Подарок В. Сухорукову - Обзор Ольги Бесснежной

Соглашусь с Яной, конкурсное задание действительно непростое. Во-первых, необходимо гармонично вписать предложенную фразу, интонационно распадающуюся на две строки в разных стихотворных размерах, и к тому же предопределяющую серьезную гражданскую тематику. Во-вторых, то, что результат конкурса должен стать подарком известной творческой личности, возлагает на участников дополнительную ответственность.

Касательно стихотворного размера, нюансы выбора которого обсуждались Олегом (Гольгертсом) и Яной, мне виделись предпочтительными 3 варианта:

1. Повторяющееся от строфы к строфе чередование/сочетание разноразмерных строк – строфный логаэд, что было предложено Олегом;

2. Отличная от предложенной интонационная разбивка, например, такая:
И народ на подошвах своих выносит гранит
Из метро, /турникетам назло/ .

Как мне кажется, подобный логаэд мог бы придать стихам некоторое напряжение и индивидуальность.

3. Союз «и» использовать как часть составной рифмы, обеспечив тем самым одинаковый размер строк, например, так:
Охранник Василий Хитров
Не верен Отечеству, и
Народ на подошвах своих
Выносит гранит из метро.

Касательно выбора темы, вспомнились строки из стихотворения И. Бродского:

«…и оглянулся, думая, куды
отсюда бросить кости.
Вылезала
из-под домов набрякшая листва.
Из метрополитеновского горла
сквозь турникеты масса естества,
как черный фарш из мясорубки, перла…
…Красавица уехала.
Ни слез, ни мыслей, настигающих подругу…»

Таким образом, предложенная конкурсная фраза помимо средства выражения сугубо гражданской позиции вполне могла стать фоном/способом передачи любовных переживаний ЛГ.

Тем интереснее было узнать, что получилось у участников конкурса.
Прочитав конкурсную подборку, я была разочарована небрежным отношением большинства участников к русскому языку и стихосложению. Не обошлось без банальностей, штампов и общих мест.

Учитывая, что в манифесте уделено особое внимание обязательности выполнения конкурсного задания, за конкурсную фразу, не вписанную в размер, оценка за технику снижалась на балл.

###

1. Тонкая грань…

   "И народ на подошвах своих выносит гранит из метро".
                Виктор Сухоруков

Россиянин был, явно не псих,
Эту схему продумал хитро:
"И народ на подошвах своих
(Сам) Выносит гранит из метро." (С)

И спешит нагловатая рать
В подземелье для плотских утех.
Это где столь гранита набрать?
Чтоб досыта хватило на всех…

Депутатик стащил миллиард; –
Некий избранный шустрый пострел…
А народ то беснуется… Рад:
Мол, на дыбу его, на расстрел!

Дума морщит тяжёлые лбы,
Честь и совесть поставив на кон:
Тащат бабушки с леса грибы, -
Им чихать на страну и закон.

Там чиновник упёр под шумок
Миллионов звенящую медь…
Это что же? Его под замок?
Люди! Совесть то надо иметь!

И порою такая тоска:
Лето, пляж, суматоха и гам…
Это сколько там спёрли песка,
Что прилип к вороватым ногам?!

Да! Россию умом не понять!.. (С)
Не с того ли к соседям добра.
Что для всех прокажённых, как мать,
Хоть кому-то и всыпать пора.

А в Отчизне то смута, то брань…
Где тот самый пророк?* Подскажи…
Но невидима тонкая грань,
Отчертившая правду от лжи.


*Ссылка на Евангелие от Матфея: «Нет пророка в своём отечестве»

# # #

Ничего не имею против стеба и иронии как таковой, однако считаю, что для стихов такого жанра должен быть отдельный конкурс. Сам текст показался излишне политизированным, затянутым, с ненужными смысловыми повторами (2-5 строфы) и неизвестно откуда появившимся пророком в финальной части. Не заскучать помогла неудачная попытка вписать фразу в размер при помощи местоимения «САМ» (представила, как можно что-то вынести на СВОИХ подошвах не самому), словосочетание «В ПОДЗЕМЕЛЬЕ ДЛЯ ПЛОТСКИХ УТЕХ» (где оно находится, пусть останется тайной автора!), «МИЛЛИОНОВ ЗВЕНЯЩАЯ МЕДЬ» (это сколько вагонов с монетами?).

