304. фестский диск. дешифровка. некоторы фрагменты

304. ФЕСТСКИЙ ДИСК. ДЕШИФРОВКА. НЕКОТОРЫ ФРАГМЕНТЫ СТАТЬИ.
НИЖЕ КРАТКИЙ ОБЗОР ВАРИАНТОВ ПРОЧТЕНИЯ ДИСКА.
P/s. Нокторнуал под компасом на Верхнем рисунке. У него функции как у Фестского диска по статье, что ниже! Секстант ниже, - современный прибор для определения Времени, Широты, долготы на море. Всего в статье Двадцать страниц текста, ниже. Я дал тоько первой рисунок странички. Авторы.
Сравни с Стр. 303!
САМОЙЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА НИТЬ АРИАДНЫ: ДЕКОДИРОВАНИЕ МОДЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФЕСТСКОГО ДИСКА
.................Примечание от авторов. / Корнев, Смелостев/ Именно эта статья и подвергнула нас рассчитать Теоретически, КАК МОГ БЫТЬ СДЕЛАН ФЕСТСКИЙ ДИСК. Мы привязали Оттиски на нем к ЗОдиакальным созвездиям, что проходят под Большой медведицей. То есть не т,о что Солнце находится в одном из созвездий каждый месяц в году, а именно так. Этому мы посвятили последние два десятка страниц. Исходником- была эта статья. Приводим ее частично.
 успели диск отчистить от грязи, как ученые всего мира начали спорить о его происхождении, дешифровке и назначении. Нечто подобное происходило только в связи с Атлантидой." [1]
"Казалось, ничто не предвещало того, что этот день станет столь важной датой в истории изучения прошлого народа, стоявшего у колыбели европейской цивилизации… Богатая древностями земля Крита подарила исследователям новый уникальный памятник и одновременно загадала им очередную загадку, причем пока самую трудную." [2] Так начинает свою книгу, посвященную проблеме Фестского диска, один из наиболее тщательных его исследователей, специалист по дешифровке древних письменностей, А.А. Молчанов.
Глиняный диск диаметром чуть более 15-ти см со спиральными надписями [3] был найден вечером 3 июля 1908 г. итальянским археологом Луиджи Пернье и  Евансом при раскопках дворца в городе Фест на южном берегу острова Крит [4]. Этой, на первый взгляд весьма...1 страничка из 20!----остальное в тексте ниже....
 судьба и чрезвычайно громкая слава, благодаря которой Фестский диск давно стал своего рода хрестоматийным символом неразрешимой загадки. И не только из-за того, что за многие десятилетия исследований никто не смог его достаточно убедительно расшифровать. Скорее даже наоборот: именно обилие предложенных вариантов прочтения диска создало небольшому керамическому изделию такую громкую славу.
Изготовлен Фестский диск без помощи гончар­ного круга и поэтому не имеет идеально правильной формы: диаметр его колеблется от 15,8 до 16,5 см, а толщина - от 1,6 до 2,1 см. / Ширина спиралей так же отличается не менее чем на 5 мм! Авторы./С обеих сторон он покрыт четкими рисуночными знаками, объеди­ненными в группы замкнутыми ячейками- словами то есть!. В настоящее время диск хранится в музее го­рода Ираклион, административного центра Крита, расположенного на его северном берегу.
/ P/s. От авторов. Есть один оптический секрет, который не упомянут еще ни разу, и ни кем за 122 года!! По сути Фестский диск – Матрица, с которой можно снять Слепок, намазав его жиром и вылив на него гипс. Но Некоторые фотографии дают Этот же Эффект. При повороте на 180 градусов в редакторе изображений, получаются не оттиски- Углубления, а Выпуклые знаки! Так можно рассмотреть Детали штампов- печатей, при помощи коих сделаны отпечатки в диске!!. Корнев, Смедлостев./
В фундаментальной «Истории письма» Фестский диск характеризуется следующим образом [5]:
"Диск, … датируемый по археологическим данным примерно XVII в. до н. э. (среднеминойский период III, около / 1700—1550 + 2019= 3800- 4000 лет.)/, представляет собой документ рисуночной письменности особого рода... На диске выявлено 45 различных письменных знаков, / при чем два три Затерты писавшим дискъ! / но учитывая относительную краткость текста, можно предполагать, что здесь представлены не все знаки соответственной системы письма. / в Письме_Б есть еще как минимум столько же знаков- слогов, и детермативов- рисунков с сотню!/ Так как число знаков в отдельных словах колеблется между двумя и пятью, то обычно считают, что знаки имеют преимущественно слоговой характер. Более точными данными об этой системе письма, не засвидетельствованной какими-либо другими памятниками, мы не располагаем. Неоднократно предпринимавшиеся попытки дешифровки пока не дали ощутимых результатов, да и… не могут их дать ввиду уникальности текста и его относительной краткости, а также из-за отсутствия каких-либо точек опоры. Таким образом, Фестский диск являет собой пока что единственный в своем роде пример исчезнувшей письменности, ясной в отношении пластической формы знаков и потому привлекающий к себе внимание, практически же ничего не дающий для истории письма". / не учитывается что он ДВУХСТОРОННИЙ ничего бы не изменилось если бы нашли Второй диск. Корневъ, Смелостевъ!/
КАК ЕГО, ЕТИТЬ ПРОЧЕСТЬ_ РАСШИФРОВАТИ?
В конце 60-х годов А.М. Кондратов в диссертации "Статистические методы дешифровки некоторых письмен Древнего Востока и Средиземноморья" выполнил детальный анализ структуры диска из Феста и основных закономерностей построения его символьной системы [6]. Затем им был проведен своеобразный эксперимент. Сначала в журнале "Знание-сила", а затем в книге "Когда молчат письмена"/ есть в Интернет/ было опубликовано изображение Фестского диска, и читателям было предложено попробовать свои силы в его дешифровке.
Самым интересным результатом этого эксперимента было то, что люди, никогда ранее не знавшие ничего ни о диске, ни о других его дешифровальщиках, приходили примерно к тем же самым выводам, что и профессиональные ученые. Свидетельствует это в первую очередь о том, что абсолютное большинство известных на сегодня "расшифровок" диска базируется всего лишь на определенных стандартах мышления, своего рода умозрительных штампах, которые подсознательно "программируют" исследователя на довольно поверхностный подход, хотя ему кажется, что он ищет истину объективными методами. Одной из основных причин такой ситуации является дефицит объективной информации об объекте исследования, объем которой не достигает уровня "критической массы", достаточной для убедительных и обоснованных выводов.
Как и в случае других классических проблем, наиболее эффективным средством преодоления информационного дефицита в данном случае может быть компьютерное моделирование, позволяющее получить недостающие для объективных и достоверных суждений ключевые факты. Как будет показано далее, новая информация об особенностях "космической сцены" в эпоху Фестского диска позволяет взглянуть на проблему в принципиально ином свете и уверенно сделать следующее заключение: наиболее достоверно диск может быть интерпретирован как весьма совершенное для своего времени календарно-навигационное устройство . Только в этом случае великолепно согласуются между собой все элементы связанного с диском информационного комплекса: от особенностей формы и структуры диска до мифологических представлений современной ему эпохи.
Но прежде, чем излагать результаты, основанные на компьютерном моделировании, целесообразно хотя бы кратко рассмотреть весьма насыщенную и поучительную историю традиционных "текстовых" исследований Фестского диска. Многочисленные попытки текстовых интерпретаций диска, порой весьма остроумных и кропотливых, являются прекрасной наглядной иллюстрацией того, как незнание всего лишь некоторых ключевых фактов направляло незаурядную интеллектуальную энергию множества талантливых исследователей по абсолютно неперспективному и, в конечном итоге, как выясняется, ложному пути.
Фестский диск и древнекритская письменность
Большинству тех, кто всерьез занимался проблемой Фестского диска, хорошо известно, что он был найден рядом с глиняной табличкой, ис­писанной так называемым линейным письмом А. / кажется было Письмо_Б что родственно Письму_А, но более простое/ Современной науке известно четыре вида древнекритской письменности, образуемые двумя основными разновидностями: рисуночной и линейной, каждая из которых подразделяется на более древнюю и более новую формы, соответственно обозначаемые А и Б [7]. Древнейшим из них является критское рисуночное письмо А, которое появляется в виде коротких надписей на печатях в период, называемый среднеминойским периодом I (примерно 2100-1900 гг. до н. э.). За рисуночным письмом А в среднеминойский период II (примерно 1900-1700 гг. до н. э.) следует рисуночное письмо Б также в виде кратких надписей на печатях, а в отдельных случаях - на глиняных табличках.
/ как раз Последних только Еванс нашел на Крите около 2000! Куды уж- больша!!/ Направление письма может быть как справа налево, так и наоборот, а в надписях, состоящих из нескольких строк, в большинстве случаев наблюдается бустрофедон, т. е. чередование направления строк. / “Это свойственно Этрусскому письму и никогда Зеркального письма на Крите не было- возможно автор подменил понятие, что Половина авторов считает что читать диску нужно из Центра, а остальные наоборот. Этот спор идет уже 132 года!/
В среднеминойский период III (около 1700-1550 гг. до н. э.) появляются также линейные формы письма, которые в начале позднеминойского периода I (от 1550 г. до н. э.) окончательно приходят на смену рисуночному письму. Практически во всех случаях знаки либо выцарапывались / Стилем по Сырой глине- таблички Сушились на солнце, но не обжигались!/, либо писались краской. Несмотря на то, что имеется множество образцов древнекритской письменности, достаточно детально описанных Эвансом еще в 1909 году [8], об убедительной дешифровке их пока говорить рано. Исключение составляет лишь линейное письмо Б, получившее в начале 50-х годов надежную основу благодаря "гениально удачной дешифровке" [9] молодого английского архитектора Майкла Вентриса, которому удалось интерпретировать зафиксированный линейным письмом Б доисторический диалект греческого языка, употреблявшегося с XV в до н. э. также и на Крите. За дешифровку линейного письма Б Вентрис получил не только ряд ученых степеней и званий, но и высший орден Великобритании.
