От великого до смешного

     Я, было, сомневался, нужно ли рассказывать об эпизоде из жизни известного "барда", который характеризует человека с бытовой стороны: не будет ли это сочтено злопыхательством или обывательской завистливостью. Но тут на ТВ отмечали юбилей мультипликатора,тоже известного, и разоткровенничались, что при создании образа "попугая" им была использована жестикуляция В.И.Ленина (ха-ха!)!  Выходит, "им", циникам, можно всё?
     В моём подразделении НИИ была сотрудница с необыкновенным отчеством - Афиногеновна*, но это ещё не всё. Её муж, функционер СП СССР, сумел получить квартиру в писательском доме недалеко от проспекта Мира. Тут я на минуту отвлекусь от основной темы, чтобы сказать несколько слов об архитекторах той поры. Квартира представляла собой огромную "залу", к ней примыкало несколько небольших комнат. Зачем эта "зала", как её использовать в жизни - ответ был только в воспалённом воображении архитекторов, оторванных от реальной жизни!
     Так вот, наша знакомая отличалась несобранностью и неоднократно заливала соседа этажом ниже, очевидно, в такой же нелепой квартире. И всё бы ничего, но этим соседом оказался Окуджава. Он поднимался наверх и справедливо устраивал скандалы. Эти житейские подробности я привожу только для подтверждения достоверности освящения последующих событий.
     В отличие от других "бардов", для меня Окуджава - автор многих замечательных песен, человек, достойный уважения и признания. Но и ему "ничего человеческое не чуждо". Когда он был уже в достаточно преклонном возрасте, объявилась юная девица (скорее всего, авантюристка), якобы, имевшая от него ребёнка и, соответственно, требующая моральной и материальной компенсации. Конечно, громкий скандал и, естественно, его жена бросилась отстаивать "честь семьи". Она, со слов Афиногеновны, используя последнюю козырную карту, забывая о "приличии" (ну, это слово такое), бегала по подъезду и громогласно оповещала всех: "Он импотент! Он импотент!" (со всеми вытекающими последствиями).
    Да, мы всё дальше отдаляемся от понятия «людскость»** (устар. учтивое, любезное обращение; доброжелательное отношение, расположение к людям).
Мне скажут: - "Ну, и что! Это не умоляет благородных интонаций в его творчестве!" Конечно, и я с этим, наверное, соглашусь.  Но, почему-то, памятник ему на Старом Арбате теперь мне кажется неуместным, вычурным, нелепым, искусственным (сродни театральной декорации), лишённым "флёра романтичности" - бестактным по отношению к самой исторической улице (см. ил.).
     Говоря о нравственной стороне и помня, что мы все не без греха, прежде, чем доводить до абсурда восхваление наших "бардов" и ставить им памятники (взять того же Высоцкого***), нужно, наверное, не забывать, что "от великого до смешного один шаг!"
                __________

     Ну, а с другой стороны, это было уже довольно давно и "стоит ли ворошить прошлое", да и многие песни были тогда хорошие, а, если сравнить с современной песенной "культурой", то я даже и не знаю, что сказать. Вы видели последнее музыкальное шоу из Сочи: мелькание ярких красок, шум, блеск нарядов, демонстрация длинных ног, эротичных поз и танцев, но ни одной запомнившейся песни. А лица зрителей-"фанатов"! Мне они представляются одноклеточным планктоном, прошедшим полный курс "дебилизации". Процесс деградации целенаправленно близится к завершению, а я про какую-то мораль, нравственность. И понимаешь, что время другое, что поезд ушёл со станции Великое  (Советское) в направлении, даже не Смешное, а Пошлое и Пустое (современное).
Вот и приходится вспоминать:
Ты стоишь у окна, небосвод высок и светел,
Ты стоишь и грустишь и не знаешь отчего...
                __________
P.S.
Хочу вернуться к вычитанному и  поразившему меня «устаревшему» слову «людскость». Думаю, что пояснение к нему в Инт. дано формально, неточно. На самом деле,  это то, что делает нас людьми.
Я родился и много лет прожил в Армянском переулке, в знаменитом доме №7, что в полутора километрах от Кремля****. История здесь на каждом шагу, не меньше, чем на Арбате. Из-за занятости, а теперь и возраста бываю там редко. Помнится одно из посещений. На улице мне повстречался мужчина в годах, в котором я узнал хулиганистого мальчишку из соседнего, не менее знаменитого, дома №9, который, очевидно, так и прожил здесь все эти годы. Раньше мы не были знакомы и никогда не общались. А тут он, наверное, тоже припомнил меня и мы разговорились о прошлом. «А вы помните огромный старый тополь, который рос около военкомата - (РВК Кйубышевского района, через него уходил на фронт и мой отец, и мой дед) - Так вот, его недавно спилили, исходя из соображений «пожарной безопасности». А ведь, может быть, он был последнее, что запоминали люди, уходя из дома на фронт!». Эти его слова поразили меня своим, пронесённым через годы и сохранённым на всю жизнь, неожиданным и щемящим ощущением прошлого – того времени и тех людей, запечатлённых в этом тополе. И я вижу в этом проявление подлинной «людскости», ещё присущей нашему поколению.
И ещё (мистическое) совпадение. На отрезке Армянского переулка от того тополя до подъезда нашего дома (метров 50) проходили съёмки знаменитой сцены ухода на фронт (с участием Баталова и Самойловой, где она в отчаянии бросает печенье под ноги уходящих строем) в фильме «Летят журавли». Я наблюдал за ними ещё школьником с высоты четвёртого этажа, лёжа на широком подоконнике нашего окна, расположенного как раз над подъездом...

   Очевидно, в каждом времени есть великое и смешное, нелепое, благое и пошлое. Соотношения их могут меняться, и мы знаем, что с древних времён всегда осуждали идущее на смену. Наверное, потому, что «пена нового времени» всегда оказывается наверху, на виду. Нам остаётся надеяться, что логика жизни ведёт нас, всё-таки, в нужном направлении.
_______
* Н.А.В. - за давностью лет контакт с ней потерян, и я не мог получить её согласия на публикацию.
** ЖЗЛ, "Чаадаев", записки князя М.М.Щербакова «О повреждении нравов в России».
 *** http://www.stihi.ru/2011/10/06/2167
     http://www.stihi.ru/2011/06/25/2832
**** Поиск настоящего в настоящем, http://www.stihi.ru/2017/03/03/5165
      
31.08.19.

Ил. - Инт.


Рецензии
"Доводить до абсурда..."возможно опечатка, Вит.
По сюжету, действительно всё так. Иногда приходится вспоминать фразу:"Если бы помолчал, может и за умного мог сойти."
С улыбкой

Анатолий Кузнецов 2   15.10.2019 12:32     Заявить о нарушении
так что помешало промолчать?
С улыбкой,

Вит Уйманов   15.10.2019 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.