Фатализм в Философии Древней Греции - цикл

ПРОЛОГ

Философы Эллады древней
Мечтатели и фантазеры.
В вселенной идеалы верив
Но не учились у природы.

Эксперимент им был неведом,
Любили грацию идеи.
Лишь мыслью выводы все сделав
На веру все принять хотели.

Уверен, и тогда им палки
Вставляли в колесниц колеса,
Академические сварки,
И олимпийские святоши.

Сократ толпою был освистан,
И умер яд принявши тихо,
И Аристотель тоже изгнан
Афинам он казался лишним.

Достигли многого провидцы,
Создали много за три века...
Две тысячи лет читал страницы
Кто верил в разум человека

Нелегок путь тому кто первый
Идет тропою незнакомой,
Но делает дорогу верной
Потомкам вслед идти готовым.
 
Несовершенны знания греков
Для нас теперь, таких ученых...
Но время то - пора рассвета
Наук, открытий, знаний новых.


ЛЕТА - ВРЕМЯ

Да, греки представляли Время
Как Лету - рЕку,  что течёт. (1)
В Аида царстве, и забвение.  (2)
Ждёт тех, кто из неё испьёт.

Течение времени в их мнении
Воспринимали не как мы -
Там Прошлое - шло по течению
А то, что будет - со спины. 

И это верно - провожаем
И смотрим вслед, что уж ушло.
Что будет мы ещё не знаем,
Но не уйти ведь, ни за что. 

Нельзя войти в ту реку дважды
По мнению их Гераклита.  (3)
В которую вошли однажды.
Вошёл и карта твоя бита. 

Жизнь как река. Сравнение ясно,
Но мы стоим в ней, не плывём.
Нас обтекает Время плавно -
Когда со льдом, когда теплом. 


(1) Лета — в древнегреческой мифологии источник и одна из пяти рек (вместе со Стиксом, Ахероном, Кокитосом и Флегетоном), протекающих в подземном царстве Аида, река забвения.  Переводится с греческого как «забвение».

(2) Аид - в древнегреческой мифологии - бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии.  Супруг Персефоны.

(3) Гераклит Эфесский ( 544—483 гг. до н. э.) — древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.



МНЕМОСИНА - ПАМЯТЬ

Вся наша жизнь и весь наш опыт,
Всё, что учили, наши знания
Слоится в памяти и что-то
Их вяжет в образы,  в сознание.

У греков это Мнемосина -
Урана дочь а также Геи.
Богиня памяти, в ней сила
Контроль сознания на деле.

Что каждый помнит и забудет
Она одна за нас решает.
И всё, что было, есть и будет
Открыто ей, всё это знает.

Есть две реки в её владении:
Одна есть Память - Мнемосина,
Вторая - Лета, иль забвение
И в их истоках все причины.

Мать Муз, она поэтам - тёща!
Коснётся Муза ненароком -
Поэт воды святой напьётся
Из знаний, видений истока.

Там все черпают вдохновение,
Таланты, гении, пророки...
Оттуда ваше озарение
И для забвения там сроки.

Философия Анамнесиса содержится уже в обще греческой мифологии. Мнемосина (Память), одна из древнейших богинь-титанид, является матерью Муз (рождённых от Зевса), а значит, одной из прародительниц культурного космоса.

В Лейбадейской пещере, протекали два источника — Леты и Мнемосины, — первый из которых давал очищение от хаоса прошлого, а второй — осознание судьбы.


КАССАНДРА - ПРОРОЧЕСТВО

Судьба печальна ясновидцев,
Пророчествам никто не верит.
Пусть ночью истина им снится,
И пусть беда уже у двери.

Они безумны для “нормальных”,
Они блаженны или ведьмы.
Их загоняют в угол дальный
Или в костёр с согласия церкви.

Их предсказания не слышат
Мужи учёные и власти.
Родители их просят: “Тише…"
И обещают плеть иль сласти.

Они молчать не в состоянии -
Зло видят до его рождения.
Причинно-следственные связи
Им не нужны для вдохновения.

Ей видеть результат пророчеств
И разрушение милой Трои.
И слышать стон всех тех ничтожеств,
Что и слезы её не стоят.

