Вспоминая уникального Актёра И. Б. Дмитриева

             ЧТОБЫ  ПОМНИЛИ...

                Как в мире не хватает благородства,
                Величия и мудрости души...



Ах, какие были славные года,
Вспоминаю я актёрские таланты:
Мне их память сохранила навсегда,
Как сверкающие светом бриллианты!

Элегантность, безупречность и порода,
То, что стало недоступным в наше время
Потому, что измельчала так природа,
Что скатилось в яму нынешнее племя!

Довелось мне прикоснуться к благородству
В каждом слове, в каждом жесте и поступке,
А к сегодняшнему жалкому притворству,
Отношусь с улыбкой грустною, как к шутке!


                26 августа 2019 года.

Фото из инета:

"Он устраивал балы для бывших гримеров, артисток и статисток":

Коллеги и друзья вспоминают Игоря Дмитриева


«Он не мог вписаться в советские стандарты, что у многих вызывало раздражение»

Эра ЗИГАНШИНА, народная артистка России:

— Дмитриев был фантастической личностью. Можно долго подбирать эпитеты, вспоминать разные ситуации, но выразить словами, в чем состояла его уникальность, невозможно. У меня такое чувство, что остались, уж простите за грубость, какие-то ошметки памяти, по которым не воссоздать образ артиста. И в этом вся печаль.

Стало привычным, вспоминая Игоря Борисовича, говорить: это был «аристократ», «дворянин от искусства». Я убеждена, что не только от искусства, но вообще по жизни. В чем это проявлялось лично для меня? Гастролируя, мы с Дмитриевым объездили нашу страну от моря до моря, и это был тот артист, который никогда не заедет к себе в гостиничный номер, не убедившись, что его партнершу поселили с удобствами. (Ведь он был народным артистом, я же в ту пору — заслуженной, а это предполагало, что и встречают нас по-разному.) В поезде я должна была лежать только так, чтобы не дуло от окна. Эти примеры неподдельной заботы потрясали, у меня никогда не было подобных партнеров. Но Игорь Борисович делал это естественно, без какого-либо усилия над собой.

Дмитриев с его неординарностью не мог вписаться в советские стандарты, что у многих вызывало раздражение. Со всеми радушный и никогда не казавшийся букой, он между тем очень немногих подпускал к своей личной жизни. При всей барственности это был бескомпромиссный человек. Что, возможно, и породило слухи о его трудном характере. Немало говорили и про мой дурной характер, может, поэтому нас и сблизил спектакль Театра Комедии «Милый лжец». Пьеса ведь про что? Встречаются Бернард Шоу и актриса Стелла Патрик Кемпбелл, о которых ходят всякие слухи и легенды. Я видела разные варианты «Милого лжеца», в том числе с Ангелиной Степановой и Анатолием Кторовым. Они понимали друг друга с полузвука, но казалось, что их история — про каких-то небожителей. Зритель понимал, что подобных людей сегодня не встретишь. Наша с Дмитриевым история была земная и очень простая. Но я убеждена, что наш вариант был самый точный. Бесконечно жаль, что спектакль не успели снять на пленку.

Рудольф Фурманов, народный артист России:

— Воспоминания об Игоре Дмитриеве у меня самые светлые. 40 лет с ним были наполнены дружбой и активной работой. Был такой период в нашей жизни, когда нужно было зарабатывать деньги. Ездили с концертами. Давали порой по три, а то и по четыре-пять концертов в день. Это большая нагрузка. Он всегда великолепно выглядел, а на сцену выходил идеально одетым и причесанным. Представьте себе только: весь день в разъездах, несколько концертов в разных местах, усталость. Так вот он на каждый концерт надевал свежую белоснежную накрахмаленную рубашку! Сегодня, когда в актерской среде царит расхлябанность, об этом можно только мечтать.

Елена Алексеева, театральный критик:

— Если бы Игорь Дмитриев не был так неприлично хорош собой, то в юности, возможно, подался бы не в Школу-студию МХАТ, а в цирковое училище. У него было потрясающее чувство юмора и кураж завзятого ковёрного. Они спасали актера от слащавости, к которой порой подталкивали его изысканные манеры, медоточивый голос и повадки романтического героя. В эту бочку меда он неизменно (особенно в зрелые годы, когда стал подлинным мастером) добавлял по щепотке соли и перца. Иронией прикрывал дыры в несовершенной драматургии, чепухе, которой он вдоволь поиграл на сцене и на экране. А уж если доводилось выступать в классике, как, например, на сцене БДТ в «Талантах и поклонниках», то превращал роль в настоящий шедевр.

Как жаль, что в амплуа белого клоуна он толком не успел блеснуть.

Великий выдумщик

Вера КАРПОВА, народная артистка России:

— Знаете ли вы, что Дмитриев («аристократ ИБ», как его называли) — праправнук Анны Павловны Шерер, ставшей героиней «Войны и мира»? Изысканность и благородство были присущи ему от рождения, но — и это очень важно — совмещались с озорством. Когда юный Дмитриев в числе других студентов Школы-студии МХАТ спросил у великого Москвина, какое самое важное качество для актера, тот ответил: до конца дней оставаться шалопаем. Игорь Борисович выполнил этот завет.

Он был великий выдумщик.Вот я отдыхаю на даче. Вдруг кто-то звонит в колокольчик. Выйдя на дорогу, я вижу телегу, запряженную лошадкой, на которой восседает конюх. Оказалось, это Игорь Борисович: «Принимайте подарок к 9 Мая». И протягивает красивый мешочек с удобрением. Какой лучший подарок для садовода? Ну конечно, удобрение — тем более если оно не химическое, а натуральное. И так Дмитриев объездил два садоводства — «Ленфильм» и «Культуру». В другой раз раздается звонок: «Верочка, выйдите на шоссе, я отвезу вас к себе на дачу. Предстоит большой бал. Форма одежды — длинное платье». — «Игорь Борисович, мне неловко, у меня сломана рука». — «Но рюмочку вы сможете держать в другой». На этом приеме я была, наверное, самой здоровой, поскольку Дмитриев собрал древних, всеми забытых старушек: бывших гримеров, помрежей, артисток и статисток. И весь вечер их развлекал".




Рецензии