криптопатетика на тропах N 7

манифестация криптопатетики лето 2019
http://журнал-тропы.рф/виктор-образцов-подборка/

Объявляю добрый щас всем реальным персонажам.

ВО!

КРИПТОПАТЕТИКА.
СРЕДСТВО МАССОВОГО ОТРАЖЕНИЯ 33 +

пролог

После шинели Петрович пошил переплёт.
Твёрже обложки вовек не терпела бумага -
гоголем пишет по праву дрожащая тварь -
только б хватило чернил, тишины и восторга
всем исходящим из слабо осмысленных строк
в неизрекомое, чистое бесчеловечье.
Славься, Петрович, и ныне, и присно. Аминь.
Дай поцелую протезы твои золотые.
Равных тебе в поднебесье искусников нет.
Том - совершенен, ему ни к чему перемены.
Даже когда у читателей кончится свет,
шкура Акакия выдержит пламя геенны.

 часть 1 теоретическая

Летом 2018 Брауновский университет (Род-Айленд, США)
под жёстким давлением прогрессивной общественности
был вынужден с унизительными извинениями
удалить со своего сайта
академическую статью Лизы Литтман
о быстровозникающей гендерной дисфории
у американских подростков.
Автор исследования,
основываясь на достоверных данных
и корректных научных методиках, доказала,
что более половины
хирургических операций по перемене пола
обусловлено не медицинскими показаниями,
а подростковой модой на транссексуализм.
Научный факт был объявлен вне закона и упразднён
только потому, что оказался неприемлем
для грамотно сплочённого сообщества
борцов за привилегии половых девиантов,
которые организовали массовую травлю автора статьи
и образовательного учреждения,
допустившего возмутительное исследование.

Подобные агрессивные акции по обнулению фактов
не единичны.
Нечто похожее
происходит сегодня в сфере актуальной русской культуры
с художественными высказываниями
исполненными высокого пафоса и здравого смысла.
Подлинная, здоровая поэтика -
противна страстному стремлению
страдающих графоманией девиантов
к вершинам эстетической иерархии,
препятствует достижению и удержанию ими
авторитетного культурного статуса.
Здраво осмысленные, сильные
художественные высказывания
регулярно становятся поводом
для яростного протеста
и репрессий гуманитарных фриков
против носителей здоровых культурных норм.
Особенно тяжёлая атмосфера
сгустилась вокруг русской поэзии.
Самоправозглашённые редакторы и эксперты
всевозможных журналов
и поэтических конкурсов,
не способные предъявить публике ничего,
кроме безосновательных имхо,
наделили, фактически, суррогатными
авторскими правами и статусами
легион фейкоманов,
готовых обнулить чужого только за то,
что он не вписывается
в комфортный интересантам формат.
Поэтические факты -
художественные высказывания,
действительные в духе времени -
перемалываются
ложным литературным процессом
и оперативно вытесняются
с периферии
публичного информационного пространства
в маргинальные лакуны.

Задавшись вопросом о том,
кто виноват в сложившейся ситуации,
здравомыслящий аналитик
довольно быстро находит верный ответ -
дураки и дороги.

Второй вопрос - что делать? -
лежит вне компетенции аналитиков.
Чтобы преодолеть чудовищную инерцию
фейковой литературной системы
каждому поэту,
способному на художественное свидетельство
в духе настоящего времени,
придётся отрастить крылья
и научиться
грамотно использовать
для вдохновенного полёта поэтической мысли
зыбкую почву тотальной постправды.

С этой целью
группой энтузиастов,
при поддержке Всероссийской школы поэзии,
разрабатывается и практикуется
игровая технология творческого взаимодействия -
криптопатетика.

***
самое время - зенитная нитка звенит
если промажу история не извинит
сбудется вечность в которой мучительно жаль
что не успел зарядить запасную скрижаль

титры побед просиявшие на основной
наши предатели смоют холодной войной
гоголю гегель устроит такой гёльдерлин
точно мы с богом не брали париж и берлин

точно чужие отцы распинались за нас
точно госстрах милосердней чем яблочный спас
точно стихи развращённые в детском саду
мы наизусть перепишем на стены к суду
и навсегда распадёмся на пепел и вонь

господи боже спаси и помилуй
огонь!

***
Пафос - это страстное воодушевление,
побудительная причина
любого поэтического высказывания.

В системе криптопатетики
различаются семь каузальных категорий:
инвективное, комическое, сентиментальное,
романтическое, трагическое, героическое
и откровенное.
Каждой из них
соответствует часть пафосного спектра,
множество интонаций,
обусловленных характером порождающего их пафоса.