Кассандра — в древнегреческой мифологии дочь последнего троянского царя Приама и его второй супруги Гекуба.
Получила пророческий дар от влюбившегося в неё Аполлона, однако за то, что она, обманув, не ответила ему взаимностью, он сделал так, что предсказаниям
 Кассандры никто не верил. Трагическим пророчествам Кассандры не внимали, её осмеивали и принимали за безумную. Но предсказанное воплотилось в гибели её семьи и разрушении Трои.


ГАРМОНИЯ

Когда-то в древней мудрой Греции
Была Гармония, был Хаос.
Порядок был в противоречии
С бесформенным - так им казалось.

Она пришла из Гераклита -
Для нас он первым дань ей дал -
Всего различного единство
Её Гармонией назвал.

И математик Пифагор
Создал эстетики основу,
Считал Гармония - не вздор,
А суть всего, что мило взору.

Художник или музыкант
Ту суть извлечь из вещи должен,
И если в нём сидит талант,
Извлечь Гармонию он сможет.

Платон считал её основой
И суммой качеств человека,
Что тело лишь душе опорой
Быть гражданином (ну и греком).

Нет, не поверхностна Гармония.
Единство разных всех частей,
Что заполняют все пробои
В вещах, в душе сливаясь с ней.

И если личность гармонична,
То вместе тело и душа
В ней уживаются отлично...
Идея греков хороша.

Но как любые идеалы
Живёт в скульптуре и в струне…
Гармонии в людях очень мало,
Так может кажется лишь мне.


Хаос - первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку).

Гармония -  в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей


АНАНКЕ - НЕИЗБЕЖНОСТЬ

Что хорошо у древних греков -
Они всему давали имя
И много терминов с успехом
У нас находит спрос и ныне.

В любой науке есть константы,
Им буквы греков дают имя,
По ним легенды зодиаков,
Сверяют судьбы часто с ними.

Судьбу «Ананке» называли,
Она особая богиня -
Веретено её спирали
Являлось осью всего мира. 

Она - судьба, необходимость,
Для мира, для людей, природы...
Ей подчинялись олимпийцы -
Их торжество и их невзгоды. 

Она “necessity” в латыни,
И “Неизбежность“, чтоб понятней.
Вершит Ананке без гордыни
Что нужно, а не что приятней. 

И в философии умных греков,
В науке старой или новой
Присутствует та Неизбежность -
Ананке, вам теперь знакомой.

АНАНКЕ, в древнегреческой мифологии богиня необходимости, неизбежности. Считается, что по оси мирового веретена, вращающегося на ее коленях, проходила Ось мира.


АНАМНЕСИС - ОСОЗНАНИЕ

Мы знаем это состояние,
Когда мы чувствуем - «оно»,
Душой воспринятое знание,
Что нам не логикой дано.

До долгих, скучных объяснений,
До чтения статей и книг
Наитие, как бы прозрение
Нас посещает, осенив. 

«Воспоминание о прошлом» -
Платон когда-то так считал.
Из бывших жизней части, крошки
Души мозаики кристалл.

Потом придут другие знания
С основой твёрдой, как гранит -
Формулировки все сознание
Их отшлифует в монолит.

Но было первое наитие -
Анамнесис, как звал Платон.
Все объяснения к открытиям
В процессе этом ключевом.


АНАМНЕСИС - (от греч. anamnesis — припоминание) — идея-метафора др.-греч. философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. А. как филос. понятие кристаллизовалось у Платона. В отличие от более общего понятия памяти А. характеризует процесс логического и морального преображения, который следует в результате «собранности» в памяти разрозненных моментов действительности.


Философия Анамнесиса содержится уже в общегреческой мифологии. Мнемосина (Память), одна из древнейших богинь-титанид, является матерью Муз, а значит, одной из прародительниц культурного космоса. Как противоположность богини Леты (дочери Раздора), властвующей над Забвением, Мнемосина гармонизирует разрозненное, пользуясь тем, что память о целом хранится в каждой части. Интересно, что мифологическое сознание тесно связывает Память и Забвение в процессе этического преображения человека: в Лейбадейской пещере, где Трофоний предсказывал будущее, протекали два источника — Леты и Мнемосины, — первый из которых давал очищение от хаоса прошлого, а второй — осознание судьбы. (Ср. у Данте: омовение в Лете как условие перехода из Чистилища в Рай.)


