Первого, изготовленная профессором Эмилем  Хундризером. В соответствии с гигантскими размерами башни сам памятник императору Вильгельму  производит довольно скромное впечатление. Но когда смотришь на него снизу, то  появляется ощущение, что всадник как будто выскакивает из красной скалы  и демонстрирует мощь, решительность, силу, величие и движение вперед.

Иногда   монумент называют еще именем Барбароссы, так как здесь же присутствует шестиметровая скульптура императора Священной Римской Империи - Фридриха Барбароссы, что в переводе означает Красная Борода. Он восседает на троне и внешне своей длинной бородой напоминает бога  морей Нептуна. Трон Барбароссы  находится в основании монумента  и изображает  по одной из древних немецких легенд стилизованную пещеру.  Фигура Фридриха Барбароссы, изготовлена 
профессором Николаусом Гайгером.

По крутой винтовой лестнице, которая располагается в башне  и состоит из 247 ступенек, мы поднялись на верхнюю смотровую площадку, вид  с которой в яркий солнечный день просто захватывал дух, от восторга появилось ощущение полета над всем  великолепием прекрасной тюрингской земли. Лучи солнца скользили по зеленым кронам деревьев, густо покрывавшим горный массив, после которого гора плавно переходила в прекрасную, зеленую, солнечную, цветущую равнину. Высота монумента и сама гора позволили увидеть сверху все стороны света настолько, насколько это было возможно с  высоты, доступной только  птицам в полете. Немецкий друг  акцентировал  наше внимание на том, что в замысле  монумента было именно это - величие нации и единение  немцев со всех четырех сторон света, которые видны сверху.

Почему  оба императора оказались рядом на  монументе?  Думаю, как раз из-за легенды о Фридрихе Барбароссе, которую я рассказала ранее. По легенде   император Фридрих I Барбаросса нашел свое последнее пристанище в пещерах этой же горы Гарц. Он не утонул во время крестового похода, что следует из исторических документов, а вместе с шестью другими рыцарями до сих пор ждет в пещере. И вернется, чтобы спасти Германию от угнетателей, когда  его борода вырастет  такой длины, что ее можно будет три раза обернуть вокруг стола.

За два дня с помощью нашего немецкого друга мы смогли сначала спуститься в мрачную пещеру Барбаросса, а на другой день - подняться вверх на грандиозный величественный монумент  императоров Вильгельма 1 и Фридриха Барбароссы и почувствовать своеобразный контраст между подземельем и небом.(За месяц до этого семья Эрвина была у нас в гостях в Петербурге, и мы показывали им наши красоты и так же поднимались на смотровую площадку Исаакиевского собора).

Думаю, нам русским близка идея объединения нации. И  мы знаем, что немецкая нация смогла объединиться, выполнив чаяния двух императоров и многих поколений немцев, и уже давно не существует берлинской стены, разделявшей один народ. К тому же многие немцы смогли уехать в Германию из наших бывших союзных республик.

Вот и подумала в связи с этим, а какие же имена русских правителей и монументы им вызывают у современных россиян желание к единению? Единению русских людей и всех народов, населяющих нашу великую страну, я уж не говорю о единении всех славян, которые долго жили в гармоничном единстве. Знаю только, что большое количество русских людей осталось за границей из-за распада страны. А сколько русских военных пенсионеров,  с честью и доблестью служивших Отчизне, живет с тоской о России. Все это вызывает большое сожаление. Вот такие обобщающие стихи о вынужденных эмигрантах написал мой земляк Александр Анфилатов, оставшихся на чужбине не по своей воле:

А осень тянется уныло,
И снега нет, хотя пора…
Земля от холода простыла,
И плачет с ночи до утра.

Текут по окнам снова слезы,
Не спят деревья под окном.
Шумят российские березы,
Хоть за границей мы живем.

Но все вокруг считаю русским,
И поле, желтые леса.
Мне без России очень пусто,
Я в ней, родимой, родился…

А вот живу, и ем ( за деньги)
Нерусский и постылый хлеб,
Я б все отдал за те мгновенья,
Чтобы вернуться. Но для всех

Я эмигрант, изгой и странник,
Но что же делать мне порой.
Своей судьбы я сам избранник.
Но верь, Россия, я с тобой!

Что касается большинства грандиозных монументальных памятников, думаю, многие из них далеки от истинной эстетики, но являются историческими вехами в определенный период времени и несут с собой идеи  важного или сложного периода жизни той или другой страны.


Рецензии
Добрый день, Нелли!

Совсем недавно вернулся из Питера, где встречался с Дмитрием Андреевичем Достоевским, Вы знаете. Так он все-таки смог по чуть-чуть издать свою книгу воспоминаний, которая называется "Nota Bene моей жизни". Книги издавать сейчас очень дорого, особенно небольшими тиражами. А на большие тиражи нужны большие деньги и потом нужно будет этот большой тираж продавать. Это займет много времени.
С интересом прочитал Ваше продолжение "Пещеры Барбароссы". Это очень похоже на воспоминания Достоевского, который тоже жил в Германии. Очень интересные и поучительные рассказы. Вот бы собрать их тематически и опубликовать где-нибудь на портале, у которого много читателей. Возможно, дети Вам в этом помогут.
Рассказы Ваши не только интересные , но и поучительные, и способствуют патриотическому воспитанию.

Спасибо Вам!

С уважением, Сергей.

Сергей Жогличев   18.02.2023 17:47     Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей!
Очень интересно , что Вы встретились с потомком Достоевского, и что он издал книгу воспоминаний. Согласна, что книги сейчас издавать очень дорого.
У меня тоже воспоминания о незабываемых днях в Германии. Все это тогда произвело неизгладимое впечатление , и я не могла им не поделиться .
Спасибо Вам за прочтение и отклик.
С уважением,

Нелли Неженцева   18.02.2023 18:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.