Ходит ГамлЕт с пистолетом и хочет кого-то убить

…а ведь на поверку - донельзя странная вещица этот "Гамлет"?!
Вроде бы декларируются огненные страсти, муки души и совести главного героя, его благородство, прямота, честность, доблесть, ум и проч., но…
Хочу отметить лишь два момента:
1.Вставку с призраком – отцом (явная мистика и чертовщина).
2.Пьесу в пьсе, как ключ, к разоблачению дяди-короля.

И если первый – можно отнести ещё к издержкам воспалённого мозга, мучительно пытающегося разрешить загадку смерти отца, то второй – это уже, с моей точки зрения, ПАРОЛЬ к пониманию ЁРНИЧЕСКОЙ, ТЕАТРАЛЬНОЙ (в актёрском смысле) сути пьесы!

Гамлет активно и с УДОВОЛЬСТВИЕМ включается и в режиссуру, и в игру вставной пьесы (он сам показывает актёрам КАК надо лицедействовать).
Гамлет во время пьесы отпускает шутки и репризы и при этом норовит возложить собственную голову на колени к отринутой им же Офелии(?!)
Гамлет балдеет и дурачится куда как больше, нежели страдает.
Гамлет  - монстр, ибо только монстр может с подобной яростной лёгкостью выжигать пространство вокруг себя, погружая в АД всех без разбора.
В нём нет ни на йоту жалости и сострадания (о любви я уже и не говорю) ни к матери, ни к Офелии.

Гамлет не переживает, но ИГРАЕТ свою трагедийность, во всей полноте актёрской размашистости, самолюбования и нарочитой апелляции к зрителям?!


Рецензии
А может, всё было так:
"Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути".

Мог ли Гамлет иным способом предъявить обвинение Клавдию? Ведь его объявили сумасшедшим... А тут - по форме аллегория, по сути же обвинительное заключение.

Или даже так:

"Довольно! Пора мне забыть этот вздор!
Пора мне вернуться к рассудку!
Довольно с тобой, как искусный актёр,
Я драму разыгрывал в шутку!

Расписаны были кулисы пестро,
Я так декламировал страстно.
И мантии блеск, и на шляпе перо,
И чувства — всё было прекрасно.

Но вот, хоть уж сбросил я это тряпьё,
Хоть нет театрального хламу,
Доселе болит ещё сердце моё,
Как будто играю я драму!

И что я поддельною болью считал,
То боль оказалась живая, —
О, боже! Я, раненый насмерть, играл,
Гладиатора смерть представляя!" (Гейне в переводе А.К.Толстого)

(эти стихи читаю ребятам, когда подходит к концу трагикомический роман Печорина с княжной Мэри - на мой взгляд, в душе героя творится что-то подобное: Печорин увлечен княжной, и если бы не слово, данное Вере - не жениться на Мэри - то кто знает, кто знает...).

А спектакль в спектакле внутри "Гамлета" - прелюдия к его финальной реплике: "Ступай, отравленная сталь, по назначенью!"
Ведь и этот спектакль тоже своего рода отравленная сталь... Первый выпад Гамлета.

Лина Чирко   02.09.2019 20:44     Заявить о нарушении
Я в своё время прочёл пьесу в переводах: Лозинского, Корнеева и Пастернака, посмотрел фильм Козинцева (со Смоктуновским), на Таганке (с Высоцким) в постановке Любимова и в Ленкоме (с Солоницыным) режиссура Андрея Тарковского.
Версия Тарковского мне была наиболее близка.

Вы говорите о логике, о цельности и детерминированности сюжетной линии и поведения героя, а я - о концепции и загадочности пьесы (я уже не говорю о мистических мотивах).

Ведь о чём говорит логика: молодой (но уже не юный) принц, умён, остроумен, смел, прекрасно владеет оружием, с явными задатками государственного человека, который должен сменить на этом посту отца (тоже, кстати, Гамлета(!), любимец при дворе, которому явно к тому же симпатизирует народ, но что же в реальности?!

Полный абсурдизм, паралич воли, череда бессмысленных поступков, рефлексия, психопатия, перемежаемая цинизмом, жестокостью и неспособность к ясным и конструктивным действиям.
Явное противоречие налицо, но вот если предположить, что в основе его реальных поступков положено ТЕАТРАЛЬНОЕ действие, т.е. игра со множеством оттенков и нюансов, причём заметьте, в своих диалогах с матерью, Офелией, Полонием, королём, Розенкранцем , Гильденстерном и другими (с Горацио, к примеру) , Гамлет словно проигрывает театральные этюды за каждого из них (он лепит на ходу характеры всех героев пьесы), он купается , он живёт этой игрой, но как только нужно что-то решать, действовать, Гамлет совершенно меняется, он уходит в себя, в тяжкие думы, в сплин, в закулисье...

Олег Стоеросов   02.09.2019 21:30   Заявить о нарушении
Поэтому его и считают литературным эталоном рефлексии в бытовом смысле этого слова (Сократ писал, что это рефлексия – единственный способ для внутреннего совершенствования и духовного прогресса через освобождение от навязчивых мыслей, стереотипов и предрассудков).
Гамлет - единственный "живой" герой этой трагедии. Он развивается, меняется, ломает голову над глобальными вопросами вроде "быть или не быть", где "не быть" означает отказаться от борьбы за правду.
У всех героев там своя правда, но никто, кроме Гамлета, не борется за ее торжество.

Лина Чирко   02.09.2019 21:53   Заявить о нарушении
Ему еще и с наемными убийцами приходится бороться (вспомните историю с письмом во время поездки в Англию). Борьба за власть не терпит слабости! Кстати, в ранней, дошекспировской версии "Гамлета" даже в самом заголовке пьесы акцент делался на слове "хитроумный".

Лина Чирко   02.09.2019 22:04   Заявить о нарушении
Его борьба - есть выжигание напалмом живого пространство вокруг себя.
По его вине, прямо или косвенно гибнут: мать и дядя (он также расправляется с ним без суда и следствия, как тот - с его отцом), Офелия, Полоний, Лаэрт, да и себя он, в сущности , убивает тоже, ибо он по сути своей не жилец на белом свете.
Повторяю, сверхзадача, главная концепция пьесы - это череда театральных этюдов насыщенного свойства, где главный герой сам себе и актёр и режиссёр в одном лице.

Так это всё видится мне.

Олег Стоеросов   02.09.2019 22:06   Заявить о нарушении
Да, да, я забыл об ещё двух покойниках на совести принца.

Олег Стоеросов   02.09.2019 22:08   Заявить о нарушении
Дык великая ТРАГЕДИЯ ж!

Лина Чирко   02.09.2019 22:10   Заявить о нарушении
Вы полагаете, что размер трагедии определяется лишь количеством трупов?!
Вот сколько человек убил Раскольников?

Олег Стоеросов   02.09.2019 22:21   Заявить о нарушении
Раскольников? Четверых всего: Алёну Ивановну, Лизавету, ее ребенка, да и собственную свою матушку Пульхерию Александровну довел до гибели...

А у Шекспира во всех трагедиях горы трупов. Вспомните "Короля Лира". Кто там в живых остался? Или "Макбета"... Самая "гуманная" из трагедий , с наименьшим количеством трупов - "Ромео и Джульетта".

Лина Чирко   02.09.2019 22:28   Заявить о нарушении
Насчёт Раскольникова - верно, но он ещё (как считал Достоевский) бога в себе убил, да и в Соне Мармеладовой тоже...

Жестокий век, жестокие нравы (это я уже о Шекспире)

Олег Стоеросов   02.09.2019 22:33   Заявить о нарушении