ФЕМИДА - ПРАВОСУДИЕ

Должны судить по древним меркам,
Предположения, где всегда
Все невиновны пред законом -
Без доказательств - нет суда.

Слепа богиня правосудия,
А может даже глуховата,
Ее рукой вершились судьбы
Не тех, не только виноватых.

Как много их кто пострадали
Невинно. Это не исправить.
А кто судил их важно, чинно -
Вздохнуть их даже не заставить.

Но в той стране в далеком детстве
Я помню, что слезам не веря,
Родные Органы без сердца
Ходили ночью, как на зверя.

И никогда не ошибались
Без угрызений и сомнений
Призы, медали получали
Посадки планов выполнения.

Слепа Фемида, а напрасно
Очки надеть ей в наказание
Увидеть кто судил так праздно...
От правосудия лишь название.


ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Последней просьбой у Сократа:
"Отдай мой долг" он прошептал...
Теней он царства не боялся,
А лишь, чтоб должником не стал.

Тем отличается философ
От обывателя всегда -
Живёт он жизнь морально, просто
Быть должником - ему беда.

Сравните - многим безразлично:
"После меня потоп пускай"
Им важно, что лишь с ними лично...
Уйдут, долгов хоть отбавляй.

Для тех кто жить предпочитает
Без корысти творя добро,
Промашки кто другим прощает,
Того забыть нам не дано. 


THEATAI - НАБЛЮДАТЬ

У слов "теория", "театр" -  (1)
Единый корень и основа.
Быть наблюдателем - вот шанс,
Где драма жизни и природы.

Театр идей, театр страстей...
Как греки это понимали!
И философией своей
И то, и это обнимали. 

Лишь созерцай, учись, внимай...
И делай выводы, итоги.
Размеры сцены принимай:
Мир для богов пошире многих.

Поймём ли данный нам урок?
Вот это лишь от нас зависит.
Пойдёт наука ли нам впрок?
Зависит от того, кто видит.

Есть у теорий своя жизнь
Как, впрочем, и у драмы каждой
Идея - будоражит мысль
И доказательство так важно. 

“Театр”, “теория”, “теорема” -
Одним началом рождены. 
А родственность - раскрытие темы
И в этом есть их цель и смысл. 

Поставить правильно задачу,
Что нам известно, а что нет.
Вопрос задать: “что делать дальше?”
И тщательно искать ответ. 

Проверить массу вариантов,
Есть те, что заведут в тупик.
В решении блеснуть талантом,
Сорвав аплодисментов миг.

Всё это греки понимали
Их корни слов дошли до нас.
О, если б это только знали
И звёзды сцены и парнас.

(1)     Theatai - (гр)  наблюдать


ТРАГЕДИИ

Трагедия греческой трагедии, (1)
Что зрителя сегодня нет.
Для бури чувств и любви, сомнений
В две с половиной тысячи лет.

Её создали мудрецы
Ещё задолго до Сократа.
В честь Диониса там певцы (2)
Речитативом дифирамбы.   (3)

Софокл мудрейший, Еврипид (4, 5))
Слезу из камня словом выжать...
Эсхил - он автор мудрых книг,
Отец трагедий, что не выжить. 

Там жизнь богов, там смерть принцесс.
Там Прометей, Эдип, Электра
Ревнива Гера, страстен Зевс...
Великих чувств пора, Гомера.

Там Агамемнон, Ахилес,
Там Пифия пророчит  судьбы,
Там Антигона - верность, честь,
Там жизни смысл даётся людям.

Там от судьбы не убежать,
Там рок тебя настигнет всюду.
Не знать что ждёт или узнать -
Случится. И не будет чуда.

Там с персами идёт война,
Там социалные законы,
Там слухи, сплетни и молва,
Ну как на лавочке знакомой.

