Гражданственность исходит из любви

(О гражданской лирике А.Аврутина и В.Хатюшина)

Если бы создавалась антология поэзии XXI века всего в одном томе, то стихи выдающихся поэтов-современников Анатолия Аврутина и Валерия Хатюшина открывали бы и замыкали её, сколь бы компактна эта антология ни была. Это поэты общечеловеческого значения, чье творчество обретает огромнейший резонанс благодаря тому, что читатель получает возможность не только ощутить радость соприкосновения с духовным миром удивительных по своему богатству личностей, но и постичь истинную поэзию, в которой залежи добра и красоты, мудрости и человечности, огромнейшей любви к своему Отечеству!
Когда-то Гёте советовал: «Если хочешь понять душу поэта, поезжай в его страну детства». Страна детства Валерия Хатюшина, как он сам определяет, связана с подмосковной деревней Починки, с бабушкой, «с долгой недетской тоской», которая, «быть может, дала сильный толчок к развитию и взрослению души». И не совсем простое детство останется в памяти навсегда, станет истоком высокой гражданственности!

Поле, скрытое белой скатертью…
А под дверью парит мороз…
Разлучённый с отцом и с матерью,
Я у бабки в деревне рос…

А мир детства Анатолия Аврутина связан с Грушевкой (микрорайон в Минске), в прошлом железнодорожный поселок, место, где А.Аврутин родился. Малая и милая родина поэта:

Немощен проселок.
Ямы там и тут.
Грушевский поселок.
Яблони цветут…

Часто будет память возвращать туда, где было по-детски уютно, где была мама и томик стихов Пушкина. Здесь формируется будущий поэт-гражданин. Философский словарь понятие «гражданственность» определяет как «нравственную позицию, выражающуюся в чувстве долга и ответственности человека перед коллективом, к которому он принадлежит». Эта сухая формулировка станет манифестом, жизненным кредо поэтов А.Аврутина и В.Хатюшина. Правильное видение добра и зла как основы жизни было заложено в детстве и определило дальнейшую жизненную позицию, которая сделала каждого из поэтов чувствительным ко всему происходящему и чувственным к боли, страданию, несправедливости. И в поэзию вливается широким потоком то, что видится, что дорого сердцу, хотя не всегда приятно глазу: «непроезжие дороги», «тяжёлые тучи», «осколки неба, сполохи огня», «черная вьюга и снежная мгла», а еще «безлюдные аллеи», «жёлтые дожди»…
Родина—народ—мать для поэтов — тот высший суд, перед которым должен держать ответ каждый человек. Без этих святых понятий он теряет опору — становится немощным, никому не нужным.
«Каким-то чудом выжил я на свете, нисколько не озлобившись душой», — напишет В.Хатюшин в одном из стихотворений, датированном 2006 годом. И здесь же: «Я всё же выжил. Но страна — разбита…» Личное в данной ситуации переплетается с общественным, и боль, оттого что разбита страна, кажется страшнее того, что происходит в доме. И «дом унылый — холоден и пуст». Нет привычного пафоса в стихотворении о Родине, и его отсутствие как раз воспринимается в качестве сильной гражданственной вибрации, которая вызывает резонанс в душе читателя. «Разбитость» страны — это уже динамичная метафора, которую можно легко отыскать в стихах любого творческого периода поэта-гражданина Валерия Хатюшина.
У Анатолия Аврутина, глубочайшего лирика по своей природе, мы видим такую же общую трагедию, из которой сложно понять и уловить её мотивы, но мы слышим тревожный голос:

На большую печаль
мне Отчизна ответит печалью.
На рыданье ответит стократным рыданьем она…

Здесь, на мой взгляд, у поэта блоковское понимание поэзии: «Без человека (когда в авторе нет «человека») стихи — один пар». Здесь как раз присутствует «человек» и то человеческое начало, способное «поддерживать диалог» с Отчизною. Стихотворение рассчитано на сильнейшее гипнотическое внушение: между открытой душой лирического героя и его собеседником-Отчизною не существует традиционного расстояния — оно исчезло, растворилось, стёрлось.
Тема «Я и Отчизна» — ключевая в творчестве А.Аврутина и В.Хатюшина, но раскрывается она по-разному. Заметно несовпадение темпераментов душевных состояний: В.Хатюшин часто негодует, видя и чувствуя опасность, беду, сжимающую в кольцо его любимую Россию. И тогда он неистово клеймит врага, не жалея выражений, и в стихи врываются слова с каким-то зверским напором:

Некуда деться мне в городе зверском,
Спрятаться негде от воплей скотов.
В неутихающем грохоте мерзком
Глохнет поэзии трепетный зов…
Нервы и вены — гудящие струны,
Перенатянуты, как на разрыв.
Дни беспросветны и ночи безлунны.
Зреет на сердце убийственный взрыв…

Чем более жёсткой или жестокой оказывалась власть времени, тем настойчивее желание настоящего поэта-гражданина В.Хатюшина противостоять ей, желание сказать о том, что дает человеку возможность выстоять в суровой действительности, и выразить свою гражданскую позицию по отношению к ней.

