Этика Спинозы - цикл, ред
Декарт СПИНОЗУ восхитил -
И, думая рационально, точно
Он с "Этикой" провозгласил:
"Бог - это всё вокруг. И точка."
Борух Спиноза - интеллект
В веках живущий, несравнимый.
Из Португалии как иудеи
Семья его была гонима. (1)
У протестантов в Амстердаме
Нашли приют. А там война
С католиками всей Испании
И Португалией была.
Борух был с детства вундеркиндом
Знал он Завет так как никто.
Его позиция раввина
Ждала - почет и торжество.
Но мальчик был строптив однако
Он создал Бога своего.
Анафеме его предали -
Община выгнала его.
Никто не мог сказать с ним слова,
Он был как мертвый для родных.
Был выгнан из родного дома
И Бенедиктом стал он жить.
Был мягок он и добр собою
Шел по Декартовым следам.
Шагнул он дальше - и с душою
Мораль и логику связал.
К Декарта миру правил
Он интеллект добавил.
Из выводов от аксиом его
Он дал понять - а Бог есть кто.
От синагоги отлученный -
Был показательный процес…
И Бенедикт новорождённый
Стал гордостью евреев всех.
1. Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени
БЛАГОСЛОВЕННЫЙ
Один и тот же человек
Имел три имени при жизни -
Ребёнком - Бенто звали все
По португальски тогда мысля. (1)
А ведь родился в Амстердаме
И золотой там правил век,
Изгнанникам из Португалии
Той родины был близок свет.
А в синагоге был Борухом,
Там гением он с детства слыл.
Он Тору знал, и знал по слуху
И то что реббе подзабыл.
К нему ходили за советом
И те, с седою бородой...
Но не принял он их заветы -
И Бог его - он был другой.
Бог без эмоций и желаний,
Без поклонений и чудес.
Бог разума, а также знаний...
Ну еретик! Он смотрит в лес.
Был отлучён и даже проклят
Общиной также как семьёй...
Стал Бенедиктом - с тем же корнем,
"Благословенный" богом, свой.
Он жизнь прожил без побрякушек,
Имел он меньше, чем монах.
Но мысли волновали души
И мнению король был рад.
Великие умы признали
Его величие среди них,
И Лейбниц, Гёте, Кант писали
Как много выучил он их.
Эйнштейн согласен с его Богом,
Спинозы Бог - его кумир.
Философ рассказал так много,
И как учил, он также жил.
(1) Бене (порт.), Борух (др. евр.), Бенедикт (лат.) - "благословенный"
БОГ СПИНОЗЫ
Спинозы Бог - он не Творец,
Он есть активнвя природа.
Он всё, что было и что есть -
Необходимость всего рода.
Он созидание само,
Его ничто не подгоняет,
И смысл лишь бытия его -
Он созидает, созидает.
Он всё, что есть и без Него
Ничто существовать не может…
Так в даосизме до него
Сам Лао Цзы твердил всё тоже. (1)
Спинозы Бог далёк от чувств -
Его понять лишь разум сможет;
Поскольку Бог везде, вокруг,
То значит и в тебе он тоже.
“Познай себя” - Сократа клич
Звучит в его устах иначе -
"Познвв себя - ты будешь с Ним",
А это редкая удача.
Познав себя - познаешь всё,
Хоть Бог его и безграничен,.
Но часть его в тебе живёт
И эта часть - твоя есть личность.
Он дух и тело, и душа
Хотим того или не знаем…
Вы шаг свой взвесьте не спеша -
Идёте так, как Он желает?
1. Лао-цзы (VI век до н. э.) — древнекитайский философ VI–V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма
О ПСИХОЛОГИИ СПИНОЗЫ
О психологии Спинозы
Писали много и не зря -
Его идеи есть основа
Всем для познания себя.
Её основа - ваше тело,
А также, что зовём - душа
Две стороны того же дела
Взаимосвязаны всегда.
Что мы всего лишь частный случай
Материи вечной и идей.
И в каждом хуже или лучше
Души и тела связь сильней.
