Лучший урок

— А вы думали о нашем сходстве и различии между собой? Наверняка думали. Сейчас этот вопрос сильно волнует молодежь. Вы все по разному одеваетесь, ходите, гуляете, едите, учитесь. Не бывает одинаковых людей.

Так странно начала урок литературы Марина Александровна. Обычно все было иначе, поэтому сейчас класс смотрел и слушал молодую учительницу затаив дыхание.

— Вы думаете о том, насколько вы различны? А вообще, вы присматриваетесь друг к другу? Вот, например, ты, Илюша, ты дружишь с Русланом третий год, вы везде вместе. А ты обращал внимание, сколько раз за три года хромал Руслан?
— Эээ... Он не хромал вроде.
— А ты ошибаешься. Вот приедет Руслан из больницы, поинтересуйся. Смотрите на тех, с кем вы сейчас, представьте, что вашего друга больше не будет и попытайтесь идеально сохранить его образ в памяти. Образ — это не только лицо и фигура, это манеры, походка, привычки человека. А вы точно всё помните?

Класс молчал. Никто не произносил ни слова. Все смотрели на соседа, друзей, класс, учительницу, смотрели и не могли насмотреться.

Наконец к учительнице развернулись все.
— А теперь давайте сравним себя с кем-нибудь. Возможно, взрослые учили вас, что не нужно себя ни с кем сравнивать, возможно, говорили вам, что всё познается в сравнении. Это вы решаете сами. А давайте сейчас, один раз, если вам угодно, последний в вашей жизни, вы сравните себя с кем-то. Да, сейчас, наверно, я как-то вас агитирую, но сравните себя с теми, с кем я скажу.
Ну давайте для начала представьте какого-нибудь пожарника. Сколько у него жизней? Он же человек, значит, одна. А сколько смертей? Множество. Как вы думаете, почему?
— Потому что он на каждом вызове может умереть.
— Верно, Эля. Но почему множество смертей? Вы можете думать, я не тороплю вас.
Класс помолчал. Взметнулась рука.
— Он на каждом вызове может умереть, то есть в горящих домах есть смерть, но она проходит мимо.
— Да. Абсолютно верно. А продолжает ли жить этот человек после смерти?
Класс замялся.
— Я имею ввиду физически.
— Нет.
— Ну вот. Смотрите, сколько жизней у пожарника. Маленьких, коротких, не самых интересных, но жизней. А вы знали это?
Класс покачал головами.
— Огромный плюс в том, что его жизни идут не с чистого листа. Накапливается опыт. Это здорово.
Помолчав, учительница продолжила.
— Кто-то может догадаться, у кого жизней больше, чем у пожарника?
У класса были варианты — спасатель, альпинист, скалолаз, кто-то даже палача предложил.
— Неплохо. Мне нравится. У меня аж возникло желание овладеть чем-нибудь из этого. Но у меня есть вариант получше.
Класс замер.
— Подумайте о профессии писателя. Сколько у него возможностей! Он проживает столько жизней и столько времени, сколько захочет. И с кем захочет.
Ропот непонимания прошёл по классу.
— Всё просто. Любое произведение — это жизнь. И этой жизнью распоряжается только автор. И, кто знает, может быть, мы тоже всего лишь герои чьей-то книги. Подумайте, кем вы станете? Настя?
— Я хочу стать пилотессой, но...
— Потрясающе. Быть на небе можно только от счастья. Насколько же счастливая работа! А ты, Сева?
— Я пока не определился... но думаю быть инженером...
— Боже! Сколько миров в твоих руках! Сколько счастливых людей! Эля?
— А я стану швеёй, я уже решилась.
— Умница! Подумай, насколько ты можешь преобразить людей! Саша?
— Тоже пока не знаю точно, но хочу быть резчиком по дереву.
— А у тебя есть возможность создать свой собственный мир! Ира?
— Я ещё не выбрала себе профессию...
— Значит, ты точно не ошибёшься с выбором! У тебя есть время подумать! Вера?
— А я стану певицей.
— Перед тобой раскроется мир звуков, прекрасный мир, который не смогла раскрыть я! Чем больше узнаешь, тем больше хочется! Лера?
— Думаю о профессии художницы, но...
— Ты обладаешь невероятными способностями! Боже, я мечтаю нарисовать самую прекрасную лилию. Я хочу быть как лилия, это самые белые, самые светлые, честные и чистые цветы! Лилия — мой идеал. Ладно. Проехали. Варя?
— Я тоже буду швеёй.
— Круто! Ты можешь сотрудничать с Элей!
Так Марина Александровна опросила весь класс. Потом она повела себя странно. Она подходила к каждому, обнимала его и шептала что-то на ухо, например: " Забудь о лени", "Не сбейся с пути", "Натренируй память. Она тебе пригодится!"

Дети были слегка удивлены. Кто-то сказал:
— Кто вы? Откуда вы знаете, что нам нужно?
— Я? Я — счастливый человек. Никто не дарил мне счастье, я нашла его сама. Я знаю всё оттуда, откуда вы никогда ничего не узнаете. У меня есть, что сказать вам. В любой ситуации помните: слова материальны.

Учительница подошла к окну. Сейчас должен был прозвенеть звонок, но никто не ждал привычных слов: " Можете собираться." Марина Александровна залезла на подоконник, чтобы открыть окно. На их пятый этаж ярко светило солнце. Марина Александровна распахнула окно и прыгнула вниз.

Прозвенел звонок.

* * *

На похороны каждый ученик принёс по лилии. Все они, стоя перед могилой, поклялись быть такими, как она им завещала.
Чистыми.
Честными.
Светлыми.
Как лилия. Как Марина Александровна, девушка, прожившая всего 18 лет, но изменившая множество людей.

На её учительском столе нашли записку.
"Не думайте о причине моей смерти. Просто мне так предназначено. Я сделала всё хорошее, что могла."


Рецензии