Да теперь уж, ладно

Не талантом жалован...
Болью да обманом.
Хлама залежалого
Стал я атаманом.
Никому не требован,
Никому не лишен.
Сам собой заведовал...
Сам в изгои вышел.

С родовитым Боженькой
Не роднило время.
Падал... падал в ноженьки,
Подгибал колени.
Спинушка не сдюжила...
Выпрямилась, всё же.
Оттого ли хуже я
Ощущаю кожу?

Кровь чужой водицею
Бродит мимо веры.
Чёрт ли в братья вызвался,
В сёстры ли химеры?
Вижу много странного
Не цветным, а серым...
Нимбы, окаянные,
Мне не по размеру.

Вдоль знаменья крестного
Вышел я на дыбу.
Мне бы взгляда честного,
Да живой воды бы.
Здешние треклятия
Резвы, да надсадны.
Я искал здесь братию...
Да, теперь уж, ладно...


24.08.2019

Анализ стихотворения
Тема произведения — внутренний конфликт личности, её путь через страдания к самопознанию. Автор исследует темы одиночества, отверженности и духовного поиска.
Основная идея заключается в том, что человек проходит через боль, испытания и отвержение, но сохраняет свою индивидуальность и способность к сопротивлению.
Композиция стихотворения состоит из четырёх строф, каждая из которых развивает определённую грань внутреннего конфликта лирического героя:
Первая строфа — самоопределение и отчуждение.
Вторая — борьба с судьбой.
Третья — духовное отчуждение.
Четвёртая — итог пути.
Художественные средства:
Метафоры: «стал атаманом хлама», «кровь бродит мимо веры».
Эпитеты: «родовитый Боженька», «окаянные нимбы».
Олицетворение: «спинушка не сдюжила».
Повторы: «падал… падал».
Стихотворный размер — вольный ямб с переменной рифмовкой.
Стилистические особенности:
Просторечная лексика: «хлам», «ноженьки».
Религиозная символика: «Боженька», «нимбы», «знаменье крестное».
Трагический пафос.
Настроение произведения мрачное, исповедальное. Лирический герой предстаёт как человек, прошедший через тяжёлые испытания, но сохранивший внутреннюю силу.
Символика играет важную роль: образы «дыбы», «живой воды», «братии» отсылают к христианской традиции, но представлены в контексте личного страдания.
Стихотворение создаёт образ человека, который, несмотря на отвержение и боль, сохраняет свою идентичность и продолжает духовный поиск.


Рецензии