Необходимо отметить, что Фестский диск полностью выпадает из всего ряда известных образцов древнекритской письменности как своей формой и спиралеобразным штампованным характером надписи, так и набором представленных символов. Выделяется диск также и необычной упорядоченностью расположения знаков: автор как будто заранее знал, сколько их будет и где расположить каждый. / Возможно Количество и Положение определено Расположением знаков Зодиака- созвездия Больше и Меньше, и Солнце находится в каждом из 12 их не ТОЧНО МЕСЯЦ. Корнев, Смелосчтев!/ Не наблюдается ни свободного места, ни скученности знаков в конце. / как раз наоборот! В стороне_А в центре знак на знаке- возможно, не точно рассчитано место под слово!/ Уже одно это не может не навести на размышления о "шаблонности" диска и его специфическом назначении, отличном от функций обычных письменных документов, представленных в интересующий нас период преимущественно образцами линейного письма А.
Традиционные методы дешифровки
Тем не менее, практически все традиционные методы решения проблемы Фестского диска основаны на предположении, что изображенная на нем система символов представляет собой более или менее связанный текст.
Основным методом для большинства исследователей Фестского диска был и есть иконографический, / то есть дается Рисунок и сравнивают с Письмом_Б, а это Слоги вроде: ni-mi-mu!/ предполагающий поиски внешнего сходства знаков письменности Фестского диска со знаками других известных систем письма. Так, например, Л. Пернье, обнаруживший диск, сравнивал его глину с материалом керамических изделий кносских дворцовых мастерских, а знаки надписи Фестского диска с критскими иероглифами. Различные подтверждения этому находили и другие ученые, указывая на прототипы ее знаков в сюжетах минойского искусства и на аналогии способов штамповки отдельных изобразительных элементов, примененному при нанесении надписи на глиняный диск, в художественной керамике минойского Крита. Поэтому за основу дешифровки они считали необходимым принимать сравнение рисуночных знаков диска и критских иероглифов.
Другие исследователи сравнивали знаки надписи диска с египетскими иероглифами. Весьма популярной стала также версия о том, что Фестский диск является памятником малоазийской культуры. Начало этой версии было положено английским археологом Д. Маккензи, посчитавшим глину, из которой изготовлен диск, анатолийской по происхождению. / почти Анекдот! Года три назад Исследователи и Любители просили кусочек Глины диска на анализ, на пример ее соответствию критской глине. Критюнцы Послали их, а диск поместили за Броне стекло!/ Его заключение было принято на веру без всякого дальнейшего обсуждения сначала А. Эвансом, а вслед за ним и большинством других исследователей - сторонников версии о попадании данного памятника на Крит из Малой Азии. Сходства знаков письменности Фестского диска и малоазийской иероглифики ищут и некоторые современные исследователи, в частности это делал известный болгарский лингвист В. Георгиев [10].
Самой большой проблемой при использовании иконографического метода является слишком незначительное количество знаков, достаточно схожих со знаками письменности Фестского диска, которые удавалось найти энтузиастам этого подхода среди графем других письменностей. Да и внешнее сходство тех знаков, на которые они указывали, было в большинстве случаев было весьма проблематичным. В связи с этим большинство исследователей пришло в конце концов к выводу, что применение одного лишь иконографического метода явно недостаточно. Поэтому, с целью обеспечения хотя бы видимой доказательности своих гипотез, большинство авторов различных дешифровок использовали в той или иной мере еще два метода - статистический и акрофонический.
Статистический метод основан на учёте общей частоты встречаемости и дистрибуции знаков при их иконографическом отождествлении. Но и при таком подходе результаты оказывались весьма малоутешительными, о чем пишет, в частности, и Молчанов: "Казалось бы, объективный математический характер, этого метода должен внушать к нему серьезное доверие, хотя он и играет у использовавших его дешифровщиков сугубо вспомогательную роль. Но в данном конкретном случае, применительно к Фестскому диску, он не способен дать достоверные результаты, ибо текст диска слишком мал по объему, чтобы получить на основе его анализа объективные и точные статистические характеристики употребления отдельных знаков" [11].
/ это значит, что в каждом языке, сейчас Общепринято что диск писан Древне Греческим языком буквы по Частоте  стоят в Определенном порядке. Это метод “ Пляшущих человечков, что я как мог применительно к Русскому языку привел Выше!”/
Еще один метод, акрофонический , основывается, в сущности, на простом угадывании пиктографического значения знака, которое затем отождествляется с каким-либо словом одного на известных древних языков Восточного Средиземноморья. При этом первый слог полученного слова принимается за фонетическое значение данного знака. К настоящему времени действительно стали известны примеры приобретения слоговыми знаками своего фонетического значения по принципу акрофонии в некоторых письменностях Эгеиды эпохи бронзы. Но "достоверно установить такое акрофоническое соответствие … можно лишь тогда, когда чтение слогового знака установлено каким-то иным способом. В противном случае легко впасть в ошибку даже там, где принцип акрофонии на самом деле действовал и язык письменности известен, поскольку трудно предугадать ход мысли изобретателя письма, т.е. какое именно слово (называющее непосредственно сам изображаемый предмет или же одно из связанных с ним понятий) ассоциировалось у него с тем или другим рисуночным знаком. К примеру, условный знак, представляющий собой изображение человеческого рта, с одинаковым успехом мог обозначать на письме такие неоднокоренные слова как «рот», «говорить», «есть» и т. д. и т. п. Когда же язык письменности определяется гипотетически, крайняя ненадежность акрофонического метода дешифровки становится тем более очевидной" [12].
Нельзя не упомянуть и метод идеографического толкования знаков надписи. Артур Эванс, тогдашний руководитель археологических работ на Крите, которому фактически принадлежит честь открытия крито-микенской культуры, первым высказался по вопросу возможного назначения Фестского диска и первым применил данный метод к его первичной дешифровке, интерпретировав текст как победный гимн из-за частой повторяемости в нем рисуночных знаков, напоминающих военные сюжеты. / в половине слов рядом стоят знаки Щит и Шлем с перьями на голове- хотя мы склонны считать Щит с 7 Заклепками Просто Неделей- в вычислениях. То есть Определенным указанием на Календарь работ, например в поле или саду, или Времени Охоты и рыбалки. В конце концов и на Крите рыбу не ловили в период нереста! Не идиоты жа оне!?/ Позднее французский «атлантолог» Марсель Омэ, воспользовавшись тем же методом, отыскал на диске рассказ о гибели легендарной Атлантиды. / Тода проще- как в PREN 4 канальце Т.В! Плунятяны привезли его, и смеются 121 год над нами! А это всего состав Солянки с планеты Псю- Хря. Как видите мое предположение ни чем не отличается от некоторых “ Теолрий!” Корнев. Смелостевъ!/
Однако, по словам А.А. Молчанова, "со временем для ученых, способных объективно и критически оценить сложившуюся ситуацию, стало совершенно очевидным, что ни один из рассмотренных выше методов, абсолютно не пригоден для решения фестской проблемы. Бесперспективность использования описанных методических приемов - акрофонического, сравнительно-иконографического и позиционно-статистического, не говоря уже о давно и безнадежно устаревшем идеографическом, полностью доказал теоретически и убедительно продемонстрировал на конкретных примерах известный немецкий ученый Гюнтер Нойман. После этого стало окончательно ясно: при исследовании текста Фестского диска достаточно надежные результаты могут быть получены только комбинаторным путем, только с помощью углубленного формального анализа" Забегая немного вперед, отметим, что с последним выводом нельзя не согласиться. Но в конечном итоге придется отказаться от интепретации Фестского диска как чисто текстового памятника / Диск может быть Календарем, картой моряка, что плавает Ориентируясь на Созвездия на диске, а это тогда уже НЕ СЛОВА!- это я и делал на Стр. 250- 304 Прорабатывая теорию американца Хокинса- о нем речь ниже в статье!/. Однако, прежде чем сделать этот шаг, необходимо остановиться несколько подробнее на некоторых конкретных вариантах текстовой расшифровки диска, чтобы наглядно убедиться в их поразительной противоречивости и полной бесперспективности.
Примеры традиционных дешифровок
Активные дискуссии вокруг диска начались буквально с момента опубликования сообщения о его находке. В частности, в числе первых исследователей, заинтересовавшихся этим памятником, был и русский ученый А. Г. Бекштрем, выступивший с большой содержательной статьей в декабрьском номере «Журнала Министерства народного просвещения» за 1911 год [14].
Одним же из первых исследователей, всеръёз взявшихся за проблему конкретной интепретации диска, был Джордж Хемпль, опубликовавший уже через три года после обнаружения диска свой вариант расшифровки в январском номере за 1911 г. журнала «Харпорс Мансли Мэгэзин», / прошло таки 212 годиковъ, а возЪ///? издававшемся одновременно в Лондоне и Нью-Йорке. Он предложил прочесть надпись на диске по-гречески. ./ сейчас большинство считают текст на диске Греческого языка, и это метод Пляшущие человечки./. "Определив по числу употребляемых знаков, что письмо диска - слоговое, Хемпль предложил для двух знаков, чаще других стоящих в начале слов, значения гласных __А__Е_, наиболее употребительных в этой позиции в словах греческого языка, а потом с их помощью отыскал уже два характерных предлога и две грамматические частицы. Обратившись затем к акрофоническому методу, он получил фонетические значения такого количества знаков, которое позволило ему полностью прочесть и понять первые 19 строк стороны А диска, переведенные им следующим образом: «Вот Ксифо пророчица посвятила награбленное от грабителя пророчицы. Зевс, защити. В молчании отложи лучшие [части еще] неизжаренного животного. Афина-Минерва, будь милостива. Молчание! Жертвы умерли. Молчание!...». Согласно толкованию Хемпля, в этой части надписи говорилось об ограблении святилища пророчицы Ксифо на юго-западном побережье Малой Азии греком-пиратом с острова Крит, вынужденным впоследствии возместить стоимость награбленного имущества подлежащим жертвоприношению скотом, а дальше шли предупреждения о необходимости соблюдения молчания во время церемонии принесения жертв. Остальную прочтенную им часть текста Хемпль уже не рискнул ни переводить с греческого, ни как-либо толковать" / так- этот Текст и приводится в всех книгах про диск! Прошло 142 года, а текст “ прочитан” по Половине букв!”/ [15].