Не украсили текст преобладающие грамматические рифмы «ПОСТРЕЛ-РАССТРЕЛ», «ЛБЫ-ГРИБЫ», «ШУМОК-ЗАМОК», «КОН-ЗАКОН», «ГАМ-НОГАМ». «ГРАНЬ-БРАНЬ» и т.п.), а также лексические ошибки «СТОЛЬ» вместо «СТОЛЬКО», «С ЛЕСА» вместо «ИЗ ЛЕСА»/вестимо/, «ОТЧЕРТИВШАЯ ГРАНЬ».

Ритмических сбоев нет, за исключением конкурсной фразы, но есть фонетические ляпы «САМВЫНОСИТ», «ЛЕТОПЛЯЖ».

2/2

***
2. Монумент

От прежних кумиров лишь серый гранит
Остался, былое прошло,
Но память занозой в затылке свербит,
Как всё это произошло...
 
В могучей державе воздвиг монумент
Народ, победивший врагов,
Но был он низвергнут в какой-то момент:
Народ ополчился и снёс монумент...
Так было вовеки веков...
 
Да, было такое не только у них,
Предание это старо...
"И народ на подошвах своих
Выносит гранит из метро"...

# # #

Обилие местоимений «ВСЕ ЭТО», «ТАК», «КАКОЙ-ТО», «ТАКОЕ», «ЭТО» (почти как у Акакия Акакиевича: «А я вот к тебе, Петрович, того…») и повторов «БЫЛОЕ», «БЫЛ», «БЫЛО», щедро приправленных бедными и грамматическими рифмами «ГРАНИТ-СВЕРБИТ», «ПРОШЛО-ПРОИЗОШЛО», МОНУМЕНТ-МОМЕНТ-МОНУМЕНТ», «НИХ-СВОИХ», а также ритмический сбой в финале. Вопрос: о чем, а главное, зачем, написан текст? И, пожалуй, второй: почему память свербит занозой в ЗАТЫЛКЕ, а не в левой пятке, например?)

1/1

***
3. Время меряя шагами…

И народ на ботинках своих
Выносит гранит из метро:
Каждый шаг на холстах городских
Стройнеющий пишет перрон.

Мы подошвы стирая до дыр,
Как масляной краски штрихом,
Всё рисуем стареющий мир,
Только малое видя в большом.

Прозябаем в быту суеты,
Убивая художника дар,
Рождены с искусством на ТЫ!
Говорить, но сбился радар…

И потерян давно ориентир,
Время тает, как мартовский лёд.
Ложных ценностей балансир
Подгоняет нас плетью вперёд!

Дерзко кину ботинки во тьму,
Обессилев на бренном пути!
Я, заснув, с облегчением пойму,
Что мне больше не надо идти…

# # #

Идея не нашла своего развития, текст изобилует корявостями, сомнительными эпитетами и инверсиями: «СТРОЙНЕЮЩИЙ ПИШЕТ ПЕРРОН», «ПОДОШВЫ СТИРАЯ ДО ДЫР, КАК МАСЛЯНОЙ КРАСКИ ШТРИХОМ», «В БЫТУ СУЕТЫ», «УБИВАЯ ХУДОЖНИКА ДАР», «РОЖДЕНЫ С ИСКУСТВОМ НА ТЫ!», «ЛОЖНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БАЛАНСИР ПОДГОНЯЕТ НАС ПЛЕТЬЮ», «ДЕРЗКО КИНУ БОТИНКИ ВО ТЬМУ». Использованы бедные и грамматические рифмы «ДЫР-МИР», «ШТРИХОМ-БОЛЬШОМ», «ДАР-РАДАР», «ОРИЕНТИР-БАЛАНСИР», заданный в первой строфе правильный ритм далее в тексте не нашел поддержки.

Не понятно, почему в заданной фразе «БОТИНКИ» вместо «ПОДОШВ».

Текст проще разобрать на цитаты, чем найти в нем логику.