Патетическая каузальность
оптимально отражает себя в стихотворной миниатюре.
Характерная для определённой побудительной категории
интонационная доминанта
свойственна каждому стихотворению.
Но наивно полагать,
что краткое поэтическое высказывание
может иметь в своей основе
лишь один пафосный импульс,
соответствующий доминирующей интонации.

Точное считывание интонации стихотворения с листа
бытовой навык, приобретаемый в процессе освоения языка.

Точное отражение патетических импульсов в стихотворении -
искусство, которое личность осваивает в процессе самопознания.

Маргинализация этого рода активности
в потребительском сообществе
своим естественным следствием
имеет тотальную пафосную нищету.
Страстно воодушевиться
нормальный герой нашего времени
способен в чрезвычайно узком спектре
инвективных, комических и сентиментальных пафосов.
Игра в криптопатетику
потенциирует вдохновение
во всех семи категориях.

***
я есть на предпоследнем этаже
хемингуею финимору купер
возьми меня сухое суперджет
и передай креплёному не супер
иначе килотонную слезу
я оброню нечаянно с балкона
и весь тарковский сбудется внизу
на дурочку родив десептикона
спасётся только бешенный койот
донской кихот ламанческого хлеще
и колокол без голубя споёт
до глубины души одульсиневший

***
Криптопафосное взаимодействие версификатров
обусловлено той же психической системой,
что отвечает за реализацию сексуальной потенции.
Поэтическое вдохновение и половое возбуждение,
по сути, близнечны.
Их первичные психические импульсы - идентичны.
Иных страстей для воодушевления
в природе человеческой личности просто нет.
Характер побудительного мотива
любого страстного акта:
от кровавой драки в песочнице и
безнадёжной влюблённости в первую учительницу
до объявления войны и
поклонения святыне -
при необходимости, чётко распознаётся
и симпатически резонирует с эстетической средой
по всему спектру
от инвективы до откровения.

***
отец отдал её замуж после первых же месячных.
супруг не был с ней груб, но особо не церемонился.
она приняла всё как должное, покорно.
поначалу даже пыталась быть ласковой.
но сердцу не прикажешь.
ещё до рождения первенца она отравила мужа.
надеялась, что он умрёт сразу, но он не умер.
проблевался и трое суток не вылезал из зарослей олеандра.
с этого случая всё резко изменилось к худшему.
совсем невыносимо стало после смерти младшего сына,
которого старший убил из зависти.
некоторые апокрифы допускают,
что ева так и не полюбила адама.

утром яблочные звёзды
осыпались и пропали.
что-то не так с садом.

***
Детализировать и обобщать
криптопафосные принципы и правила
в отрыве от соответствующих практик
не более целесообразно,
чем читать Устав гарнизонной службы,
отмечая дембель в курортном борделе.

Здесь стоит лишь заметить,
что противопоказанием к такого рода взаимодействиям
служит одержимость тяжелыми формами
завиральной зависимости.
Последние легко распознаются по инвективному пафосу,
направленному на личность криптопартнёра,
принимаемого исключительно в статусе противника.

***
не полюбишь не продашь
божий боинг налету
миру мир войне мираж
только миг меж су и ту
так что вот тебе и на
то ли сына то ли дочь
всем невинным без говна
очень хочется помочь
душу в тушу тушу в грязь
не расти уже большой
заряжай на три два раз
расчитайсь на свой чужой

***
И ещё пара суггестивных реплик,
для пущей очистки аудитории от тех,
кому больше
о криптопатетике
знать
не пора.

***
шоколад шугаринг шопинг
сто сорок ноль по смс
и тело в шляпе жопа в топе
за кэмээса пэмээс
дают пол-царства не торгуясь
ехать кохать насрать зарыть
скажи-ко тля с какого туя
такая дьявольская прыть
у павианьей мандовохи
открылась напрочь поутру
какие слизистые охи
под стать поганьему нутру
молчит природная культура
мать олимпизженых колец
трында рулю ветрилам дура
войне и миру небылец

***
проводил прогнулась дала с порога
посолонь всосало во вьюжный полюс
кто её четвёртые губы трогал
из любого плена вернется холост
дай ещё на счастье в стостонном кресле
и потом на память в любой соцсети
наш язык на треть состоит из лезвий
а на две из слизи слепых соцветий
поцелуй и новое солнце встало
поцелуй и тени стеклись в долины
поцелуй и время перелисталось
от последней крови до первой глины

часть 2 практическая

Здесь
вниманию рафинированной целевой группы
предлагаются семь стихотворений
с разными пафосными доминантами,
соответственно,
инвективной, комической, сентиментальной,
романтической, трагической, героической
и откровенной.
В каждом из них упаковано
не менее трёх субдоминантных пафосных ядер.
Вероятность эстетического резонанса
с целевой аудиторией
для данной поэтической структуры
около семидесяти процентов.
Имущий тушу да кайфанёт!