Аналогичными методами в 1948 г. греческий ученый К. Ктистопулос получил семитский текст, "даже краткая выдержка из которого красноречиво говорит о крайней сомнительности чтения и перевода" [16]:
«Всевышний - это божество, звезда могущественных тронов, Всевышний - это нежность утешительных слов, Всевышний - это даритель предсказаний, Всевышний - это белок яйца…»
В том же 1948 г. немецкий исследователь Эрнст Шертель интерпретировал записанный на диске текст как гимн в честь Зевса и Минотавра, составленный на некоем индоевропейском языке, близком латинскому.
Пользуясь теми же методами немецкий профессор Эрнст Зиттиг в 1955 г. прочитал на одной стороне указания о раздаче земельных наделов, а на другой - наставления по поводу ритуальных действий, относящихся к поминальным обрядам и празднику сева.
Американец Бенджамин Шварц и англичанин Генри Эфрон, будучи, подобно своим предшественникам, Дж. Хемплю и Э. Зиттигу, убежденными сторонниками греческой версии, применили в своих исследованиях иконографический и статистический методы, но получили совершенно различные переводы текста диска, опубликованные соответственно в 1959 и 1962 гг. По Шварцу текст являлся просто списком священных мест, т. е. диск рассматривался как своеобразный путеводитель по Криту для древнегреческого паломника.
В интерпретации же Эфрона на диске был записан древнейший образец греческой религиозной поэзии, перевод которого гласит: «[Сторона А] Исполненное по обету приношение для Са..и Диониса, исполненное по обету приношение для Туи и Са.., жертвоприношение Ви... и жрецам, и жертвоприношение... [неким божествам], и жертвоприношение Са... и Дионису, и жертвоприношение..." и т. д.
Метод иконографического сопоставлениям в совокупности с принципом акрофонии иногда позволял исследователям получать и вообще странные результаты. Типичным примером может быть расшифровка профессора Саймона Дэвиса, обнаружившего на диске следующий текст якобы религиозно-церемониального характера: «[Сторона А] Оттиски печатей, оттиски, я отпечатал оттиски, мои оттиски печатей, отпечатки, я отпечатал оттиски печатей, я оттиснул, я поставил печать… [Сторона B] я поставил печать, я отпечатал, я до ставил печать, оттиски, много я отпечатал моих отпечатков прочных, я оттиснул, я отпечатал оттиски печатей, отпечатки, я отпечатал отпечатки ясные, мои оттиски, оттиски печатей, я оттиснул…».
P/s.1. если Читать с Обода в Центр, то получится до 10 предложений, что начинаются с Шлем с перьями и Щит- тогда это Образное обращение аналогичное: “ Во имя, того то -  Зевса например!” так что какой то смысл есть..
P/s. Я по этому не ПРИВОДИЛ ПЕРЕВОДЫ ТЕКСТА ДИСКА! Тут указаны ПЯТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПО СМЫСЛУ ТЕКСТА. И ТЕПЕРЬ ПОЛОЖЕНИЕ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ! 2019 году после 141 года безуспешных попыток его поняти и прочитати!
По мнению А.А. Молчанова "даже человек, малосведущий в области дешифровки древних письменностей, засомневается в возможности такого утомительно однообразного содержания текста. Особенно странно выглядит смысловая скудость надписи при том разнообразии слов, которое ясно выступает в их графическом написании. У Дэвиса выходит, что многие разнящиеся по написанию слова имеют почему-то одно и то же значение" [17].
Одной из самых последних по времени дешифровок является вариант перевода текста диска с лувийского, предложенный болгарским академиком Владимиром Георгиевым. Содержание текста Фестского диска интерпретируется при этом как краткая историческая хроника: "Самые важные личности, чьи имена отражены на лицевой стороне диска - Тархумува и Ярамува - вероятно, владетели двух разных областей. На обороте самые важные личности - это Сарма и Сармасу. Сандатимува, вероятно, автор текста. Текст Фестского диска представляет собой рапорт о событиях, происшедших в Юго-Западной Малой Азии" [18].
Естественно, что перечисленные выше исследователи и варианты дешифровок далеко не исчерпывают "весь список". По количеству исследований и публикаций проблема Фестского диска уже давно вошла в категорию классических. Наиболее весомый вклад, по мнению А.А.Молчанова, в решение фестской проблемы внесли итальянские ученые Л.Пернье и А. Делла Сета, немецкие Г.Ипсен, В.Порциг, Э.Грумах, Г.Нойман и В.Нам, греческие С.Маринатос и К.Даварас, английские А.Эванс и А.Маккей, русские В.В.Шеворошкин, А.М.Кондратов и В.П.Назаров [19].
Небезынтересно отметить, что несмотря на многие десятилетия активного появления самых разнообразных гипотез по поводу возможной расшифровки диска, интенсивность появления новых отнюдь не снижается. С завидной регулярностью появляются все новые и новые версии, авторы которых в большинстве случаев не слишком обременяют себя более или менее доказательной аргументацией своей точки зрения. Вот, например, одна из новейших гипотез, предложенная уже в конце 90-х годов авторами книги "Тайны археологии". Пытаясь разобраться в том, чем же в действительности является Фестский диск, они предпочли такой вариант ответа: "Как это ни парадоксально прозвучит, скорее всего, - жертвенной лепешкой морскому богу… Так что в Фестском диске, скорее всего, следует видеть шаблонный молитвенный текст владельцу лабиринта… Владельцем лабиринта мог быть только Зевс" [20].
/ И ни Слова, ни Символа с диска в доказательство! Тогда это состав похлебки для Минуса или Минотавра! МОЛ, А Я ПРОСТО ТАК СЧИТАЮ!/
Общий итог всех традиционных исследований проблемы Фестского диска может быть сформулирован словами А.А. Молчанова, посвятившего ее решению много лет своей профессиональной деятельности, начиная с 1974 года, когда будучи аспирантом МГУ он предложил свой оригинальный вариант расшифровки текста [21]. Вывод А.А. Молчанова следующий: "Неудовлетворительность методических приемов, применявшихся дешифровщиками текста Фестского диска, вполне закономерно привела к тому, что, несмотря на сходство методик, конечные результаты у всех исследователей получались каждый раз совершенно различные. Даже беглый обзор предложенных ими дешифровок рисует безотрадную и вместе с тем поучительную картину того тупика, в который зашли многие ученые, пытавшиеся описанными выше способами найти легкое решение труднейшей проблемы Фестского диска" [22].
Анализ, выполненный самим А.А. Молчановым в соответствии с комбинаторным подходом, благодаря своей тщательности заслуживает всяческого уважения. Но полученный им результат также не внушает особого оптимизма. Начальная часть предварительного варианта расшифровки А.А. Молчанова выглядит следующим образом:
[Этот вотив] А1. Сакавип(и) правителя, А2. в Кноссе АЗ. воцарившегося, А4. собравшего (созвавшего и т.п.?): А5. Са..нор(а) правителя, А6. в Амнисе А7. а-..-di (наименование сана); А8. Саяпис(и), правителя А9. Тилисса; А10. Са..нас(и), правителя А11. Ви..нон(и); А12. Сатетот(а), правителя..." [23].
При анализе детально описанного им процесса расшифровки текста вопросы возникают буквально на каждом шагу. Но главным является самый первый из них: "Где убедительные доказательства того, что на диске действительно присутствуют названия городов?" Доводы А.А. Молчанова о том, что выявление на диске топонимов является "едва ли не единственно возможным реальным путем" [24] к расшифровке данного текста, признать достаточно убедительным основанием для таких выводов, естественно, нельзя.
Таким образом, проблема Фестского диска продолжает оставаться открытой, а все многочисленные попытки его текстовой интерпретации (на сегодня их известно более сотни) приводят к малоубедительным и противоречивым результатам. И, пожалуй, основная причина этого заключается в том, что в данном случае имеют место "поиски черной кошки в темной комнате, в которой вообще нет кошек". Решение проблемы Фестского диска лежит, по всей видимости, совершенно в иной плоскости.
. ПРОЧИТАВ ТЕКСТ НИЖЕ Я НАПИСАЛ ИССЛЕДОВАНИЕ Стр. 267 и по эту! Третий автор. Не” Крылович. и Корнев. Смелостев в соавторстве!
P/s/ Этот метод может и не Правильный, но он Предпочтителен по тому, что тут не надо Приводить Слова к Древне греческому Варианту языка. О нем ничего не известно! Как говорили, как строили предложения, мы судим по Гомеру и “ Илиаде и Одиссее”, а это промежуток лет так в 1000
 Мы проработали вопрос привязки Знаков на диске к Созвездиям на небе, а способ записи Аналогичный Грампластинке, или Жесткому диску компьютера.
Скажем так в этом случае имеет случай ПО- СЕКТОРОНОМУ СПОСОБУ ЗАПИСИ.. так запишется Этот текст на компьютере, когда ты его Считаешь, или сохранишь с этого Сайта!
Попытка Дж. Хокинса Календарно-навигационный подход
"Еще очень много загадок прошлого ждет своего истолкования, и расшифровано в нем гораздо меньше, чем остается расшифровать" - такими словами предваряет рассказ о своей попытке решения проблемы Фестского диска в книге "Кроме Стоунхенджа" [25] знаменитый английский астроном Дж. Хокинс, сумевший ранее с помощью ЭВМ доказать, что гигантские камни Стоунхенджа являлись не только астрономической обсерваторией, но и своего рода вычислительной машиной каменного века [26]. Вполне естественно, что именно к нему, применившему одним из первых и весьма эффектно современный компьютер для решения древних загадок, в первую очередь обратились археологи в надежде привлечь для расшифровки знаковой системы диска компьютерные технологии.
/ как Тождественность Диска и Стоунхенджа! В Стоунхендже есть Лунки, что располоагаются по кругу- вроде бы там нашли Цветные камешки, что Перекладывали, высчитывая дни и периоды/. При ОПРЕДЕЛЕННОМ сочетании Черных и Белых камней могло Произойти Затмение! На диске таким знаком может быть круг с Семью точками- это неделя и этих знаков в каждом Втором слове!?
Вот как об этом пишет сам Дж.Хокинс [27]:
"Два археолога принесли мне копию покрытого непонятными письменами диска, который нашел Эванс. Знаменитый Фестский диск… Диск этот глиняный, размером с маленькую грампластинку, обе его стороны покрывают спиральные полосы изображений, разделенные бороздками. Изображения эти были выцарапаны на еще влажной глине либо выдавлены с помощью печаток или специальных штампов.