2/2

***
4. Метро

Бесконечна людская река,
Сотни ног, сотни лиц, сотни глаз,
И доносятся издалека
Сотни звуков, шумов, сотни фраз.

Если б только могли говорить
Стены этих подземных дворцов,
Они помнят, их память хранит
Сотни фраз, сотни тайн, сотни слов.

Но они, как и прежде, молчат,
Как и прежде, они холодны,
Наблюдая, как люди спешат
Вдоль какой-то унылой стены.

Бесконечна процессия их,
Им не важно, где зло, где добро,
И народ на подошвах своих
…Выносит гранит из метро.

…Остаётся лишь шум поездов,
Отражённый от каменных плит,
Сотни тысяч забытых следов
И шершавый истёртый гранит.

# # #

Симпатичный по сути текст о бренности жизни не выдерживает критики из-за слабой техники.

Многочисленные повторы и перечисления («СОТНИ»), лишние слова-втычки «ЭТИХ», «ИХ», «ЛИШЬ» обедняют текст и мешают художественному восприятию.

Текст построен на бедных и грамматических рифмах, кроме «РЕКА-ИЗДАЛЕКА» «ХОЛОДНЫ-СТЕНЫ», в некоторых строках рифмы и вовсе приблизительны «ГОВОРИТЬ-ХРАНИТ», «МОЛЧАТ-СПЕШАТ». Заданная строка вписана с нарушением размера, в третьей строке второй строфы сбоит ударение в слове «ОНИ».

Дважды использованный фонетический казус «КАКИПРЕЖДЕ» также не добавляет тексту красоты.

2/3


***
5. Вдруг...

Это был то ли сон, то ли бред, то ли вой алкогольного дна.
Всё закрыто и, кажется, впредь не откроется мне никогда.
Я стою на проспекте, кляня сам себя за бессильную злость,
а народ, не заметив меня, протекает то мимо, то сквозь...

Но когда я однажды просох и проснулся, глаза приоткрыв,
обнаружил, скорее, подвох, чем какой-то внезапный прорыв.
Где один из толпы - не герой! Мельпомена забыта, увы.
Лицедей любопытен порой, но хотел бы я быть таковым?
Не уверен... выходит, что да! Раз кривляюсь уже столько лет.
Может быть это путь в никуда, может лучшие роли в столе
запылились, как вирши иных. Дело даже не в технике, но
тут уж вышло, как вышло... и мы хвалим вовсе не тех и не то.
В каждой роли и в каждом стихе нужно чётко поставить вопрос.
Не "хи-хи", не "ха-ха", не "хе-хе", но проблему, почти парадокс.
Где милей нелогичный ответ, слово "вдруг" возникает само,
где во тьме зажигается свет, а рассвет покрывается тьмой...
 
Так ли это? - не факт! Может нет. "Перемен, перемен!" - голосит
малолетний инфант. Без монет в современный подземный Аид
напролом не пройдёшь. Поутих тот, кто просит: "Верните, мне трон!"
И народ на подошвах своих ...............  выносит .. гранит . из метро.

# # #

Стихотворение о душевных терзаниях творческого человека, размышлениях о причинах неудач, неизбежных после побед и т.п. К сожалению, не обошлось без стереотипов при описании способов выхода из кризиса.

Есть помарки: несогласованность времен «НЕ ЗАМЕТИВ» вместо «НЕ ЗАМЕЧАЯ», фонетические ляпы «РАЗКРИВЛЯЯСЬ», «МНЕТРОН» (что за прибор?).

Не все однозначно с финалом. «МАЛОЛЕТНИЙ ИНФАНТ» - масло масляное, если, конечно речь идет не о царственной особе (претендующей на «мнетрон»), «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ АИД» - где это и разве может быть Аид не подземным? Если это метро, то почему Аид? «БЕЗ МОНЕТ НАПРОЛОМ» - то есть напролом можно только заплатив?

Финалу не достает ясности, и, как следствие – цельности всему тексту, несмотря на отличные оригинальные рифмы, как внешние, так и внутренние.

Жаль, что конкурсная фраза в размер не вписалась – это отчетливо слышно несмотря на многоточия. Я уверена, автору не составило бы труда написать логаэд в размере финальной строки.

