Искушать себя и зрителя

Александр Михайлович Слепов – скульптор из Витебска. Драматический художник эпохи. Работает в разных жанрах и с разными материалами. Выражает свои мысли через художественные образы, диктующие способ их воплощения в живописи, графике и скульптуре.

А.М. Слепов многообразен в своём творчестве: то ироничен и саркастичен, то возвышен и романтичен, то оригинально абстрактен, то глубоко реалистичен, а главное, всегда правдив, неравнодушен и красив в жизни и искусстве.
Талантливый и оригинальный ваятель, автор десятков проектов.
Воплощённые в жизнь, они создали бы  множество уютных и незабываемых мест общения, встреч, размышления, уединения от суеты и меркантильной жизни.
Скульптурные композиции : «Золушка, примеряющая туфельку», «Маленький принц», «Дон Кихот на Росинанте со своим верным Санчо Пансо», «Мать Чернобыль» и «Оплакивание Христа», «Коленопреклонённый Александр Невский» и «Великая равноапостольная княгиня Ольга» превратили бы наш город в туристический.
 Сегодня мастерская художника заполнена абстрактными живописными полотнами, особенно меня поразила картина  «Зубр» по одноименной  поэме Яна Гусовского .
История создания поэмы уникальна. Её автор Николай Гусовский прибыл в составе делегации ВКЛ к Папе Римскому Льву X. Главе Ватикана хотели преподнести подарок — чучело зубра. Зубры на территории Западной Европы встречались крайне редко, и о них ходили многочисленные легенды. К чучелу необходимо было написать пояснение, что зверь из себя представляет. Вот Николай Гусовский и взялся за это дело. Так что изначально поэма была написана на латыни специально для Папы Римского Льва X.
А что мы видим на картине А.Слепова:
Могучее животное, выполненное в зелёном цвете, превосходящее силой в 20 раз , вместе  взятых   охотников – убийц, загоняющих животное в подготовленную ловушку.
 — Быки обычно выходят на запах свежего корма, — продолжает свой рассказ скульптор. — Два раза в день — утром и вечером. Зубры  всё равно выйдут, но только когда стемнеет.
Охотники, вооружённые луками, направляют зубра в пещеру, огорожённую железными шипами.
Как и в святого Себастьяна Тициана, в зубра впиваются десятки стрел,- а зубр молод и силён, и с его глаза, повернутого в сторону зрителя, срывается слеза.
А все , как один, охотники изображены в чёрном, как сажа, цвете горя и печали. Убийцы!
Я была потрясена,как абстрактная картина может передать и величие поэмы Яна Гусовского, и горе молодого тура, и ненависть к убийцам.
Я разгадала картину «Меланхолия»: на ней под цифрой 1950 изображён человек, исполненный в виде прямоугольников, квадратов и  треугольников ( художник – не фотограф, картина должна быть сочинена,- кредо Слепова) и он движется к цифре 20????- в каком две тысячи пятьдесят, семидесятом году совершится трагедия. Никто не знает, что будет завтра,- этого предугадать не может никто!!!
Лев Толстой день, в котором не было размышлений о смерти, называл пустым.
На белом квадрате картины Слепова «Меланхолия» мы видим чёрный квадрат, разорванный на две части: когда же случится это несчастье? – А пока что поживём и потворим.
Одной из самых солнечных работ Слепова является картина «Амур и Венера» - на фоне восходящего солнца полулежит прекрасная венера с чудным ликом и телом , составленным в манере художника из геометрических фигур,- но все части тела гармонично сочетаются, и Венера кажется прекрасной. Напротив богини любви сидит Амур со стрелами, колчаном и повязкой на глазах: любовь слепа?
Сколько картин создано на тему Венера и Амур:Лукас Кранах Старший и Риччи Себастьяно, Бугро Вильям и Канова, а картина Слепова запоминается светоносным возвышенным сочетанием красок.
Как и в жизни, так и в искусстве рядом с возвышенным и духовным всегда существует что- то плотское и страстное.
Обратимся к картине Александра Михайловича «Страсть»: на ней мы видим горячую, знойную девушку с полными губами и очень красивой грудью, символом сексуальности.
Забавный старичок смакует земную красоту.Между субъктами вспыхивает чувство,- Слепов показывает это чувство через пульсирующее общее сердце, связанное общими сосудами.
А картина «Человек – это звучит гордо»: на ней мы видим красного ангела, парящего в небе! Красный, яркий, бьющий в сердце свет завораживает!
В мастерской- святая святых художника- мы беседуем с художником об искусстве, творчестве, наболевшем и пережитом.
- Александр Михайлович, Вы считаете, что в нашем городе мало скульптурных композиций? На выставке «Мой город» я видела несколько Ваших проектов, от которых пришла в восхищение!
Если воплотить их в жизнь, как бы изменился наш город!