- Несомненно, какая-то запись, - сказал археолог № 1.

- У того, кто его изготовил, по-видимому, был набор печаток, и он, вероятно, наштамповал немало таких дисков с разными записями. Я считаю, что это фонетический язык, стихотворение или религиозный текст. Сказать, какой именно это язык, невозможно, поскольку минойцы вели обширную торговлю по всему Средиземноморью, и диск мог попасть на Крит откуда-то еще.
- Нет, я считаю, что это запись научного характера, - сказал археолог № 2. - Это сборник советов мореплавателю, условная система знаков в помощь мореходу, опирающаяся на восход звезд или созвездий. Мы считаем, что диск был изготовлен в 1600 году до н. э. ..." ЧТО МЫ И ПРОАБАТЫВАЛИ С Стр. 260!
Далее Дж.Хокинс излагает свои размышления по этому поводу:
"Фестский диск являл собой тройную загадку. Во-первых, он не был выцарапан писцом. Изображения были вдавлены в глину четким штампом. Таких штампов было по меньшей мере сорок пять, и пользоваться ими мог человек, который не прошел строгой школы писца, чтo по тем временам требовало многих лет тяжелых и упорных занятий. Отпечатки изображений были исполнены аккуратнее и точнее спиральной бороздки и поперечных линий - это был подвижный шрифт, наборное устройство, опередившее гутенберговскую библию на 3000 лет! Во-вторых, изображения, несомненно, не выполняли декоративной функции; порядок символов был явно важнее, чем их ориентация или точное место на спирали. В этом крылся какой-то еще не разгаданный смысл. В-третьих, диск был уникален для античного мира; ничего похожего не обнаружено при изучении всего доисторического периода.
Они ушли, оставив мне копию. - Заложите ее в свой компьютер, - сказал № 2. Это было предложение с двойным дном: нельзя заложить в цифровую счетную машину проблему, если проблема эта не сформулирована математически. Машина работает, не зная усталости, но ей нужны цифры, уравнения и четкие инструкции. Плодотворному использованию машинного времени предшествуют розыски, и розыски эти ведет человек, который делает выводы, пишет, вычеркивает, смотрит в окно и грызет карандаш. В течение всех пятидесяти лет, протекших с той минуты, когда был найден Фестский диск, изучение его продолжает оставаться на стадии предварительных гипотез и прикидок. /  Что мы и говорили, но прошло Сто Сорок три года!" Авторы/
Фактически, абсолютное большинство исследований по Фестскому диску проводилось с позиции "археолога № 1". Точка зрения "археолога № 2" оказалась незаслуженно обделенной вниманием исследователей. Объясняется это, по всей видимости, в первую очередь именно вычислительными сложностями, достаточные условия для эффективного преодоления которых сформировались лишь к середине 90-х годов.
Решающие результаты компьютерного моделирования
Для выяснения того, в какой степени Фестский диск мог выполнять календарно-навигационные функции, необходимо прежде всего определить основные особенности картины звездного неба в середине II тысячелетия до н. э. с учетом прецессии. / этот вопрос Проработан детально в астрономии. Дело в ТОМ, что Ось земли ведет себя как Волчок. Ее Качает, и она медленно Ось земли Кружит вокруг Полярной Звезды. Но эти Графики и куда, чуть НЕ ТОЧНО показывала Полярная ось известно для 4000 года назад! А вот Хокинс Упомянул лишь Процессию, а с звездами Созвездий сложнее! Они летят в Пространстве в разные стороны со скорость до 200. 000 км/ мин! Как пример Ковш Большой медведицы на рисунках в пещерах 20 000 летней давности похож скорее на Пароход с острым носом,  а не Ковш!!
Самое главное, что выявляется в ходе компьютерного моделирования, заключается в особом расположении Большой Медведицы : именно в этот период данное созвездие максимально приближено к полярной оси и занимает по отношению к ней примерно такое же положение, как и в эпоху максимального удаления - эпоху мальтинской пластины. Но диаметр окружности, описываемой основными звездами Большой Медведицы вокруг полярной оси, составляет уже не 120 ° , а всего 30 °. Совсем не Понял? / Большая медведица ПЕРЕМЕСТИЛАСЬ ВЫШЕ К СЕВЕРУ,  Села на Точку Север?  Не встречал такую интерперетацию! /
Данное созвездие всегда имело важное навигационное значение. Но именно при таком расположении оно максимально приспособлено для ориентации и отсчета времени. / Спираль, что Описывает Ось Земли вокруг Полярной звезды просчитана на Десяток тысяч лет, но тут еще прибавлено Смещение самого Созвездия Полярная Звезда. Просто проще запомнить что Вид Созвездий мог Несколько смениться, исказиться. Дело Более детального исследования. Авторы. /
Основным фактом, имеющим ключевое значение для решения интересующей нас проблемы, является поразительное соответствие размеров Фестского диска траектории вращения Большой Медведицы при размещении диска на расстоянии оптимального восприятия (30 см) от глаз наблюдателя. Так как диаметр диска составляет 16 см, его угловые размеры в этом случае будут практически точно соответствовать 30 ° / тогда это Видимый угол Солнца и Луны на небе так же!/!
И еще одно замечательное совпадение, случайность которого крайне маловероятна. Обе стороны диска на внешних витках спирали имеют по 12 примерно одинаковых секторов . / нестыковка! И Последняя спираль и обод содержат слова с 2-6 буквами! Писавший, не видел фото диска? /Размер каждого такого сектора при наблюдении с расстояния вытянутой руки будет достаточно точно соответствовать размерам ковша Большой Медведицы / 2 и 6 см Равны?/! Кроме этого, размеры секторов соответствуют двухчасовому смещению звезд ковша в процессе суточного вращения и месячному смещению в процессе годичного вращения картины звездного неба. / мы предложили Другой вариант! На Спираль и возможно Обод пришелся Полный оборот или часть Зодиака./
/ тут для Нас полная непонятка! Ковш вроде бы Сместился, но не на столько же что его Площадь на небе уменьшилась в 4 Раза, тогда и /
Календарные функции Фестского диска
Для убедительного обоснования календарно-навигационной гипотезы необходимо учитывать, что диск мог успешно использоваться в качестве ночного измерителя времени лишь при условии реализации им также календарных функций, позволяющих на протяжении года вносить необходимые поправки в исходное положение ковша Большой Медведицы. Более того, возможно именно эти функции и являлись для диска основными. / Ковш Медведицы “ Крутится Вокруг Полярной Звезды” на Украине это Воз, а не Ковш и он может Идти в Гору и Спускаться с горы. Проще-  это Стрелка Часовая, но Часы ПОВОРАЧИВАЮТСЯ НА НЕБЕ ПО МЕСЯЦАМ И ДНЯМ В ГОДУ.!/
Рассматривая возможность календарного использования Фестского диска, в первую очередь необходимо обратить внимание на количественное распределение знаков: 123 на стороне А и 119 на стороне Б. Несложно обнаружить, что простейшая комбинация указанных значений позволяет вести точный учет дней солнечного года: если начинать отсчет со стороны А, затем продолжить его на стороне Б и завершить опять на стороне А, то в сумме получим 123+119+123=365 дней!
Такой вариант представления числа дней в году вполне согласуется с характерным для древнейших календарей трехсезонным делением года . Достаточно вспомнить ближайших соседей крито-микенской культуры. На юге в Древнем Египте: "После того как мир был сотворен… бог Тот, властелин времени, разделил год на три части и каждой из них дал название: сезон Половодья, сезон Всходов и сезон Урожая. Так возникли времена года" [1]. Аналогичная ситуация имела место и у северных соседей: "В Древней Греции не знали понятия осени. Были только зима, ве сна и лето, которые ассоциировались с качествами соответственно холода, влажности и сухости. Сезон сбора плодов приблизительно до гоме ровских времен не расценивался как полноправное время года" [2]. На западе, в древнейшем римском календаре, одной из основных календарных единиц являлся 120-дневный год "аннус" [3]. В древнеславянских календарях трехфазное деление просуществовало наиболее длительный срок, а осень, как отдельная единица годичного круга, появилась относительно поздно, уже под влиянием христианизации [4]. / То есть Сторона диска это Четверть года/
Соответственно именно Созвездия Этого периода, например Лета, Зимы могут быть отражены на диске, но не Весь Зодиак с 12 созвездиями!
Но возникают естественные вопросы: с чем могла быть связана необходимость использования двух наборов символов для сезонного подсчета и почему принято именно такое распределение количества знаков по сторонам диска? Может быть, достаточно было бы, например, одного набора из 122-х знаков, который позволил бы отсчитывать три одинаковых сезона? Нечто подобное, вероятно, имело место в случае сезонного календаря на кости из Гонцов. Или же, например, с учетом ежегодной поправки на один день, сторона А могла иметь 122 знака, а сторона Б - 121. Какие же преимущества могло давать именно такое распределение символов по сторонам диска: 123 и 119?
Анализ показывает, что таких преимуществ можно обнаружить по меньшей мере три:
Во-первых , сторона А в этом случае может использоваться для "челночного" (двунаправленного) подсчета 3-х одинаковых сезонов по 122 дня для "високосного" солнечного года. Правило подсчета в этом случае должно быть следующим: дойдя до последнего 123-го символа, обратн ый счет начинаем с предпоследнего символа на этой же стороне. Аналогично, при достижении первого символа (при обратном счете) прямой отсчет, в обратную сторону, начнем со второго символа. Если обозначить большими буквами А и Б отсчет от центра соответствующих сторон диска, а маленькой буквой "а" - отсчет с периферии стороны А при челночном подсчете дней, то схема подсчета дней в четырехлетнем цикле может выглядеть в этом случае следующим образом (в скобках указано количество отсчитываемых дней):
1-й обычный год: А(123) + Б(119) + А(123);
2-й обычный год: А(123) + Б(119) + А(123);
3-й обычный год: А(123) + Б(119) + А(123);
високосный" год: а (122) + А(122) + а (122).
В целом такая достаточно простая схема подсчета позволяет получить точность, не уступающую точности юлианского календаря.
Во-вторых, аналогичный челночный счет дней только на стороне Б позволяет точно отслеживать продолжительность лунного года (29,53х12=354,36 дня) с учетом трехлетней поправки в один день. Считая, что б - сокращенный челночный отсчет, а Б - полный отсчет (например, от центра диска), схему отсчета можно представить в следующем виде:
1-й "високосный" год: Б(119) + б(118) + б(118);
2-й обычный год: б(118) + б(118) + б(118);
3-й обычный год: б(119) + б(118) + б(118);
В-третьих, комбинация Б + А + Б = 119 + 123 + 119 = 361 позволяет вести отсчет так называемых "священных лет", широко используемых, например, в христианской теологии. Точная длительность "священного года" составляет 361,375 суток. Учитывая отсутствие в рамках христианства достаточно ясных объяснений использования именно такого значения, следует предположить, что оно было унаследовано из более ранних религиозно-календарных систем. С рациональной точки зрения особенность числа 361 заключается, на первый взгляд, лишь в том, что оно делит разницу между продолжительностью лунного и солнечного года примерно в пропорции золотого сечения.
Иррациональная же точка зрения может быть ярко представлена следующим характерным утверждением [5]: "Число 361,375 является самой глубокой тайной христианского мистического богословия. Оно образует числовой фундамент всей канонической системы, включая хронологию, литургику, обряды и праздники, архитектонику церковной структуры. Пронизывая Библию, все тело христианской церкви, число 361,375 свою вездесущность проявляет скрыто, сокровенно… Но проявляется сразу и во всей полноте, едва соприкоснется апокрифический смысл слова с символикой числа. Стоит вспомнить, что годичный круг православных чтений образуют 50 седмиц (50х7,2275=361,375 - священный год)".
Рациональная же составляющая "тайны священного года" обнаруживается еще в одной особенности Фестского диска: на внешних окружностях каждой из сторон располагается ровно по 49 / я насчитал 48 считая Веревочка с Узелками, не считая Узкого сектора там Лук и Цветок лотоса. Для строны_Б там 50 даже символов! Ниже фрагмент Спорен!/ знаков, позволяющих в дополнение к 12-ти секторам получить еще один вариант разметки суточно-годовой траектории движения Большой Медведицы. С чем он может быть связан? В первую очередь со сменой фаз Луны! Если принять длительность лунного года равной 354-м дням, то расчетная длительность одной фазы составит 29,5/4=7,375 дня. Умножив это значение на 49, мы как раз и получим 361,375 - знаменитый "священный год"! Другим словами, 49 - это то максимальное целое число лунных фаз / не соответствует Действительному количеству на диске. Т явно Подгонка под теорию, что развивал автор! Не мы!/, которое может содержать солнечный год. А наличие соответствующей разметки на диске позволяет привязать годичную корректировку отсчета времени к самому заметному явлению ночного неба - к смене фаз Луны. При этом небольшой просвет между 1-м и 12-м секторами на каждой из сторон диска как раз и соответствует разнице между солнечным и "священным" годом.
В свете вышеизложенного становится очевидной и причина особой значимости "священного года" в религиозных календарных системах: ведь большинство из них являются солнечно-лунными и требуют согласования лунных фаз с продолжительностью солнечного года.
В заключение следует обратить внимание на то, что общее количество сегментов, на которые поделен спиральный узор, составляет 31 на стороне А и 30 на стороне Б . Естественным будет предположить, что такое разбиение на сегменты использовалось для отсчета дней в каждом из 12-ти солнечных месяцев, соответствующих, с одной стороны, перемещению Солнца по знакам Зодиака, а с другой - переходу от одного внешнего сектора к другому по мере годичного смещения положения Большой Медведицы. При этом могло использоваться простое чередование сторон А и Б, примерно соответствующее чередованию 30-дневных и 31-дневных месяцев в современном календаре.
Смысловое значение знаков Фестского диска
Как следует из предыдущего раздела, для понимания основного назначения и принципов функционирования диска нет особой необходимости в расшифровке значения каждого из символов - достаточно рассмотреть их количественные соотношения, полностью абстрагируясь от их смыслового содержания. Однако, для конкретной календарной привязки, например, для определения даты и начального знака отсчета "Фестского года", знание смыслового значения символов могло бы существенно помочь.
Своего рода поэтическим календарным аналогом Фестского диска можно считать поэму о годичном круге "Работы и дни" греческого поэта Гесиода, весьма близкую во времени и пространстве к крито-микенской культуре. Начиная примерно с VII века до н. э. / но не Семнадцатого Авторы./этот стихотворный календарь успешно служил для устного учета времени, давая правила отсчета столь же подробные и содержательные, как и детальный письменный календарь [6]. При этом характерно, что основой упорядоченной и размеренной жизни земледельца служит привязка всех ее важнейших событий к событиям небесным:
Лишь на востоке начнут восходить Атлантиды-Плеяды, / У нас это Осень/
Жать поспешай; а начнут заходить - за посев принимайся…
Только начнет восходить Орионова сила, рабочим / Зимнее созвездие- Летом не Видно. На Южной стороне неба в Январе_Феврале Высоко. Может на Крите Небо не как у нас?/
Тотчас вели молотить священные зерна Деметры…
Вот высоко середь неба уж Сириус стал с Орионом, / Февраль Март
Уж начинает Заря розоперстая видеть Арктура:
Режь, о Перс, и домой уноси виноградные гроздья. Виноград в Феврале?
Естественно предположить, что и символы диска также являются образами тех или иных работ и событий, привязанных к календарю. Обратим, например, внимание на выражение "Заря розоперстая" - одну из многих установившихся словесных формул поэмы, образно интерпретирующих те или иные важные события (в поэме речь идет о появлении звезды Арктур в предрассветных сумерках). Не этой ли "Заре розоперстой" может соответствовать символ цветкообразной розетки, расположенный в центре стороны А Фестского диска и означающий начало отсчета, т.е. "зарю года"? / Почему – не Полярная Звезда- центр неба вокруг него все Вертится и на нее Ориентировать Диск?/ В большинстве древних цивилизаций такого рода образы служили в качестве солнечных символов [7] или символизировали какое-либо событие, связанное с солнцем [8]. А именно к солнцестояниям или равноденствиям и осуществлялась обычно привязка начала нового года.
Характерно, что, если центр стороны А Фестского диска считать началом годичного отсчета, то нельзя не обратить внимание на такой примечательный факт: начиная отсчет от центрального солнечного символа, мы встречаем этот знак еще раз после отсчета первых 12-ти дней. Учитывая, что данный символ встречается на диске всего лишь 4 раза, причем в 2-х других случаях он располагается на внешних витках спирали каждой из сторон диска практически в одном и том же месте, можно предположить высокую календарную значимость именно этих дней. Двенадцатидневный начальный период можно при этом интерпретировать как разницу между продолжительностью солнечного и лунного года / год равен 365- 366 дней/. В христианском календаре, унаследовавшем эту традицию из более ранних календарных систем, эти 12 особых дней между Рождеством и Крещением находятся как бы вне года, и каждый из них предвещает то, что должно произойти в течение 12 месяцев нового года. / подмена понятий! Год равен 365 и 6 часов. Но за 300 – календарь ввел Петр 1 и набежали эти 12 дней! Это Юлианский и Григорианский календари, или Старый Дореформенный и Новый Стиль!/ Как паузу в мирском времени, время для воспоминаний и переоценки прошлого, а также для предсказания будущего, рассматривает этот период и известный мифолог Мирча Элиаде [9]. В дохристианском мире это время в начале или конце года предназначалось для тушения и нового возжигания огней. В любом случае, данный двенадцатидневный период может служить исходным пунктом конкретной календарной привязки и расшифровки системы символических обозначений Фестского диска.