4/4


***
6. Час пик

Наступает вечерний исход
и в подземку течёт толпа.
Глухо стонет гранит перронов,
воют вагоны.

Реклама тянет людей в дисконт
(утопающий – утопай).
Скоро выборы мэра Нерона,
отца в погонах.

По проходу, толкаясь, идут
активистки в нижнем белье,
просят деньги для падших дам -
жадно, упорно.

Пассажиры чуют грех и беду,
и при этом ценят рельеф.
Гоняют в китайских гаджетах
русское порно.

Но на страже бессменно стоит
турникетный ангел Петров,
станционный смотритель Бога,
честный хранитель.

И народ на подошвах своих
выносит гранит из метро
чтобы выбить свою эпоху
в тёмном граните.

# # #

Реалистичная зарисовка о современных нравах, действие которой происходит в подземке. «ТУРНИКЕТНЫЙ АНГЕЛ ПЕТРОВ» - отличная авторская находка, однако в целом строфа оказалась лишней. Противопоставление Петрова толпе нелогично: что он должен был делать, стоя «НА СТРАЖЕ» у турникета, отбирать гаджеты или проверять дресс-код? Отведенная ему роль смотрителя Бога (что за Бог и почему он живет в метро?) ничем не подкреплена. Следующая за этой строфой конкурсная фраза смотрится «пристегнутой». Полагаю, чтобы гармонично вписаться в стих, Петров должен был стать частью толпы – думать о чем-то обыденном, например (почему нет?!), о «РЕЛЬЕФЕ» своей подруги. Важно, что он никак не может повлиять на происходящее.

В финальной строке я бы предложила заменить «ЧТОБЫ ВЫБИТЬ» на «ВЫБИВАЯ».

Рифмы хорошие, чего не скажешь о ритме. Мог бы получиться логаэд с оригинальной мелодией.

4/3

***
7. Я вернусь.

Жизнь моя - на бегу, всё спешу,
И мыслей полна голова,
Слышу ритмов нечаянных шум,
Смакую, рифмую слова.
И народ на подошвах своих
Выносит гранит из метро,
Набивая подмётками стих
По звонким колодцам дворов.
Расплескалась вокруг акварель,
Вся в солнечный цвет кураги,
Мне за тридевять дальних земель
Бежать не с руки, "не с ноги".
Ты меня из окрестных миров,
Прошу, непременно дождись,
И букеты нескладных стихов
Про радугу через дожди.
Принесу, ты поверь, как вернусь
Сатурновых пару колец,
Я дорогу домой наизусть
Запомнил на тысячу лет.

# # #

Милая, немного наивная, лирическая зарисовка с выдержанным размером и аккуратно вписанной конкурсной фразой. Тем не менее, стих нуждается в шлифовке.

Неудачные фразы и словосочетания: «И МЫСЛЕЙ ПОЛНА ГОЛОВА» («в голове моей опилки»), «РИТМОВ ШУМ», «АКВАРЕЛЬ, ВСЯ…В ЦВЕТ» («а я такая вся»), «ПРО РАДУГУ ЧЕРЕЗ ДОЖДИ» (радуга во время дождя?), «И БУКЕТЫ» (и букетов?).

Понравились рифмы «ВЕРНУСЬ-НАИЗУСТЬ», «СПЕШУ-ШУМ», а «СЛОВА-ГОЛОВА», «МИРОВ-СТИХОВ» не стоило использовать, так же как «ДОЖДИ-ДОЖДИСЬ» (слишком избитая).

Сатурновые кольца понравились, хотя, кажется, я это уже слышала раньше.

4/3


***
ВНЕ КОНКУРСА
Тамара Шишкина
"Подарок Виктору Сухорукову"

Родился с задержкою стих,
Хоть конкурс объявлен давно.
"... народ на подошвах своих
Выносит гранит из метро!"
    Подземное море людей,
    Привыкших по раньше вставать -
    Кто ГОСТЬ посто едет в музей,
    Поклон свой талантам отдать!
Другие на ПЛОЩАДЬ спешат,
Извечную чашу страстей,
И ищет задумчивый взгляд
Истории росчерк на ней!
    Столица торговцев полна -
    ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ кругом.
    И, если устроит цена,
    Украсится дальний их дом.
СТУДЕНТЫ беспечно снуют.
Усилив цветной колорит...
Щебечут, в смартфоны суют,
Порою задумчивый вид.
    А шум только к ночи затих. ..
    Охранник зевает хитро-"И
    Народ на подошвах своих
    Выносит гранит из метро!"

