С днем рождения, великий притворщик!

Фредди Меркьюри сегодня 73. Вы можете в это поверить? Вот и я не могу. Как-то он с присущей ему «фирменной» иронией сказал, что не собирается «греметь по сцене старыми костями». Как многие его высказывания, это оказалось на удивление точным пророчеством. Но сегодня не хочется избитых общих мест о безвременно ушедших гениях и недопетых песнях…
А хочется, к примеру, вот чего. Принято говорить, что ‘Queen’ с успехом проявила себя буквально во всех существовавших до нее жанрах, но сама не создала ни одного нового. Но я, вслед за одним прекрасным, умным и глубоким блогером (имени которого, к сожалению, не знаю, так как он сам не посчитал нужным его назвать, скрываясь за псевдонимом «Наследник Тутси»), смею утверждать, что это не так. Тот жанр, который создала ‘Queen’ (а точнее, конечно, Фредди), вероятно, можно было бы назвать «оперным роком» (не путать с рок-оперой, которую сам мистер Меркьюри считал жанром скучным и неинтересным). «Оперный рок», говоря простыми словами, это построение относительно небольшой по объему роковой композиции по классическим канонам оперы, со всеми свойственными последней признаками (наличие хора, дуэтов, арий отдельных персонажей и т. д.). Послушайте еще раз «Богемную рапсодию» – и вы поймете, о чем речь. После того как эта, мягко говоря, нестандартная вещь как минимум дважды (с разницей в десятилетия!) сотрясла мир, вырвавшись на вершины чартов и продержавшись в них долгие недели, можно ли говорить о том, что ‘Queen’ не создала нового жанра?.. Другое дело, что времени для серьезного анализа пока было относительно немного и высоколобым музыковедам еще только предстоит стряхнуть свой снобизм и взглянуть на феномен ‘Queen’, неотделимый от феномена творческой личности Фредди Меркьюри, не как на «попсу», а как на уникальное явление в мировой музыке. Нисколько не сомневаюсь, что однажды в среде музыкальных теоретиков даже станет ультрамодным писать фолианты на эту тему (запомните эти слова! :)). Ведь Меркьюри, возможно, единственный «неклассический» композитор 2-й половины ХХ века, уловивший главное: современное искусство и классика обретают жизнеспособность только в «симбиозе», единении, без которого оба рискуют стать никому не интересными, выродиться, отмереть. И он же – самый неутомимый посредник между этими двумя мирами, «наводящий мосты» в виде композиций, подобных ‘Bohemian Rhapsody’. Вот оно, нынешнее живое воплощение Меркурия, обутое в кроссовки вместо крылатых сандалий и держащее в руках половину микрофонной стойки вместо кадуцея!..
Да, сам Фредди – это всегда жизнь. Энергия, движение, вихрь, термоядерная реакция (случайно ли, что ‘mercury’ по-английски – это еще и «ртуть»?). И музыка его всегда о жизни. Даже когда она, казалось бы, о смерти. На краю смерти. Из последних сил. Но она всегда о радости существования, о силе и торжестве духа, о красоте и любви. От нее по-настоящему хочется жить. Утверждаю это как человек, которому она, без преувеличения, помогла выжить.
Великий хореограф ХХ в. Морис Бежар создал на музыку ‘Queen’ и Моцарта балет «Дом священника… Балет во имя жизни», посвященный Фредди и гениальному танцовщику, современнику Меркьюри Хорхе Донну. Это произведение – предмет для отдельного разговора. Но я сейчас не о том. Бежару принадлежит высказывание: «…я уверен, в той «ничьей стороне», куда мы все однажды уйдем, время от времени Фредди Меркьюри и Моцарт садятся вместе за рояль». То есть гений современного танца понимал, что Меркьюри и Моцарт – явления одного порядка. Осталось дождаться, когда это поймет большинство музыкантов.
Фредди Меркьюри сегодня 73. Его уже почти 30 лет нет с нами. Вы можете в это поверить? Вот и я не могу… Все, что он писал, пел, говорил и демонстрировал глазу, звучит и выглядит просто возмутительно современно.
С днем рождения, Фредди. И прекрати обманывать нас, что ты умер, великий притворщик.


Рецензии
Алена! Как давно я у Вас не был! Уж и не помню, сколько лет... Старею... "на храм, переполненный хламом, похож". А Вы (или Ты) по-прежнему такая же молодая и острая на слово. Это прекрасно.
Появился я сегодня на Твоих страницах, потому что случайно "набрел" на рецензию, которую ты написала (Боже мой! Двенадцать лет назад!) на стихотворение "Меня впервые испугала осень". Хорошо отозвалась, но "споткнулась" о предпоследнюю строчку. Не знаю, почему я тогда не отреагировал? Конечно, это не верно " за них всё спросит". Случайная глупость. Надо "за всё с них спросит". Исправляю, и благодарю. И ценю глубину, доброту и дружбу. Не зря говорят: старый друг лучше новых двух.

Виталий Исаенко   05.01.2020 08:58     Заявить о нарушении
Да, и еще, Алена: сразу же поспешил на страничку опального поэта В.Лукьянова, которого ты мне посоветовала. Впечатляет. Спасибо.

Виталий Исаенко   05.01.2020 22:50   Заявить о нарушении
Ой, Виталий, и правда, сколько лет, сколько зим! Здравствуйте! (Или просто "привет".) Так долго не виделись, что я и не знаю, как обращаться... :) Радует, что друзья все же остались. И, хотя я вовсе не такая молодая, как Вам (тебе) кажется )), но все равно за комплимент спасибо.
А Вы (ты) есть на Фейсбуке? Если да, то ищи(те) меня там и приходи(те) в мои группы! Я теперь как-то в рифму почти не пишу, все больше балуюсь чем-то вроде прозы, и происходит это именно там.
P. S. Валентин Лукьянов хоть и малоизвестен, но действительно мощен. У меня где-то еще статья про него была, если интересно.

С теплом,
я.

Алена Сократова   06.01.2020 01:39   Заявить о нарушении
Нет, Алена, я в этих соцсетях не витаю. Хватает открытой Стихиры, а есть тут и закрытая, личная переписка. Да ведь главное не форма "доставки" наших мыслей и чувств, а желание общаться. Хотя бы изредка. (Но не раз в 10 лет!) С Рождеством тебя!

Виталий Исаенко   06.01.2020 04:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.