 /инвектива +/

Привет из Сталинграда на Дону.
Воюем со жлобьём за урожаи.

- Здесь Мандельштам повесился?
- Да ну!
- А х у л и ништяки подорожали?
- Ты чо тут гля как это?
- Я ничо...
- Ну вот и всё, давай сюда мобилу.
- А сам себе соснёшь через плечо?
- Вот это да!
- Ебог теперь игилу.

/комизм +/

мы народ свои по штату
во едином поле серем
нет прохода супостату
к государю в светлый терем
занавески наших тюрем
перелески наших каторг
сядь отечество покурим
рассупонивай экватор
нехер гражданам нетленной
мимо роздыху трудячить
чай наш брат не немец пленный
предпоследним из апачей
слаще нету нашей дури
крепче нету нашей веры
прокурорша тоже курит
от любви не зная меры
навсегда впаяла нашим
выдыхай внатуре бинго
мы с тобой ещё попляшем
у надежды на поминках

/сантимент +/

ну вот опять и снова здрасте
воображение родит
на свет из памяти и страсти
очередных кариатид
для поддержания завесы
глициний лоха и спирей
в саду отъявленного беса
от земляник до снегирей
дрожит упущенное время
пестрит застигнутое всё
в невероятной точке зрений
черешен полный туесок
над ним пчела чуть выше щурка
ещё чуть выше семь небес
муската солнечная шкурка
и тишина навеки здесь

/романтика +/

с тех пор как мы расстались николай
я обняла немало генералов
раздетых перед смертью догола
чтоб их добро ни в чём не замаралось
курили все не все хотели жить
но докурить старались до бумажки
и только вы посмели предложить
мне целых три последние затяжки
сердечное спасибо вам за них
с тех пор как расцветает дигиталис
я вас хочу до дрожи монами
поэтому мы с вами и расстались

/трагедия +/

осип ты мой навсегда ненаглядный эмильевич
словно в саду плодовито и тихо в лесу
я извини потеряла табличку с фамилией
можно за это что хочешь тебе принесу
ластик конфету ленивых еврейских вареников
три зажигалки исполненных вещим огнём
сто папирос с ароматом истекшего времени
ангела с луком и клок пастернака при нём
целую порцию жареной с корочкой корюшки
 четырёхтомник единственно правильной лжи
не обижайся откликнись моё непутёвое горюшко
даже надежду ты только хоть слово скажи

/героика +/

в один прекрасный понедельник
в лесу сороки замолчали
у лип родился можжевельник
из чувства локтя и печали
художник взял на кончик белки
толику мартовской капели
и вывел немощных и мелких
из никаких на самом деле
под купола семи небес
к прибою гибельных оваций
перекрестился и исчез -
велел счастливо оставаться

/откровение +/

я говорю простые вещи
без забубённой чепухи
вот х.. стоит вот звёзды блещут
и получаются стихи
и на душе кончают кошки
и превращаются в  б....й
п.... в ладошке свет в окошке
и счастье
на тебе
владей

Интервью Арины Сидякиной.

http://xn----7sbrvijhcetf9h.xn--p1ai/2019/09/01/----2/

АС Здравствуйте! Сегодня у нас в гостях Виктор Образцов, поэт, основатель весьма примечательного течения, именуемого криптопатетикой. Здравствуйте, Виктор! Если Вы не возражаете, мы начнём.

Пожалуйста, расскажите немного о себе, своём творчестве. Помните ли Вы, когда впервые ощутили в себе потребность, писать?

ВО! В литературном контексте мне удобно позиционировать себя как природного воронежского культуртрегера с профессиональной прокачкой. С ранней юности был отдавленным панком и стихоплётом. Университет бросил после второго курса. Работал в театре за кулисами, сотрудничал с местными газетами, барыгами, бандитами и т.п. Чудом пережил девяностые и в начале нового века оказался востребованным соросовской системой по регулированию наркополитики в России и Восточной Европе, где больше десяти лет занимался пропагандой на разных уровнях, по мере сил разлагая систему и саботируя её программы. Занятия поэзией мне реально помогли компенсировать некоторые психические деформации профессионального провокатора.