Там время, место и события
Лишь от восхода до заката.
Там очень тонкая интрига
И хор вступает, когда надо.

В амфитеатре все в слезах,
Артист - он не звезда, он в маске.
Но знают автора и чтят
Как олимпийца - лавр и ласки.

Шекспир у них учился, Фрейд
По ним он комплексы назначил.
Любил их Ницше. Его след -
Он Дионисом подпись ставил.   (7)

Теперь всё можно и без чувств,
В печали лишь одни поэты. 
Трагедия - первой из искусств
Проникла в душу человека. 

Нам не понять тех чувств, той веры
В судьбу, в оракулов, в богов...
Для психиатров - примеры,
Для нас - история всего.

(1) Древнегреческая трагедия — древнейшая из известных форм трагедии.  Происходит от ритуальных действ в честь Диониса

(2) Дионис, Вакхос, Бахус младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

(3) Песни в честь Диониса именовались в Греции дифирамбами.

(4)  Софокл — афинский драматург, трагик. 496-406 до нэ

(5) Еврипид — древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий. 480-406 до нэ

(6)  Эсхил - 525 до н. э. — 456 до н. э.)— древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. Он придумал вид выступлений в театре — трагедию.

(7) Последнюю свою запись Ницше подписал Дионисом.


КАТАРСИС - СОСТРАДАНИЕ

У греков было «сострадание»
Одним из высших очищений
Души с другой переживанием
Задачей было всех трагедий (1)

«Катарсис» - было то понятие.
Ему сейчас нигде не учат,
Неблагодарное занятие
Сейчас понять чужую душу.

Другие ценности лелеют
И поощряют в нас сейчас,
Растёт другое поколение
Чему их учат про запас?

Не говорят о благородстве,
О чести речи не в чести,
Лишь как поладить с руководством
Другой рукой чтоб руку мыть.

Когда то было неприличным
Быть подхалимом и рвачом,
Теперь - лишь что на счёте личном,
Что за душой - то нипочём. 

Когда воспитанность пинают
И милосердие - дурной тон,
Что свято - то не вспоминают
И для себя другой закон.

Где хамство вместе с матерщиной
В салонах высших - просто шарм,
Где женщина равна с мужчиной,
Забывших про "прекрасных дам".

Воспитывались поколения
На том что можно, что нельзя.
Были религии учения -
Мол "не греби всё под себя".

Забыто всё, мораль другая
Царит куда не погляди...
Чужую боль не замечаем,
Ах, как с душой мы позади!


(1) Катарсис -  Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.


МУЗЫКА

В учении у древних греков,
(Кто Пифагору не перечил)
Вся медицина - лишь для тела,
А душу - музыка лишь лечит.

Душа есть в теле, как в тюрьме
За преступления былые
И только музыка извне
Её очистит, порчу снимет. 

Название “музыка” от них.
В образование входила.
Её мелодия, мотив
Для государства была сила! (1)

Когда Орфей играл и пел
Все люди, звери замирали,
Вода меняла русла рек,
Деревья к пенью приближались.

Орфей игрою покорил
Харона, мрачное сознание
И Эвридику оживил…
Такого нет теперь признания.

Гармонию мира Пифагор
Считал мелодии идеалом.
Ввёл интервалы, такты он...
Считал их этики началом.

Гармония души и тела,
Гармония мыслей и деяний...
Цивилизация греков смело
Вполне достойна подражаний..

(1) Платон вспоминает изречение Сократа о том, что нельзя что-либо изменить в музыке без изменений в государственном устройстве и человеческой жизни.


МЕГЕРА - МЕСТЬ

На каждый случай нашей жизни
У древних бог был иль богиня -
Мегера - имя ей в Афинах,
Фурина в Риме было имя. 

Богиня мести и реванша,
Страшней других богинь, богов.
Ей нужно видеть слабость вашу,
Чтоб превратить друзей в врагов.

Она служила древним грекам
И римлянам служила верно,
Её орудие вендетта.
Её влияние безмерно.

Придаст значение другое
Намёку, взгляду, жесту быстро
И удивление немое
Наполнит полным яда смыслом. 