Установить же реальные календарные соответствия для всей совокупности символов диска не представляется возможным. Да в этом, вероятно, и нет особой необходимости, т. к. смысл тех или иных обозначений может носить весьма условный характер. В связи с этим целесообразно обратить внимание на сравнительно краткий (всего шестьдесят строк) раздел "Дни" поэмы Гесиода. Как отмечают исследователи, "рациональный взгляд поэта на время внезапно сменяется предрассудками. В отличие от исполненных здравого смысла, прагматичных «Работ», базирующихся на годичном солнечном цикле, «Дни» - чисто ритуальный календарь, в основу которого положен счет времени по фазам Луны . Гесиод определяет не только праздники, но также дни, полагаемые урочными или неурочными для таких событий, как рождение детей и осуществление специфических видов деятельности, например, «сев начинать на двадцатый день опасайся всемерно; но для посадки растений тринадцатый день превосходен» . В противоположность при­земленному рассмотрению различных «Работ», каковые в течение земледельческого года должен выполнять всякий уважающий себя крестьянин, деятельность, описанная в исполненных примет «Днях» производит на современного читателя впечатление иррациональной, метафизической и мистической..." [10]. Скорее всего и на Фестском диске большинство знаков имеют именно такой характер.
Данное предположение представляется тем более верным, что подобное явление, т.е. обозначение каждого дня имеющим определенную смысловую нагрузку символом, имеет повсеместное распространение и наблюдается во многих развитых календарных системах. В качестве характерного примера можно привести календарную систему цивилизации майя: "Благоприятность дня управляла всеми обитателями вселенной майя - от простолюдинов до знати. Название и номер дня указывали на подходящее время для свадьбы, сева, начала войны, предания умерших земли… Последовательность дней из объемистой майянской книги пророчеств звучит подобно гесиодовым "Дням":