…Война созрела в нервах и мозгах.
Душить врага нас власти не отучат.
В крови дотла сгорел подкожный страх.
Им нужен Фронт? Они его получат.

У А.Аврутина нет того напора, той бойцовской «громкости», но есть отточенная фраза, доведённая до филигранного совершенства, на острие которой — игла, «кощеева смерть»:

Ну а я побреду…
Дым Отечества горек и едок.
Полстраны побирушек, но все и не в такт и не в лад.
И крылатку свою просто брошу в траву напоследок…
Я настолько горбат!..
Даже страшно, насколько горбат…

Символический образ «горба» как тяжести, как деформации опоры в себе, возникших из-за душевных страданий, является повторяющейся в творчестве поэта ярчайшей метафорой.
Если поэт А.Аврутин напряженно, вдумчиво вслушивается в ритмы времени, предсказывает стихами, пророчествует ими, то поэт В.Хатюшин, как громадный сгусток энергии, занимается созиданием мироздания сам, со всей истовостью показывая, каким должен быть мир для настоящей жизни. Лирическое начало тогда у поэта В.Хатюшина становится публицистическим, у А.Аврутина приобретает философское звучание.
Откуда истоки гражданственности, её сила, её мощь? На этот вопрос отвечает поэт В.Хатюшин стихотворением, написанным в 2007 году:

Гражданственность исходит из любви.
Когда я пел о ясном поднебесье,
о море, звездах и о русском лесе, —
в моей груди звенели соловьи.

Гражданственность исходит из любви.
Сибирь и Север я познал в работе,
душа сливалась со страной на взлете,
кипели жизнь и страсть в моей крови.

Гражданственность исходит из любви.
И я стоял на русских баррикадах,
когда народ ввергали в бездну ада
и телесвора выла: «Бей, дави!»

Гражданственность исходит из любви.
Нет, мы в борьбе своей не проиграли,
хоть отступали и друзей теряли, —
грядет победа в праведной нови.

Гражданственность исходит из любви.
Да, без любви любое дело — тщетно,
слова — мертвы, молитва — безответна,
каких святых на помощь ни зови.
Гражданственность исходит из любви.

Стихотворение — страстная исповедь выдающегося поэта-лирика В.Хатюшина — прозвучала как напоминание себе и каждому о моменте истины, наступающем для человека и требующем от него пристально-беспристрастного взгляда внутрь своего существа. Каждый должен спросить себя: а что сделал я для того, чтобы мир стал чуточку лучше?
Стихотворение «Гражданственность исходит из любви» — бесспорно, одна из вершин поэзии замечательного поэта современности В.Хатюшина. «Душа сливалась со страной на взлете» — пример жертвенности, высокого патриотизма.
Поэтическая исповедь поэта А.Аврутина как полномочного представителя большого искусства обретает общегражданское звучание, когда речь идет о тех ценностях, которые определяют значимость индивидуальной творческой судьбы:

И опять на песке блики белого-белого света,
И опять золотая небесно-невинная даль.
И светает в груди… И душа по-над бренным воздета,
И парит над тобой то ли Родина, то ли печаль…

В мир открыты глаза, как у предка — распахнуты вежды,
И под горлом клокочет: «Высокому не прекословь!»,
Сможешь — спрячь в кулачок тот
живительный лучик надежды,
Чтоб мерцала внутри то ли Родина, то ли любовь.

И придут времена, когда слово в окно застучится,
И перо заскрипит, за собою строку торопя.
Что-то ухнет вдали… Но с тобой ничего не случится,
Хоть и целился враг то ли в Родину, то ли в тебя.

И приблизишься ты хоть на шаг, но к заветному слову,
Что в дряхлеющем мире одно только и не старо.
Испугается ворог… Уйдёт подобру-поздорову…
Если будет здоровье… И всё-таки будет добро…

И тогда осенит, что последняя песня — не спета,
Что перо — это тоже звенящая, острая сталь,
Что опять на песке — блики белого-белого света,
И парит над тобой то ли Родина, то ли печаль.