Напомнит старые обиды,
Уколы, что забыть бы можно...
И то, что раньше было стыдно,
Теперь покажется возможно.

Она не знает слов прощения,
Ей милосердие незнакомо.
Ей справедливость - есть отмщение.
И разум чувством там ведомый.

На гладиаторской арене
Стояли статуи богине.
Она присутствует в измене
В любой вендетте есть и ныне.

Любой раздор, любая драка,
Скандал, война иль разногласие -
Она инстинкт ведёт в атаку
У ней во всём свои понятия.

Зовут так женщин иногда
С которыми никак не сладить.
С которыми всегда вражда...
Богиню всё ж нельзя ославить. 


ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Мне нравится идея греков -
На каждый случай там свой бог,
Несёт ответственность за "это"
И не мешает делать "то".

Известен каждого характер,
Что любит, что когда нести;
Нет секретарш, но храм украшен
И в этом храме есть жрецы.

Там взятка - жертвой называлась.
И без неё нельзя начать.
Любое дело совершалось
Когда жрецам "подмажешь пять".

Когда бычка, когда цыплёнка,
Корзину фруктов иль миндаль.
Коли давать, то надо с толком
Духи там не ценились встарь.

И всё законно и прилично -
Ты им... а там как бог пошлёт.
Не спорить с ним же будешь лично,
Что не случилось, недород?

Найдётся веская причина
Тебе в прошении отказать -
Там олимпийцу с кислой миной
Жрец не оставил что пожрать.


ДИАЛЕКТИКА

Древнейший гречесий философ -
Он диалектику “открыл”,
Возможно слушал Пифагора,
Но сам мыслитель тоже был.  (1)

Законы дальше создал Гегель,
Да, тот, кто Маркса возбудил.
И философский тонкий стебель
Основой логики прослыл.

Законом первым он поставил   
Единство самых разных сил
И их борьбу одним из правил,
Он в этом истину родил.

Закон второй - что не напрасны
Усилия, что иногда
Количество меняет краску
И станет качеством тогда.

И третий - это отрицание
На отрицание само,
Порой само откроет грани
Природы сложной естество.  (2)

Он говорил - “огонь причина”
Начала мира и земли…
Теперь мы знаем - так и было,
Вселенную ведь взрыв родил.

Его известны изречения:
Что “всё течёт, изменно всё”,
“Всё, что различно - есть едино,
Отдельно не живёт ничто”.

Здоровья нету без болезней,
Без правды небывает лжи,
Есть ночь, но знаем день мы, а
Морозу -жар, молчанию - крик.

Что относительна природа -
Вода для рыб, мы там умрем.
Что хорошо бывает с виду,
У ближе подойдёшь - не то.

Сократ слыхал о нем беспечно,
Платон о нем даже писал...
Философ мрачный был конечно
Для тех, кто хоть немного знал.

Был на заре он философии,
Был одинок - болел, страдал...
А умер так, что стыдно вспомнить
Хоть много, много лет назад. 

(1) Гераклит Эфесский  (544—483 гг. до н. э.)
(2) Законы диалектики по Гегелю:
       1. Единство и борьба противоположностей
       2. Переход количества в качество
       3. Отрицание отрицания


РАЗЛИЧИЕ ФИЛОСОФИЙ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

Вся философия Европы
Обязана своим успехом
(Хоть гениев и было много)
Двум величайшим древним грекам.

Один - создатель Академии,
Поэт, пошедший за Сократом,
Нам в "Диалогах" давший мнение -
Платон - с умом аристократа.
 
Он в философии задал
Вопросы все для всяких прений.
В веках умней никто не стал,
Хотя прошло сто поколений.

Он в идеалы верил строго,
Где место "каждому своё"
В реальной жизни и в природе
Был "идеал" на всех, на всё.

Платон правительства структуры
В "Республике" все описал,
Открыто видно диктатуру
Он сам всегда предпочитал.

Считал тогда, что диктатура
Намного лучше демократии.
Там вор один, одна натура...
Зачем, чтоб воровала партия?

Его идеи и подход
Зря не прошли и дали всходы -
Диктаторов он был пророк,
У мистиков не выходил из моды.