АС Не повторитесь для нашего интервью? Расскажите, в чём суть криптопатетики как формы общения автора и читателя? Какие возможности для них открывает и, если не брать в расчёт личных предпочтений поэта, в каких ситуациях она может оказаться наиболее… выигрышным, удачным выбором?

ВО! Арина, вам наверняка случалось по жизни кому-то симпатизировать. И почти наверняка, вы никогда не задумывались, что симпатия - производная от пафоса - означает сопафосность, совпадение пафосов, пафосный резонанс. Рискну утверждать, что ради такого резонанса пишет и публикует стихи подавляющее большинство версификаторов. Далеко не каждый в этом готов признаться даже самому себе, но на деле оно так - практика подтверждает, пишут ради симпатии. Проблема в том, что для нашего времени характерна тотальная пафосная нищета. Авторы удовлетворяют свои симпатические потребности тремя нижними позициями: инвективной, комической и сентиментальной. Само понятие пафоса, будучи вполне научной категорией классической риторики, в современном бытовом употреблении стало ругательством. И напротив, ложные пафосы, классические парентирсы, такие как ирония и сарказм, считаются у Поэтов хорошим тоном, чуть ли не симптомами зрелости и мастерства. Так вот, к вопросу о правилах криптопатетики. Главное правило - избегать парентирсов. Ложный пафос мы оставляем Поэтам - нехай тешат ложью свои ползучие туши, пока наши взлетают на крыльях симпатии до самого откровения.

АС В своей статье Вы называли криптопатетику игрой. Игра между автором и читателем? Или же допускается лишь один игрок? Когда она начинается, каковы правила и почему мне кажется, что это тот тип игр, в которых не предусмотрено соперничество?

ВО! Криптопатетика - это не только и не столько игра. Это психотехнология, которую можно осваивать как в игровом, так и в индивидуальном режиме. Суть игры проста как карандаш. Игроки вдохновляют друг друга всеми доступными способами, то бишь, провоцируют у партнёра пафосные состояния психики: инвективное, комическое, сентиментальное, романтическое, трагическое, героическое и откровенное. В режиме творческого взаимодействия, играя в криптопатетику, версификатор реализует свой пафосный потенциал, оказывается воодушевлён непривычным, а то и незнакомым до игры способом. Типа, юный хронический матершинник, привыкший писать рэпчики за героические победы пацанов над ментами, оказывается способен тихо кайфануть с детских сантиментов собственной первой учительницы физкультуры, в которую был влюблен всю третью четверть второго класса.

АС Если моё понимание верно, криптопатетика представляет собой облачённые в стихотворную форму эмоции в момент их наивысшего проявления. Но ведь на такой эмоциональный и информационный сигнал от автора далеко не каждый читатель откликнется, верно? Насколько частым для оказывается отсутствие или неполнота резонанса между игроками?

ВО! Ошибочка вышла, Арина. Криптопатетика оперирует не эмоциями. Щас поясню на трёх пальцах, в чём разница. Эмоция и чувство - синонимы, но есть нюанс. Чувство глубже эмоции и выше в ментальной иерархии. Простой пример. Аппетит - который приход во время еды - это эмоция, её качество может быть обусловлено чувством голода. Голодный человек способен кайфануть от самой простой пищи сильнее, чем обожравшийся гурман от изысканного десерта. В свою очередь, чувство обусловлено состоянием психики. Представьте себе истощённое состояние питерского блокадника зимой сорок второго, наблюдающего за чудом уцелевшим котиком. Так вот, пафос - это не эмоция и не чувство, а состояние психики, страстное воодушевление, вдохновение, если угодно, которое определяет и чувства, и эмоции. Криптопатетика различает всего семь типов вдохновения-пафоса. Каждому из них соответствует определённая гамма чувств и эмоций. И далеко не каждый зрелый автор знаком со всеми семью типами вдохновения просто потому, что его психика ни разу не бывала в соответствующих обстоятельствах. Многие вообще считают вдохновение мифом, как женский оргазм, которого ни разу в жизни не испытывала, как минимум, половина взрослых женщин.

АС Есть ли какие-то базовые принципы, о которых нельзя забывать тому, кто решился попробовать свои силы в этом направлении? Мне, например, попадались совершенно разные криптопатетические стихотворения: размер, ритм, выраженность сюжета и так далее – у каждого уникальное сочетание. Возможны ли вообще рамки?