# # #

Я тоже «сунула» в смартфон «ЗАДУМЧИВЫЙ ВИД» и решила ограничиться благодарностью автору за интерес к конкурсу.

*Примечание от ведущей Яны Гауэрт Огневой.
Кому интересно, о каком обсуждении с Олегом (Гольгертсом) идет речь, вот ссылка:
http://www.stihi.ru/rec.html?2019/07/21/8118

НА ОБСУЖДЕНИЕ ОБЗОРОВ У УЧАСТНИКОВ И ЭКСПЕРТОВ ЕСТЬ 2,5 ДНЯ.
ПОСТ И ИТОГАМИ ОПУБЛИКУЮ ВО ВТОРНИК 03.09.2019


Рецензии
от № 7.
Покорнейше благодарю за представленные замечания.
Не возьмусь категорично отрицать всё, но позволю
себе высказаться относительно оценки "милый и
наивный" стих: с каких пор таковые эпитеты стали
ругательными, в особенности касаемо романтического
произведения? Или в фаворе нынче лишь рОковая-роковАя-
рокерская любовь к Отчизне? По-моему, любовь поэта
к женщине никто не отменял, даже не смотря на
гранитно-грассирующие ритмы? И что может напрягать
читателя в способности поэтической натуры слышать
ритмы-шумы? И разве криминально дарить любимой даме
букеты стихов, а не цветов? А вместо обручальных
колец - космические сатурновые?
Видно, что-то не в порядке с моим авторским мышлением...
Хотя, я вижу Виктора Сухорукова именно таким: лёгким,
романтичным, волшебным и, во всех смыслах, благородным
дамским угодником! Имею право, как зритель и давний
почитатель его необыкновенного таланта!..
Я не протестую, просто мягко и ненавязчиво отстаиваю
свою точку зрения, свой взгляд на мир!
С уважением,

Алина Махолёт   01.09.2019 05:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алина! Удивительно, что характеристики «милый и немного наивный» Вы восприняли как ругательные, поскольку в противопоставление им следует «тем не менее, нуждается в доработке».
Над текстом действительно, стоит поработать, поскольку в целом он неплохой. Например, обратить внимание на инверсию в 4-м четверостишии, с ней нужно что-то делать, иначе вторые 2 строки подвисают – я не с 1го прочтения уловила, что дб так, если по-русски: «Прошу, ты непременно дождись из окрестных миров меня и букеты (с букетом) стихов...». Есть и другие моменты, которые я не озвучила, но могу, если захотите, написать в ЛС.
Касательно озвученного: «РИТМОВ ШУМ»: шум - это беспорядочные колебания (звуки), ритм - равномерное чередование (звуков, речевых единиц), ритмы и шум могут существовать параллельно, но сомнительно, что ритмы могут воспроизводить шум.
«БУКЕТЫ СТИХОВ»: возможно, это чисто субъективное восприятие, но использование «букета» не применительно к цветам вызывает стойкую ассоциацию с «букетом болезней», поэтому мне это словосочетание не понравилось, возможно что-то иное, например «охапка» мне было бы ближе).

Кстати, лично мне хотелось, чтобы в конкурсной подборке были стихи о любви, Вы, видимо, не совсем внимательно прочли начало обзора!

Ольга Бесснежная   01.09.2019 13:45   Заявить о нарушении
Спасибо огромное! Вы, несомненно, интересный собеседник!
Но всё же, ассоциативный ряд "букеты-цветы-стихи"
(но не болезни!), мне гораздо ближе, чем сочетание
"охапки-хапуги-воры" и т.д. Какие все мы разные!
Как-то так...
Всяческих благ!

Алина Махолёт   02.09.2019 16:37   Заявить о нарушении
Алина, Вам нравится, и это главное)))

Ольга Бесснежная   02.09.2019 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.