3 Бен Неблагоприятен для идущих через лес…

6 Киб Неблагоприятен для пребывания в лесу…

8 Эсанаб Неблагоприятен для поклоняющихся.

9 Кавак Благоприятен для пчел… " [11].

Характерно, что полный предсказательный цикл, в котором каждый из дней имел определенную смысловую нагрузку, составлял 260 дней - знаменитый священный период цолькин цивилизации майя. Продолжительность этого периода весьма близка к 242-м символам-дням Фестского диска.../ тут авторы вычли из 245 символов – Три знака Розетка! Довольно вольноо!/

Наследием такого обозначения дней является и наш современный недельный цикл, в котором каждый день соответствует одной из планет.

А в качестве одного из ближайших аналогов символьной системы Фестского диска следует, пожалуй, указать на знаковые системы успешно доживших до наших дней картинных астрологических календарей (см., например, рис. [12]). Изображение корабля на таком календаре может, в частности, означать, что в этот день "успех сулят любые поездки, командировки, путешествия…". А изображение колокольчиков должно говорить о том, что день обещает "хорошие новости, прекрасные перспективы, отрадные события". Естественно, что в этом случае конкретная расшифровка значения всех символов не только невозможна, но и практически бесполезна для окончательного понимания организации Фестского диска.
Аналоги Фестского диска
Традиционные аналоги
Многие десятилетия интенсивного поиска текстовых аналогов Фестского диска окончились практически безрезультатно.
Чаще всего сторонники сугубо текстовой интерпретации в поисках ближайшего аналога ссылаются на этрусскую свинцовую пластину VI века до н. э. (рис. ), также не расшифрованную [13]. Но тот факт, что общее количество знаков на пластине приближается к количеству дней в году, позволяет предполагать и в этом случае наличие календарных функций. К сожалению, из-за нечеткости изображения во многих его частях и неопределенности формы отдельных знаков точный подсчет символов в данном случае крайне затруднителен, что не позволяет делать какие-либо достоверные выводы. Можно лишь с некоторой долей вероятности предполагать, что мы имеем в данном случае двухсезонный календарный аналог Фестского диска. Такая двухсезонность фиксируется, в частности, на многих средневековых европейских календарях (например, см. рис. В качестве одного из наиболее близких текстовых аналогов крито-микенского происхождения приводят обычно спиралеобразную надпись на щитке золотого перстня из некрополя Мавро-Спелио в Кноссе [14](рис. ). Однако 1,5 - 2 витка надписи на перстне вряд ли сопоставимы с 4-мя витками спиралей Фестского диска- / я его привел на Стр. 170. Это Линейное письмо, скорее Вариант_А! И это Слово или Слова, писанные Слоговым письмом примерное значение почти всех знаков перстня я дал, хотя для него столько же вариантов прочтения, как и для Фестского диска!/. Да и в целом, надо признать, что круговая надпись весьма неудобочитаема, поэтому практически во всех известных случаях такого рода тексты отличаются краткостью, встречаются почти исключительно на печатях и монетах и крайне редко закручиваются в некоторое подобие спирали.
С другой стороны, именно различные приспособления для измерения и отсчета времени с древнейших времен тяготеют к округленным и спиралевидным формам , подчеркивающим идею цикличности окружающих человека природных процессов.
Календарно-навигационные аналоги
В поисках соответствующих примеров можно начать с центральной спирали мальтинской пластины, которая не только своей формой соответствует Фестскому диску, но и имеет аналогичные количественные характеристики: 242-м точкам мальтинской спирали точно соответствуют 242 знака на двух сторонах диска (рис.)! Более того. Фестский диск можно считать существенно усовершенствованным вариантом мальтинской центральной спирали, максимально содержательным и приспособленным для непосредственных наблюдений. Это тем более символично, что оба изделия являются своеобразными памятниками двух эпох максимальной актуализации созвездия Большой Медведицы: эпох её наибольшего и наименьшего удаления от полюса. И именно исследование мальтинской пластины натолкнуло автора настоящей работы на аналогичную проверку всех прочих артефактов, содержащих спиралевидные структуры.
В качестве ближайшего во времени и пространстве аналога Фестского диска можно указать на древнеегипетские «солнечные часы» эпохи фараона Мернефта (1258-1239 гг. до н. э.), найденные в Палестине (рис.) [15]. Интересно отметить, что, как отмечают специалисты [16], из-за равномерности разбиения шкалы "по древнеегипетским солнечным часам такого типа более или менее правильно определяли часы дня лишь во время весеннего и осеннего равноденствия; в остальное время они показывали часы дня весьма приблизительно". В связи с этим можно предположить, что функция солнечных часов в данном случае была второстепенной, а основной являлась функция звездных часов, возможно, в навигационных целях. Только в этом случае всегда могла обеспечиваться высокая точность измерения времени. Если размеры изделий такого рода примерно соответствовали размерам Фестского диска, то при ориентировании и измерении времени они могли использоваться совершенно аналогично: округлая часть совмещалась со звездами ручки и ковша Большой Медведицы (которая в этом столетии была ещё весьма близка к 30-градусной окружности вокруг полюса) и по их положению на размеченной шкале фиксировалось время. Центральное отверстие указывало при этом точное направление на полюс. Отметим также, что размеры каждого из размеченных двенадцати часовых секторов примерно соответствуют расстоянию между звездами ручки ковша Большой Медведицы.
Именно такие сектора, по всей вероятности, использовались в качестве эталона и при выполнении угловых измерений в Древнем Египте с помощью так называемого "бумеранга Тутанхамона" [17], прототипом которого также могла быть дуга Большой Медведицы (рис.).
Образцом правильной разметки шкалы в случае плоских солнечных часов можно считать часы "пеликан" (рис.) греческого происхождения, получившие широкое распространение в римские времена, а затем долго бывшие в употреблении и на мусульманском Востоке [18]. Своеобразная форма центральной фигуры на таких часах обусловлена тем, что она должна была указывать на направления восхода солнца в дни летнего (верхняя гипербола) и зимнего (нижняя гипербола) солнцестояний, а также - в дни равноденствий (центральная горизонтальная линия). Для нас же наибольший интерес представляет 12-секторная разметка внешней окружности, которую зачастую представляли просто как розу ветров. Но наиболее вероятно, что она ведет свое происхождение от звездных часов эпохи Фестского диска. Тем более, что совмещение в одном приборе звездных и солнечных часов следует признать весьма логичным и естественным. Эти античные часы с 12-секторной разметкой по всей видимости и является составными звеньями той цепи преемственности, которая связывает Фестский диск с 12-часовой шкалой современных стрелочных часов.

Традиционно считается, что современная часовая шкала произошла "от подразделения зодиака на 12 равных частей, каждая из которых отмечена созвездием, через которое проходит Солнце в течение одного лунного цикла" [19]. С этим трудно не согласиться. Но вот конкретный переход от идеи 12-частного деления циклического времени к вполне определенному образу круговой шкалы суточного измерения времени вполне возможно произошел именно в эпоху Фестского диска не без прямого участия созвездия Большой Медведицы. Во всяком случае, именно Фестский диск можно считать одной из наиболее ранних часовых шкал подобного рода.
Чаши-обсерватории
Еще одним прямым аналогом 12-частной календарно-часовой шкалы Фестского диска является круговая разметка так называемых календарных чаш, истоки которой также уходят своими корнями во II тысячелетие до н. э.

Как уже было сказано, Фестский диск использовался для прямого наблюдения и фиксации положения Большой Медведицы относительно окружности диска, размещенного на расстоянии вытянутой руки от глаз наблюдателя. Другими словами, он как бы позволял наложить на околополярную область неба своеобразную разметку, позволяющую достаточно точно отслеживать изменения во вращении звездного неба.

Наполненные же водой чаши использовались для зеркального наблюдения за околополярной областью неба и позволяли фиксировать отражаемое в воде положение Большой Медведицы относительно круговой разметки на краях чаши. Точность наблюдений в этом случае обеспечивалась за счет зеркального наложения изображения звездного неба на размеченную поверхность чаши. При длительных стационарных наблюдениях такой вариант более удобен и предпочтителен по многим соображениям. Для использования же на корабле в условиях морской качки он приспособлен гораздо хуже, чем диск типа Фестского. Поэтому календарные чаши вполне обоснованно можно считать континентальным вариантом Фестского диска. Это предположение тем более уместно, что большинство таких находок сделано в районах, удаленных от моря.

Следы интенсивного использования календарных чаш-обсерваторий хорошо прослеживаются, например, на материалах русской и украинской этнографии. В частности, в новогодних заклинаниях и гаданиях часто фигурирует сосуд с водой, который ставят "под звезды", и воду в него берут "из 12-ти колодцев". Происхождение такого слова как "чародейство" напрямую связано именно с этими ритуалами [20].

При конкретном рассмотрении проблемы календарных чаш в первую очередь следует обратить внимание на наиболее хорошо изученные ранние славянские сосуды-календари II - IV вв., которых к настоящему времени известно не менее десятка [21]. Первые по времени находки такого рода в виде двух трехручных чаш (рис. ) были сделаны в 1957 году в святилище черняховской культуры в с. Лепесовка на Волыни (Украина) [22]. Детальная календарная расшифровка кольцеобразного узора одной из таких чаш (рис.) была выполнена в 60-е годы академиком Б.А. Рыбаковым [23] и подробно описана им в монографии "Язычество древней Руси" [24]. Исходя из целей нашего рассмотрения, заключающихся в поиске календарных аналогий с Фестским диском, остановимся лишь на трёх моментах, связанных с данными чашами.

Во-первых, нельзя не отметить странную трехручную форму чаш. Как замечает по этому поводу Б.А. Рыбаков " трехручные миски практически неудобны - при захвате такой миски за две любые ручки центр тяжести оказывается вне линии ручек. Очевидно, наличие трех ручек обусловлено не практическими задачами, а какими-то сакральными представлениями, связанными с числом 3". Сам Б.А. Рыбаков убедительных объяснений по этому поводу не дает. Но можно предположить, что основным назначением трёх выступов на чашах являлось обозначение границ трёх сезонов древнеславянского календаря, что соответствует трёхсезонному отсчёту дней Фестского диска.

Во-вторых, ещё одной общей чертой двух календарей может быть четырехкратное повторение символов солнца. На лепесовской чаше Б.А. Рыбаков в качестве таковых рассматривает чёткие косые кресты, которые по его мнению соответствуют обрядам зажигания священного «живого» огня, добываемого трением три раза в год в связи с тремя солнечными фазами: в связи с весенним равноденствием (масленица), в связи с летним солнцестоянием (Ивана Купала) и в конце декабря в связи с зимним солнцестоянием. Причём в последнем случае огни горели до 6 января, т е. 12 дней до конца зимних святок. Вероятней всего, что восьмилепестковый символ в центре стороны А Фестского диска также был напрямую связан с солнечными календарными обрядами.

В-третьих , в соответствии с расшифровкой Б.А. Рыбакова большинство символов сосуда-календаря являются условными изображениями различных календарных работ и событий. Так, например, апрелю соответствует рисунок, напоминающий плуг и обозначающий, по-видимому, весеннюю вспашку земли. Другим вариантом толкования апрельского рисунка может быть понимание его, как символа коня. Именно изображением коня в позднейших русских календарях отмечался апрель, а точнее – конкретную дату 23 апреля, являвшуюся егорьевым, или юрьевым, днём, когда традиционно осуществлялся первый выгон скота на молодую траву.

Есть и еще одна черта, объединяющая рассматриваемые трехручные чаши с Фестским диском, на которую Б.А. Рыбаков не обратил почему-то внимание: общее количество элементов треугольного орнамента в верхней части боковых поверхностей чаш позволяет предположить, что он мог использоваться для отсчета дней лунного месяца. Если это так, то тогда в целом мы имеем лунно-звездные часы-календари, в которых годичное смещение Большой Медведицы согласовывается с лунными месяцами аналогично тому, как это реализовано в случае Фестского диска.

