Добро и зло у господина Лейбница 3

       И всё же выходит так, что Лейбниц советует нам не обращать внимания на зло, тогда его будет поменьше? Так что ли? И Бродский советует тоже самое. Что же мы должны не замечать зла? Мы должны быть какими-то слепыми котятами?
Но мы уже с вами разъяснили суть позиций Лейбница и Бродского в том числе - замечать, но как лишение или недостачу добра, то есть замечать в свете добра, то есть продолжая видеть добром, а не злом. Нельзя замечать зло само по себе. Эта разница кажется или не существенной или непонятной. Однако она и существенна и довольна понятна. Существенна, потому что меняет все позиции и смысл реально происходящего. Понятна, потому что если человек говорит гадости, я могу сказать "это гадкий человек" и сбежать от него, или ударить его, как гадкого человека, но могу и понять откуда берётся такая гадость или хотя бы попробовать понять, и исходя из понимания действовать дальше. Понимая, я тоже могу "ударить" - и в прямом и в переносном смысле, тоже могу уйти, или же могу сделать нечто новое, невозможное без понимания, но даже если я не сделаю нечто нового, то я всё равно не получу "всё тоже самое".
      Даже если я окажусь бессильным в общей ситуации, я получу другого себя, вышедшего из данной ситуации, я получу опыт, а не травму или же грубое самоутверждение, которое мы получаем "наказуя других" за их недостатки.
Мой пример схематичен и сложность нашего со-бытия практически невозможно передать через него, но он вовсе не означает, что если я вижу гада, я должен остановиться в глубоком раздумии. Не всегда мы имеем возможность долго обдумывать что-то, прежде чем поступать. Но именно поэтому, мы всегда должны думать после, поскольку завтра это наше продуманное "после" окажется "перед", и поскольку лишь в этом случае, мы имеем возможность сказать: "я поступил неправильно".
      Большая часть наших негативных реакций исходит из того, что затронули "наши блага" - затронули нашу рубашку, надетую на наше тело. И в этих своих реактивных действиях, мы не в состоянии остановиться, пока "не отмстим", пока не восстановим свой статус кво. Но если речь идёт о бытии, то его добро и зло должно пониматься несколько свободнее, чем просто слипшееся с нами - "наше добренькое". Свободная реакция отличается от реактивной. Она отличается паузой и пропуском внутри себя. Я не сдаю свои позиции, а я истинно владею этими позициями, а не они владеют мной.
      Если я бью за "свою рубашку", то мне безразлично кого бить. Я могу убить и близкого человека. Точно также за фанатичные идеи я убиваю своего близкого. И всё это под именем Добра с большой буквы. Нет ничего более многострадально извращённого, чем такое "Добро". И всем известно, что самые тяжкие преступления совершаются под его именем. Это абстрактная идея добра вообще - убивает людей. И это чувственная конкретная идея МОЕГО добра, моего ЧАСТНОГО блага - убивает и калечит. Вместе, они представляют весь ужас нашей планеты, на фоне которого прямо замыслившее своё дело зло выглядит "невинным младенцем". Куда ему до превалирующего в наших душах "добра"!!!
      Так вот, такое "добро" никому не надо - ни хозяину, ни жертве - кровью и слезами оборачивается всякий раз такое "добро". Само себя такое "добро" постигает через "благие намерения" - оно всегда говорит и себе, и окружающим: "я же хотел... хотела..." - при такой озвучке лучше бежать и прятаться куда подальше, ибо идёт "добро" - и оно неумолимо. Именно против такого "добра" и должно быть выдвинуто зло как необходимый принцип. Как единственная мера - тормозящая и приводящая порой в чувство. В чувство, в начало, в бытие, в благо. Где всё ещё возможно, где возможно по-другому начать. Начать не абстрактно и не эмпирически голо, ибо ни там, ни там - добра нет. Если же нет возврата в это начало, длится бесконечно дурное повторение "слепоты", "недостачи" и "недовольства" - бесконечное повторение зла, и с какого-то времени мы начинаем ощущать его жестокий магический круг. Оно нас медленно, но уверено гипнотизирует. И вот мы уже не видим ничего, кроме этого круга. Площадка для "вечного ада" готова, добро пожаловать! Большинство людей живёт посреди этих площадок, насыщаясь "благами" и пропагандируя "добро".

      Если не будет меня, то у меня останутся лишь абстрактные идеи и формы, и они натворят бед без моего чувства - кто конкретно будет ощущать верность этих идей происходящему моменту "сейчас" - кто, если меня живого нет? Фанатик истребляет свою жизнь, переводя её в идею, но насколько верна его идея - мыслить о том больше некому. Но и не будучи фанатиком, я могу бессильно склоняться под грузом норм и правил, служить им, получая от них взамен удостоверение, что я - правильный. Кто же тогда в моменте будет вершить добро? На себя я не претендую - значит добро возьмутся делать эти правила и наделают много, много "добра"...
Но если я буду, несмотря ни на что - плюя на всеобщее, зная свою лишь выгоду из всего, свою лишь пользу, то какое же добро я смогу тогда сделать? То самое, что не расходится с моими желаниями и удовольствиями - "добро" по ветру или "добро" по течению - в общем "добро" на мой вкус.
      Мы тонем в таком и в таком "добре", именно наше "добро" нас сжирает и не пускает дальше. Вроде всё хорошо, а в результате почему-то - ничего, пустота, эффект отрицательный. Вот открыли мы свой интернет, развили технику - становятся ли наши дети умней от того? Теперь есть доступ ко всему, к любой информации, казалось бы, вот тебе - благо, добро! А наши дети почти ничего не смотрят, почти ничего не читают, кроме временных, поточных стримов - что же такое? Всемирная паутина опутала почти каждый уголок нашей планеты - общайся с кем хочешь! А мы становимся всё более и более одинокими, и мы не научаемся общаться, а разучиваемся. А ведь "доброе" дело сделано, почему же плачевный результат? А потому, что это "добро" - добро с недостачей - чтобы жить чем-то через интернет, а не жить в интернете нужны ещё необходимые, дополнительные условия - смыслы - твою жизнь должны разделять непосредственно, она должна быть не твоей частной, а общей. Ведь смысл интернета - общественный в принципе, а подключаются туда частные существа, и думают, что и интернет "их" и создан для них и на "их" потеху.
       Повсюду эти порочные круги, и повсюду ущербное "добро" превращает нас в маленьких злых демонов.


Рецензии