ВО! Базовый принцип в криптопатетике один. Для создания стихотворения игроку необходимо испытать, как минимум, два типа вдохновения, за короткое время протащить свою психику по нескольким пафосным состояниям и отрефлексировать этот трип, используя любые средства.

АС Быть первопроходцем всегда сложно, особенно, если путь неординарный. Как Вы пришли к криптопатетике, как нащупали то, что определило дальнейшую судьбу ещё не сформировавшегося на тот момент течения?

ВО! Арина, я не первопроходец в криптопатетике. Мне удалось лишь заново открыть для себя и моих симпатизантов древнюю русскую традицию, истоки которой в скоморошестве и юродстве. До семнадцатого века эта традиция была преимущественно устной, фольклорной. После невероятно жестоких гонений  Алексея Михайловича Тишайшего сформировался столь же невероятно живучий литературный андеграунд, традиция которого красным стежком проныривает бумажную рубаху Русского мiра. Наглухо запретный в своё время Николай Добролюбов с его безумными сектантскими радениями очевидным образом и принципиальным подобием продолжился в Маяковском, Цветаевой, Бродском, Летове. Сегодня есть реальный шанс упустить из рук кончик живой нити, на которой держится, пока ещё держится в живых, главная русская скрепа... навсегда.    Мне эта суровая красная нитка была передана из рук в руки Поэтархом Валерием Исаянцем, он получил свой кончик от Анастасии Цветаевой, та от Макса Волошина. Я не искал, даже не подозревал о ней, пока не понял, что вздето в мой карандаш, которым я правлю и пишу с нуля стихи Поэтарха.

АС По Вашей оценке, какое место занимает криптопатетика в современном мире российской литературы, каковы её позиции?

ВО! Криптопатетика - психотехнология, она не занимает места в литературе, как спортивная медицина не занимает места в олимпийском движении. Мы - криптопатологи и криптопатевты - влияем на литературу, не принимая непосредственного участия в так называемом литературном процессе. Корпус криптопафосных текстов никогда не рассматривался критиками и литературоведами как особый вид литературы. Да и сами авторы, практиковавшие совмещение пафосов, не заморачивались на теориях - не было необходимости. Не могу утверждать, что она есть и сегодня. Но! На полях сетевой версификации, где прямое взаимодействие сочинителей/потребителей - обычное дело, а конкуренция за внимание публики до предела обострена, криптопатетика может оказаться оптимальным средством преобразования конфликтной энергии в творческую. Я, со свой склонностью к крайностям, исследованию культурных норм и границ, давно пользую криптопатетику в режиме художественного троллинга и получаю от этого реальный эстетический кайф, сравнимый разве что с детским восторгом от посещения контактного зоопарка. Так что вопрос непонимания или неприятия передо мной вообще не встаёт. Сетевой троллинг как вид искусства, самобытный литературный жанр уже фактически существует на откупе у любителей и профанов. С профессиональным, системным подходом к этому жанру сетевой литературы перспективы открываются космические :)

АС Мы уже имели возможность познакомиться с Вашими стихотворениями, и некоторыми другими авторами, представляющими это необычное течение. К творчеству каких поэтов Вы бы порекомендовали  обратиться нашим читателям, желающим больше узнать о криптопатетике?

ВО! Ну вот, Арина, мы и добрались до самого хитрого вопроса. Дело в том, что криптопафосные стихотворения попадаются у многих авторов, в теории ни сном ни духом не ведающих ни о каких пафосах, но даже у меня, типа, отца-основателя, далеко не все стихи - криптопатетика. Так что целого поэта для знакомства с ней я рекомендовать не могу. Узнать о криптопатетике проще всего на собственном опыте, подключившись к игре, поставив и решив соответствующие психические и художественные задачи, освоив новые типы вдохновения в творческом взаимодействии с теми, для кого они привычны. Криптопатетика - развивающая ролевая игра, по ходу которой партнёры распознают и свободно реализуют творческие потенции во взаимодействии друг с другом, вдохновляясь и вдохновляя. Эстетически ценные, сильные тексты в игре получаются далеко не всегда. Природную одарённость и мастерство психотехнология не заменяет. Но тексты, реально трогающие многих читателей с разными психическими приоритетами, как правило, сочетают в художественном единстве несколько пафосных ядер. Такому сочетанию можно научиться. Это приобретаемый навык, эффективно применимый не только в искусстве изящной словесности. 


Рецензии