За ним был Гегель, был и Маркс,
Социализм, фашизм и прочее...
Не идеал его, а фарс
Создать пытались очень многие.

А Аристотель - был второй -
Пусть ученик его, но всё же,
В науке путь нашёл он свой
И мастеру перечил тоже.

На все вопросы он ответил
Иль предпосылки объяснил.
Наверно больше всех на свете
Ему обязан мудрый мир.

Лицей - его ума дитя,
И Александр Великий тоже.
Да, жизнь его прошла не зря -
Кто учит - тем он и поможет.

На тысячу лет его забыли,
Потом открыли для себя
Арабы, к счастью, сохранили -
В Европе занялась заря.

Его учения Ренессансу
Начало дали. И хотя
Его смешали с христианством,
Всё искажали. Это зря.

В свободу личности он верил
И жизнь ценил. И интеллект.
И гуманистов все идеи
Он предсказал за тысячи лет.

Он верил в разум и в реальность
Вселенной, что имеет смысл...
Нас поражает гениальность
Из древности пришедшей мысль.

Все те вопросы и ответы
И изучает философия.
Как жаль, что мало учат это...
Её теперь не знают многие.



СТОИЦИЗМ

Философ - стоик, для него
Все чувства - суета мирская,
Сквозь призму разума его
На жизнь смотрел не удивляясь.

За триста лет до нашей эры
Зенон учение создал:
Ему последуешь и с верой
Тебя не сдвинет жизни шквал. 

По философии фаталисты -
Зачем противиться судьбе,
Идешь с ней в ногу - чинно, чисто,
Противишься - идешь в узде. 

Три части было в философии -
Их логика - забор в саду,
Их физика - что Вам садовник,
А этика - плоды, что ждут.

Жить гармонически с природой,
Не ратовать и не роптать,
Удачи так, как и невзгоды -
Все без эмоций принимать.

"Не жди от жизни удовольствий,
И вожделений не ищи,
Ты в жизни ничего не бойся!"
Добился? Вот и Стоик ты.

И Диоген и Марк Аврелий,
Сенека... множество других
Прилежно стоиками были.
Был и Спиноза среди них.

Зовём мы стоиком сегодня
Кто все удары принимал
Без ропота, без слова "больно",
И кто мораль не предавал.

(1) Зенон Элейский (Элеатский; (ок. 490 до н. э.; Элея, Лукания, — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы.


ЭПИКУРЕИЗМ

Был Эпикур, его учение
Эпикурейским мы зовём,
Как быть счастливым беспредельно
Учения суть. Чего ж мы ждём?

1 Богов не бойся, и без страха
2 Смотри вперёд, ведь смерть -пустяк.
3 Добро всегда с тобою рядом,
4 А зло забудет вскоре всяк.

Вот все четыре постулата,
В нем Эпикур сказал вам всё.
Последуйте и счастья чаша
Вас непременно скоро ждёт.

Чтоб быть счастливым вам не надо
Желать того, чему не быть,
Коль не болит, уже отрада
И дружбу надо бы ценить.

Учение не пережило
Доктрин религии Христа -
"Страдай ты с жертвенной любовью,
Души спасение - вот мечта".

Но часто думаем мы вдруг,
Что жизнь полна должна лишь счастьем...
А это значит Эпикур
В нас говорит. И пусть ненастье.


Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.


МИСТИЦИЗМ ПИФАГОРА

Связать науку с философией
И с мистикой - труд не простой,
Но все, знакомые с историей,
Напомнят, кто он был такой.

Он жизнь-легенда, как не много.
Две с половиной тысячи лет
Взирает на потомков строго
И видит, что умнее нет.

Он был мудрейшим из всех мудрых,
Он знал все таинства вокруг -
Спустя сто поколений трудных
Вдруг вспомнили о нём все вдруг.

От Пифии берёт он имя,   (1)
Что предсказала для дитя
Ум небывалой, мощной силы,
Что повторить потом нельзя.

Он обучался у халдеев, (2)
У персов, греков, египтян…
Все знания они имели
Он всё впитал из разных стран.

Его в Египте просвящали
Запретным таинствам наук.
Мудрей его тогда не знали
Ни в Греции и ни вокруг.