Душа - мышление в развитии,
А тело есть её объект…
И ощущения, нам привычны
Всё это тел на жизнь ответ.
А восприятие ощущений,
И осонание их идей -
Душа работает над мнением -
Приятно? Больно? Иль больней?
Кто к размышлениям не привычен,
Тот ощущения сознаёт,
Как образы в плену развития,
Воображения полёт.
Им ведьмы чудятся и джины,
И жизнь средь леших, домовых…
Лишь разум - он найдёт причину.
И даст понять и объяснит.
Он истину один увидит
И для событий даст закон,
Что есть всегда необходимость,
Что без причин не будет звон.
Он реалист. И так зовётся
Течение, что он создал.
Возможно, что и вам придётся
Узнать к чему он и взывал.
ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ ЭТИКА
Вопрос стоит фундаментален:
"Кем этика нам всем дана?"
Кому она дана в скрижалях,
Кто верит в Библию, в Коран.
А кто не верит в Бога, в чёрта;
Кому законы - тын-трава.
Кого мораль есть "вор в законе"
И этика других мертва?
Есть абсолютная реальность
Нам в ощущение дана
И мы об этом только знаем
Из наших чувств. И все дела.
Но каждый чувствует иначе -
Как жизнь прожил и что учил.
Так что же это? Это значит
Для этики - свой личный мир?
Где абсолютная идея
Что хорошо? А что нельзя?
Как в шахматах, где каждый верит
Есть пешки ход, а есть ферзя.
Я верю - этика реальна
И путь к ней очень не простой.
И не достаточно лишь знания -
Она руководит душой.
А суд за это после смерти;
За этику и спрос сильней.
Для тех, кто, в общем то, не верит -
Закон пришёл не от людей.
Ведь существует притяжение
В отсутствие звёзд как и планет,
Есть этика (такое мнение)
Неважно здесь мы или нет.
РАЗУМ И ЭТИКА
Учили нас, нет, в нас вбивали,
Что "ум" "душе" смертельный враг,
Что "что" и "как" мы делать знаем,
А вот "зачем" - лишь Бог подаст.
Что - "этика" с "умом" не дружит,
Что "ум" - безумный эгоист,
Что - телу своему лишь служит
И нужен поп, раввин иль priest.
Что не найти умом дорогу,
Что только "горе от ума";
Пусть мир познать у вас дорога,
Но не познать самих себя.
Что разум чувствами не властен,
Что чувства разума главней -
Поскольку в нас сильнее страсти,
А разум так, он от людей.
Не потому ль в вожди стремятся
В ком буря чувств кипит в душе,
Чтоб на трибуне бесноваться
Где места нет уму уже.
Рациональности нет места
В толпе; там только атавизм -
От диких предков нам в наследство...
Зачем же нам стремиться вниз?
Не верьте и не поддавайтесь!
Подвластна "этика" "уму".
Себя понять всегда старайтесь
И "чувства" подчинить ему.
ЭТИКА СПИНОЗЫ
В основе Этики Спинозы (1)
Краеугольным камнем - мысль,
Что “Силою ума возможно
понять желаний суть и смысл".
Уму желание - идея,
А утвердить иль отогнать
Один лишь разум может, смеет
И воля разуму под стать.
Воображение - дочь инстинкта,
Рождает ненависть иль страсть.
Влечёт к себе с огромной силой
Или даёт душе пропасть.
От наслаждения до боли -
Вот наших чувств диапазон
Всё вариации, не более
Инстинкта - любишь иль взбешён.
Над ними властна только воля,
Что разумом освещена.
Страдания мы изменить не можем
природу. В нас она сама.
Тот над которым Страсть владеет,
Раб обстоятельств и вещей.
Лишь тот, кто то понять сумеет
Свободу обретёт над ней.
Инстинкта к Разуму дорога
Лишь к Добродетели ведёт…
В других дорогах лишь тревога,
Там Разум бьётся о порог.
Над чувствами себя возвысив,
Свои инстинкты победив,
Принять, как дар Того, кто свыше.
Умом принять - Его мотив.
Умом понявший - не страдает,
Ясны ему причины все.