В Витебске есть парковая скульптура, но её явно недостаточно.Витебск- город фестивальный, собирающий людей разных стран и культур.Наш город богат художественными традициями, воплотившими в себе многие достижения ХХ века. Поэтому в своих проектах предлагаю и сказочных героев, и героев классики, и великих людей, связанных с Витебском.
- Я видела совершенно поразительный трансконтинентальный проект памятника – побратима «Витебск- Париж»? Расскажите о нём.
- Моя художественная метафора говорит о том, что, что Витебск и Париж, Эйфелева башня и Ратуша объединились в любовном порыве в арку, над которой парит Шагал и Белла, а над ними – синее, как васильки , небо кисти Шагала.
- Александр Михайлович, скажите несколько слов о проекте памятника ивану Бунину.
- Бунин заезжал в Витебск на несколько часов и был в восторге от «западного» города, как он пишет в своих воспоминаниях.
Памятник плоскостной и прозрачный. Этим решением я подчёркиваю мимолётность и эксклюзивность времени и исторических событий.Вообще- то, мыслей и идей много.
- Насколько я знаю, одна из Ваших идей – это уникальный фонтан у Молодёжного центра «Бригантина».
- Скажите, где можно услышать шум моря? Пульсирующая вода, с одной стороны,и высоко поднятая, с другой, создают ощущение моря, прибоя. Белые шары фонтана, окапываясь брызгами, заблестят на солнце, вечером загорятся жёлтыми огоньками.
Скульптурную композицию» Волна, три дельфина и Орфей с лирой» я создам прозрачной. Спальный район юга будет иметь ещё одно место общения.
- Световой фонтан возле Покровской церкви. Что это за проект?
-Воду я превращаю в свет. Скульптурным приёмом «вода» выплёскивается из бассейна и взмывает вверх,превращаясь в световые 2фонари», среди которых будут и скульптурные рыбки. Всё это символическим языком и аллегориями связано с Православием.
- Ещё меня поразила Ваша супрематическая картина «Человек- квадрат с окном». Дань признания Малевичу?
- Притом метафорическая композиция Малевич любил чёрный , но и жёлтый, красный, белый цвета. Моя композиция, с одной стороны, чёрная, трагическая, с другой,- красная- жизнеутверждающая. Этот проект «Малевич – УНОВИС» прошёл конкурс. Публично было сказано, что мой проект будет претворяться в в жизнь, но всё так и осталось на бумаге. А жаль. Аналогов супрематической фигуративной скульптуры в мире нет.
- Александр  Михайлович, Вы поистине неисчерпаемы в своём творчестве. Ваш критический разум обратился к творчеству Булгакова. Ачто Вас привело к нему?
-Булгаков поднимает проблемы добра и зла,а эти проблемы всегда волновали и в жизни, и в творчестве.Серию работ по Булгакову «Сплошной театр», как м и «Поиск внутренних связей» зрительне раз ещё увидит в Художественном музее.
- Расскажите ещё и о своих скульптурных композициях «Дон Кихот» и «Маленький принц».
- Представим себе, что к нам из далёкой Испании  прибыл Дон- Кихот на Росинанте со своим верным другом Санчо Пансо. На берегу Двины, рядом с центром ремёсел, появилась бы эта скульптурная композиция. Разве дух донкихотства, рыцарства и благородства ушёл из нашей жизни. Надеюсь, что нет.
Вообразим «Маленького принца», прилетевшего к нам на своей крохотной планете,- он будет стоять среди прогуливающихся людей, и вихрь звёзд потянется шлейфом за его спиной. Рядом с принцем будет находиться любимая роза, как напоминание нам о том, что мы в ответе за тех, кого приручили.
- А где бы Вы разместили свою Золушку?
- О,Золушка должна стоять около дворца, на парковой лестнице. У этой скульптурной композиции встречались бы влюблённые, и на прекрасную ножку Золушки влюблённые примеряли бы серебряные туфельки для своих возлюбленных.
- Спасибо за интервью. Надеемся, что все Ваши интересные проекты воплотятся в жизнь, и мы, гуляя по городу, ещё будем любоваться и счастливой Золушкой, и ответственным Маленьким принцем, и гениальным Буниным, и дышать свежестью у Ваших великолепных фонтанов!


Рецензии
Близки мне размышления Слепова о жизни, об искусстве.
Судя по вашему рассказу о нём, он несомненно интересный,
талантливый человек,
творчески очень разнообразный, что я всегда ценил в людях,
причастных к искусству.
Поразили слова Льва Толстого, приведенные Вами о том, что
день, в котором не было размышлений о смерти, он называл пустым.

С уважением,
Яков

Яков Рабинер   01.09.2019 19:45     Заявить о нарушении
Да, Слепов- большой оригинал, может, поэтому его проекты почти никогда не воплощаются в жизнь.
Рада отклику,- очерк я писала с любовью.
Спасибо Вам, Яков!
С теплом и добротою чувств Наташа

Соловьёва   02.09.2019 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.