Создал он школу философии
(Название это он принял)
К нему стремились очень многие -
Для них он "Нравственность" создал.

Жизнь для него была наукой,
Наука - Мистикой была.
А цифры - круговой порукой,
Что познаваем мир сполна.

Он математик и космолог,
Но это не его вина,
Что теорема Пифагора
Известна до него была. (3)


Самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.

(1) Пифия — в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах

(2) Халдеи — семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э.

(3) Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора (согласно вавилонским глиняным табличкам с записями математических уравнений).


НИГИЛИЗМ

Талант всегда даётся свыше,
Таким оратор Горгий был.
Сам Аполлон, его услышав,
Не смог сдержаться, похвалил.  (1)

По крайней мере так считали
Все современники тогда -
Он говорил - все замирали
От восхищения, это да!

Он говорил всегда экспромтом
И свои мысли рифмовал.
А греки в рифмах “съели волка” -
Гомера каждый тогда знал.    (2)

Он был великим демагогом,
Мог “за”, мог “против”, мог никак...
Умел построить фразу с толком,
Что не поймёшь: кто друг, кто враг.

Серьёзный выпад бил он шуткой,
А шутке ставил аргумент.
Унизить мог он прибауткой,
А мог построить монумент.

Он был и первым нигилистом
И отрицал он всё и вся.
“Нет ничего сейчас и присно”,
“Не существую даже я“.

Нам не дано понять Природу,
А коль поймёшь, не объяснишь,
А объяснишь - понять не смогут,
Поймут иначе.  “Знание" - миф!    (3)

Мораль ему, как всем софистам,
Условна и не дар богов.
Похоже, самым был “речистым”,
Был у риторики основ.

(1) Георгий (480-380 до н.э.) — древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия

(2) Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящихся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений.

(3) Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаём с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением.
Основная мысль  — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого».


КОСМОПОЛИТИЗМ

Софист и ученик Сократа,
(Упоминается Платоном)    (1)
Мудрец такой - ума палата,
Создатель знаменитой школы.  (2)

Учение сОздал он своё,
Так казнь Сократа повлияла -
"Творить добро” - вот бытиё
К чему та школа призывала.

Он был аскетом и считал
"Духовность" в самодисциплине.
Он государство отрицал
И первым был “космополитом”.   (3)

А в языке - “номиналист”,     (4)
В словах ценил он их "значение".
И смыслом заполнял он лист,
Не допуская разночтения.

Считал, что каждый человек
Счастливым будет при условии,
Самодостаточность - успех,
Когда тебе не нужно “более”.

Его “конёк” - "свобода воли"!
Где сила духа и характер
Помогут всё снести - побои,
Удары жизни; Ты ей - мастер!

Его любимый ученик
Был Диоген, живущий в бочке.
Таков суровый был старик
Себя хотел "познать" он очень.


(1) Антисфен  (444/435 до н. э., — 370/360 до н. э.,) — древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизм, одной из самых знаменитых сократических школ.

(2) После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан на Киносарге (по этому названию, по одной из версий, его последователи и стали именоваться финиками)

(3) Космополит — (человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

(4) Номиналист - человек отвергающий существование общих понятий и утверждающий, что идеи существуют только в сознании человека.


КИНИКИЗМ

Философ - киник Диоген (1,2)
Учил довольствоваться малым.
Он прожил жизнь всю, как аскет
Сейчас таких бомжей немало. 

Оракул в Дельфах дал совет
Ему, а это было свято -
«Ищи на всё лишь свой ответ
И не цени так много злато». (3)

Что он и делал, не страшась
Властей, толпы и частных мнений
Платона он стыдил, смеясь
И не скрывал своих сомнений.

Платон его в ответ назвал
«Сократом, кто ума лишился».
А Диоген всё это знал
И этим званием гордился.

Он ел «на людях», хоть и знал
Считалось очень неприличным
И «рукоблудие» считал
Привычкой нужной и обычной.

Его жилищем был сосуд
Из глины, позже назван «бочкой»
Он презирал и рабский труд
И тех, кто жил в довольстве сочном.