В природе нашей всё бывает…
Инстинкт же порождает гнев.
Спиноза жил - не лицемеря.
Философ жизнь свою ведёт
Лишь разуму и мысли веря,
Он всем святым пример даёт.
(1) Этика, доказанная в геометрическом порядке (лат. Ethica, ordine geometrico demonstrata) — философское сочинение Спинозы, опубликованное после смерти автора в 1677 году его друзьями.
Спиноза доказывает, что все происходящее в мире имеет причину в благом Боге, соответственно для счастья и блаженной жизни необходимо правильным образом настроить аффекты ("смутная идея": лат. confusa idea), которые слагаются из желания (лат. cupiditate), удовольствия (лат. l;titia) и неудовольствия (лат. tristitia). При этом, хотя аффекты иногда и могут напоминать средневековые грехи(чревоугодие, скупость, пьянство, разврат), тем не менее совершенное избавление от них невозможно, поскольку они составляют сущность человека. Кроме того, само совершенствование человека сопровождается естественным чувством удовольствия (радостью). В этике Спиноза отстаивал позиции разумного эгоизма (Первая и единственная основа добродетели или правильного образа жизни есть искание собственной пользы).
СТОИЦИМ
Философ - стоик, для него
Все чувства - суета мирская,
Сквозь призму разума его
На жизнь смотрел не удивляясь.
За триста лет до нашей эры
Зенон учение создал:
Ему последуешь и с верой
Тебя не сдвинет жизни шквал.
По философии фаталисты -
Зачем противиться судьбе,
Идешь с ней в ногу - чинно, чисто,
Противишься - идешь в узде.
Три части было в философии -
Их логика - забор в саду,
Их физика - что Вам садовник,
А этика - плоды, что ждут.
Жить гармонически с природой,
Не ратовать и не роптать,
Удачи так, как и невзгоды -
Все без эмоций принимать.
"Не жди от жизни удовольствий,
И вожделений не ищи,
Ты в жизни ничего не бойся!"
Добился? Вот и Стоик ты.
И Диоген и Марк Аврелий,
Сенека... множество других
Прилежно стоиками были.
Был и СПИНОЗА среди них.
Зовём мы стоиком сегодня
Кто все удары принимал
Без ропота, без слова "больно",
И кто мораль не предавал.
(1) Зенон Элейский (Элеатский; (ок. 490 до н. э.; Элея, Лукания, — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы.
РАЗУМ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
Что здравый смысл, а что есть разум?
Вопрос был задан неспроста -
Не зря Декарт сказал, что дар тот
«Был нам подарен от Творца!»
Декарт, за ним СПИНОЗА, Лейбниц
Считали мир рационален,
Хоть без границ он и безбрежен
Но «разумом он познаваем!»
Их разум был индивидуален,
Не им ли мудрецам не знать.
А здравый смысл - он усредняем.
Он знаменатель, так сказать.
Да, "здравый смысл" - есть усреднение,
Что думают мудрец и шут,
А в результате уравнения
Выигрывает только плут.
ЭПИЛОГ
Когда-то я не верил в Музу,
Когда-то не писал стихи.
Когда-то их считал обузой
И выражением тоски.
Онегин, Чацкий, Фауст, Гамлет
Не отзывались все во мне.
Казались муки их напрасны...
А их душа была в огне.
Я в мыслях был на баррикадах
И открывал я острова,
Искал я в умных книгах правду,
Учил науки я слова.
Был соблазнен я философией
Платон, Спиноза, Ницше, Кант...
И строил я свои утопии
И в них я строил мысли храм.
Другое время, страсти те же -
Не изменился человек.
Гомер все описал прилежно...
А ведь прошло три тысячи лет
Я верю в само-выражение,
И в мысль, что высказана вслух.
Ведь мысли той дает рождение
Весь опыт наших прошлых мук.
Нашел свое я слово поздно,
Не все скажу и напишу.
Но попытаюсь что возможно
Пока могу, пока дышу.
Свидетельство о публикации №119090100530
===================
Moй добрый привет!
Юрий Атман 16.09.2019 06:06 Заявить о нарушении