Весьма характерно также, что в качестве одного из наиболее ранних прототипов славянских сосудов-календарей, Б.А. Рыбаков указывает на найденный в Венгрии сосуд с 12-частным календарным кругом, относимый к энеолитической культуре колоколовидных кубков и датируемый XVIII веком до н. э. (рис. ) [25]. Примерно к этому же времени, т.е., фактически, к эпохе Фестского диска, может быть отнесено и появление 12-частных разметок на так называемых ритуальных сосудах у целого ряда других народов [26]. Частным случаем данного феномена можно считать и относящуюся к этой же эпохе 6-частную разметку, фиксируемую, например, на эламском каменном сосуде из Суз (рис. ), датируемом старовавилонским периодом [27].

Таким образом, с высокой степенью вероятности появление 12-частных календарно-часовых шкал может быть отнесено именно к эпохе Фестского диска. А непосредственным толчком к этому послужило, скорее всего, особо благоприятное для звездного отсчета времени расположение Большой Медведицы: практически точно на окружности в максимальной близости от северной полярной оси.

Трипольские аналоги Фестского диска

Еще одним косвенным подтверждением влияния положения Большой Медведицы на формирование древних шкал для отсчета времени может служить так называемый сосуд-алтарь трипольской культуры (рис. ) из Березовского поселения на реке Южный Буг (Украина) [28]. В данном поселении, относимом к раннему периоду развития культуры Триполье-Кукутени (примерно середина IV тысячелетия до н. э.) найдены хорошо сохранившиеся так называемые "жертвенные столики" в виде плоских чаш с низким бортиком и характерными спиралевидными узорами [29]. Уже зафиксированы попытки интерпретировать некоторые из орнаментальных композиций Березовского поселения как наиболее ранние примитивные месячно-солнечные четырехчастные календари, отображающие 4 сезона года (рис. ) [30]. Но по поводу плоских чаш господствующим остается мнение, что сосуды использовались либо как переносные алтари, либо как столики для ритуальных приношений пищи.

Изображенный на рис. сосуд-алтарь представляет для нас повышенный интерес по двум причинам:

Во-первых, общая композиция с ярко выраженной спиралью в центральной части верхней поверхности чаши весьма напоминает структуру Фестского диска, что может свидетельствовать о близости функционального назначения.

Во-вторых, количество (52) и специфическая ориентация 10-ти групп периферийных насечек заставляют предположить их не столько декоративный, сколько сугубо функциональный характер.

Доказать календарное использование спирали трипольской чаши можно было бы лишь в случае обнаружения на ней каких-либо следов календарных отметок, для чего, по меньшей мере, требуется дополнительное целенаправленное исследование микроструктуры спирали. Не исключено, что именно в таком варианте чаши спираль имеет лишь декоративный характер, но и в этом случае можно предположить заимствование данного элемента из неких реальных спиралевидных календарей типа мальтинской пластины.

С периферийными же насечками все обстоит гораздо проще: четкая и аккуратная разметка вполне позволяет выполнить необходимый анализ. В первую очередь обращает на себя внимание количество насечек: их 52, что точно соответствует количеству семидневных недель в пределах солнечного года. Можно предположить при этом, что группировка насечек соответствует 10-месячному разбиению года. Смутные воспоминания о таком 10-месячном "Ромуловом годе" сохранились, в частности, в римской истории [31]. При этом обычно упоминаются месяцы по 35 и более дней, что вполне соответствует группам по 5 и 6 насечек на чаше.

Но самой примечательной особенностью периферийных насечек является строгое соблюдение постоянства их ориентации относительно центра чаши. Учитывая, что выбранный при этом угол наклона насечек нельзя объяснить ни чисто декоративными соображениями, ни соображениями удобства их регулярного нанесения, следует попытаться найти возможные объективные причины именно такого расположения насечек.

Как и в случае Фестского диска прояснить этот вопрос, а вместе с ним и истинное назначение трипольского "сосуда-алтаря", позволяет компьютерное моделирование. Логично предположить, что по аналогии с более поздними чашами такого типа, трипольский сосуд мог использоваться для наблюдения за околополярной областью неба. Моделирование картины звездного неба в околополярной области в середине IV тысячелетия до н. э. (рис. ) и наложение ее на интересующие нас насечки (рис. ) позволяет выявить вполне естественные причины формирования специфического узора на периферийной части поверхности трипольской чаши: именно необходимость фиксации различных положений Ковша Большой Медведицы и определила, скорее всего, особенности нанесения разметки на трипольской чаше .

Выводы при этом могут быть сделаны следующие: максимальное приближение ручки Ковша Большой Медведицы к полярной оси (на 10°) определило актуализацию данного созвездия для ориентации и ночного измерения времени уже в IV тысячелетии до н. э. Однако расположение созвездия еще не позволяло с достаточной эффективностью использовать простые круговые шкалы, подобные 12-частной разметке II тысячелетия до н. э., а требовало использования специально ориентированных меток, группировка которых определялась пока еще не особенностями звездного узора, а просто удобствами десятеричного счета.

И еще один очень важный вывод: в рамках трипольской культуры обнаруживаются специальные средства наблюдения за звездным небом, которые могли использоваться как специфические календарно-навигационные приборы, что свидетельствует о высоком уровне развития не только материальной и изобразительной, но и интеллектуальной культуры трипольского общества. При этом необходимо отметить, что уровень развития календарно-навигационных наблюдений в трипольской культуре IV тысячелетия до н. э. вполне может быть сопоставим с уровнем эпохи Фестского диска!

Таким образом, наиболее ранние прототипы исследованных Б.А. Рыбаковым календарных чаш мы обнаруживаем даже не во II тысячелетии до н. э., а на два тысячелетия раньше! При этом важно отметить, что находки, происхождение которых разделено многими тысячелетиями, найдены практически на одной и той же территории, что позволяет надеяться на возможность полной реконструкции в будущем всей цепочки культурно-интеллектуальной преемственности.

Сугубо календарные аналоги

Если искать сугубо календарные, не предназначенные для непосредственных наблюдений за звездным небом, аналоги Фестского диска, повторяющие лишь его форму, символическое изображение временных интервалов, 12-секторное / 13 на Ободе секторов слов, и 9 на последнем витке спирали, сторона_А!! Тут явное желание подогнать под календарь/ разбиение внешней окружности и годовой отсчет времени, то и таких примеров можно обнаружить достаточно много.

В первую очередь необходимо указать на типичные древнеримские календари (рис. ), в которых представлены 7-дневная неделя, 30-дневный месяц и 12-месячный годовой круг, в котором отдельные месяцы представлены знаками зодиака в соответствующих секторах круга [32]. Отметим, что в данном случае, в отличие от пиктографических обозначений дней года на Фестском диске, мы имеем условные символьные обозначения дней недели и месяцев года, уже практически полностью соответствующие современным календарным традициям.

Существенно большей смысловой определенностью, чем символика Фестского диска или зодиакальные обозначения, отличается изображение сезонных работ в средневековом круглом календаре (рис.) [33]. Энтони Авени называет его "колесом времени простого народа" и комментирует следующими словами [34]: "Мужчину и женщину окружает кольцо безымянных месяцев. Как и в Работах и днях, каждый месяц представлен тем видом человеческой деятельности, который лучше всего согласуется с происходящим в природе. Так, июнь (расположенный на 11 часов по циферблату) - это начало лета, когда солнце подсушивает болотистые места и травы идут в рост; поэтому крестьянин изображен косящим траву. Мир окружен небесным кольцом зодиакальных созвездий. Начиная с одиннадцатичасовой отметки против часовой стрелки: Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы".

Подобным примеров найти ещё немало, но и тех, которые приведены выше, пожалуй, достаточно для того, чтобы убедиться, что Фестский диск в гораздо большей степени соответствует календарным традициям, чем какой-либо разновидности текстовых документов.
Сугубо навигационный аналог: ноктурнал

Из известных старинных навигационных приборов одним из наиболее близких к Фестскому диску по своему назначению и принципу использования можно считать средневековый ноктурнал (рис  дня, в Европе был известен прибор для определения ночных часов—ноктурнал (nocturnal), изобретенный в 1520 г. и применявшийся в навигационной практике до 1700 г. Если смотреть на север, то звезды кажутся совершающими за одни звездные сутки полный оборот вокруг 
Во время наблюдения прибор-ноктурнал держат в руке, но так, чтобы центр его находился на прямой, соединяющей глаз Е с Полярной звездой Р. Длинная ручка СА, имеющая точку опоры в центре С, поворачивается вручную до тех пор, пока не установится параллельно с «ручкой» Большой Медведицы. Звездное время отсчитывается по шкале, смонтированной на приборе.
Пользуясь заранее составленной таблицей, шкалу поворачивают до правильного положения, отвечающего данному времени года, месяцу и дню. Звездное время превращается в солнечное и может быть определено с точностью до 15 мин. При помощи ноктурнала полдень и полночь с приблизительной точностью могут быть зафиксированы. Широта места находится по результатам определения полудня.
Ноктурналы могли быть по устройству весьма сложными. В навигационной практике ими перестали пользоваться только после распространения карманных часов.
P/s. Статья проиллюстрирована Ноктрнуалом. Примерно то же мы пытались сделать последние двадцать страниц с Фестским дисклм...305-------


Рецензии