Та философия близка
По сути к стоикам известным.
Его мы помним сквозь века,
Забыв других, известных местным.
 

(1) Диоген Синопской (412 до. э. - 323 до н. э.), также известный как Диоген киник  — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

(2) Киники учили идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела.

(3) Оказавшись в Дельфах, Диоген вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей»


СОФИЗМ

Софизм - искусство красноречия
С единой целью - убедить!
Там есть приемы. Сквозь столетия
Ткалась их паутины нить. 

Предмет не важен, как и тема.
Не важно правда или ложь.
А важно с ловкостью умело
Как довод свой ты повернёшь.

Всегда там в логике пробои,
Но маскирует их софист
И покрывает пеленою
Слов кружевом запутав смысл.

Идея в том, что аргумент
Хоть слабый - сделать самым лучшим
И отстоять его.  Момент
Есть для всего.  Ловите случай.

Терминология - один:
У слов всегда значений много.
Их выбрать - ты и господин,
Для аргумента есть дорога. 

Следи за ударении слов,
От них значение зависит.
Подправь чуть-чуть и ты готов
К тому, что оппонент не мыслит. 

Ищи метафоры вокруг,
Что подтверждают твоё мнение
И аллегорий узкий круг,
Чтоб вызвать у других сомнения.

Включай в дебаты тот вопрос,
Что доказательств не имеет..
Противнику ударом в нос -
Ответ найти он не сумеет. 

Оценку дай его речам
Но выводов своих контракт.
Пусть отрицает их он сам
Тебе сказать лишь их как факт.

Что исказить, что упустить,
Что приукрасить и добавить.
Софисту можно всё простить -
Задачу победить ведь ставит.

Загнать противника в тупик,
Стыда, эмоций зальёт краска
И будь он юный иль старик,
Утонет разум в топи вязкой.

И чем уверенней твой тон,
Чем больше фактов новых, старых...
Тем больше верят, что «мол он
Всё знает и наверно правый».

Искусство древнее - софизм,
Словами замутить сознание
И сквозь забор словесных призм
Вас убедить - его призвание. 

Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель)  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философскогонаправления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение

В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.


ЭПИЛОГ

У древних греков мифология
Жила совместно, не стесняясь
С их утонченной философией
Друг дружку править не стараясь. 

Их боги были не святые
И не пример для молодёжи,
Но жертвы в храмы приносили -
Им угождать старались всё же. 

Не удивляюсь парадоксу
Как мудрый логик Аристотель
Не углублялся в те вопросы,
Те, что могли и жизни стоить. 

Вот например, понятие “вечность”,
Что без конца и без начала,
А как же быть с бессмертным Зевсом?
Рождение началом стало!

Не бесконечна значит вечность,
(Христос ведь тоже был рождённый)
А у Кащея было детство?
Всегда Яга - старухой злою?

Последних двое из России,
Для них там русским духом пахло.
Философы там не грешили
Им было и тогда не сладко.

Но грекам я простить не в силах -
Читаю мифы их запоем,
И философия их мила...
Но в логике у них пробои. 


Рецензии
Где боги - там всегда герои...
О, как пытлив ты, ум Поэта!
Хоть как, но каждый "что-то стоит"...
Вопросы есть...но нет ответа.
Раньше мне нравилось читать " Легенды и мифы древней Греции ", но стала задумываться - почему её боги такие жестокие и кровожадные?
Уже не читаю...
С улыбкой и теплом,

Екатерина Синесгерева   03.09.2019 07:03     Заявить о нарушении
Жаль. Там есть чему поучиться. У меня об этом много.

Спасибо за визит.

Оскар Хуторянский   03.09.2019 10:22   Заявить о нарушении
Так я о книге!
А стихи...надо перечитать... Очень большие объёмы, нужно "принимать дозами".
Это единственный минус.

Екатерина Синесгерева   03.09.2019 10:25   Заявить о нарушении
Вы правы объемы.,. Я это понимаю, но так много хочется сказать и так много остаётся «за бортом»...

С уважением

Оскар Хуторянский   03.09.2019 15:34   Заявить о нарушении