Поэт весь в стихах! А они у поэта-гуманиста А.Аврутина, рожденные счастьем жить на земле, глубокими раздумьями о человеке, о Родине, большой и малой, — всегда глубоко человечны, патриотичны, гражданственны, потому что «в мир открыты глаза». И гражданственность «исходит из любви» к родной земле, которая навсегда заронила в душу драгоценные семена доброты, справедливости, честности. Эти понятия для поэта далеко не отвлечённые — они живут с ним, живут в нём! Гражданская позиция поэта в строке — «перо — это тоже звенящая, острая сталь»!
Поэт А.Аврутин, объясняя и убеждая, увлекает красотой бытия, одушевленного идеей добра. Строчка «и всё-таки будет добро…» звучит убедительно! Поэт в стихах очень отзывчив, очень раним, здесь нет места фальши, а есть нежнейшая, тончайшая психология слова, слога, звука!
«И парит над тобой то ли Родина, то ли печаль» — эта лирическая драма постигается на еле уловимом уровне подсознания и олицетворяет собой фантастическую картину летящих существ. Трагические интонации пронизывают всё стихотворение, переплетают его и таким образом объясняют его поэтическую структуру, где союзная сквозная анафора «и опять», «и придут», «и приблизишься», «и тогда», «и парит» усиливает звучание.
Поэты, живущие в одну эпоху, но такие разные и непохожие, А.Аврутин и В.Хатюшин, так гармонично дополняют, обогащают друг друга, попадают в поле притяжения «другой» поэзии благодаря своей огромной творческой индивидуальности. В творческой практике поэты, безусловно, гораздо сложнее, совместимее или несовместимее, чем кажутся на первый взгляд. Характерно, что стихотворное обращение А.Аврутина к поэту В.Хатюшину, написанное в 2017 году и начинающееся строчками «мы пришли в этот мир из холодных квартир», намечает поиск зон и точек соприкосновения двух взглядов людей одной эпохи на происходящее в стране, которая когда-то была общей Родиной, а стала общей болью.

Подлый мир отказался от наших святынь —
в этом мире другие святыни… —

с горечью звучат в ответ слова В.Хатюшина.
Поэтическая «Перекличка», в которой так много общей правды, — это еще и попытка понять и оценить смысл собственного творческого диалога. Возможно, это процесс неуклонного сближения творческих позиций, процесс утверждения их полноправного присутствия в современной поэзии XXI века, где не просто соседствуют поэты, сосуществуют или живут. Здесь поэты, несмотря на абсолютную непохожесть в ритмах, интонациях, эмоциональном пафосе, не могут быть антагонистами, потому что они в авангарде современной поэзии, их «гражданственность исходит от любви» к тому, что зовётся Отчизной.
«А теперь ни динамиков нет, ни святынь…» — сокрушается поэт А.Аврутин, и вторит ему в ответ поэт В.Хатюшин:

Ныне в наших домах тех динамиков нет.
Мы умней и трезвей стали ныне.
Нас в искусственный свет заманил Интернет...
Но в душе — неизменны святыни.

Оба поэта, безусловно, наследовали понимание жизни как жизни обычного человека, которому не чуждо ничто человеческое, как жизни гражданина, занятого делами и думами своих соотечественников, как жизни творца, труженика, созидателя. У каждого поэта реальное отношение к миру, и их лирическое «я» угадывает каждый живущий в одно с поэтами время:

…А Утесов хрипел нам про шар голубой,
Но мы знали — объявят тревогу,
И пойдем «на последний, решительный бой»,
Так что, «смело, товарищи, в ногу!..»
(А.Аврутин)

...Я под пенье сверчка на печи засыпал,
под рассказы о плотнике-деде...
Нам динамик из чёрной тарелки вещал
о вожде, о труде, о Победе...
(В.Хатюшин)

Какими бы разными ни были творческие устремления поэтов-современников А.Аврутина и В.Хатюшина, каждый из них решает общую задачу, страстно, лирически проникновенно реагируя на происходящее в стране. Самим фактом присутствия в литературе, индивидуальной художественной интерпретацией они влияют друг на друга, воздействуя живым словом. Нравственная позиция каждого из поэтов ясна, и, на мой взгляд, вера в святость души жива. Не случайно А.Аврутин своё послание В.Хатюшину заканчивает так:

И отрада одна — белый аист летит
Все же выше, чем каркает ворон…
Два лирика, два философа, два гуманиста, два настоящих гражданина, ведущие безупречный поэтический диалог, без сомнения, являются гордостью своего Отечества! Их стихи не существуют сами по себе, они — порождение человека и эпохи, они их боль, сомнения и надежды. Гражданская лирика поэтов-современников А.Аврутина и В.Хатюшина рождалась, росла, мужала вместе с ними. Любовь к Отчизне для каждого из них — это глубокое, выстраданное чувство, прошедшее свой путь эволюции.

г. Гродно, Беларусь


Рецензии