Цыган

- Ворожить я, конечно, мастак!
И рождён был свободным народом...

Что, любимая? Сделай же так,
Чтоб слагали и Песни мы родом...

Отгадай же не грусть и не скуку!
Я тебя, как и раньше, искал...

Не предвидел я, гордый, разлуку
И не думал бродить среди скал...

Ты захочешь, чтоб сердце не ныло!
Поделюсь - знаю эту науку...

Что же ты на пороге застыла?
Ну, иди же и дай свою руку!..

Не забудь обещать, дорогая,
Что придёшь ко мне в эту ты ночь!..

Вместе что уж нам сделать - я знаю
И хочу своей силой помочь...

Отгадай же, какую нам Песню
Вместе спеть и сыскать наше счастье!..

Очень скоро всё будет известно,
Коли веришь в любовь и участье!.. -

Так нам пел (но когда?) сам Алеко -
Царь Свобод: мой, чавеллы, Герой!

Я Земфира, нашедшая счастье
И его средь пустынной степи...

Он последовал лишь для участья!
В табор шёл, чтоб всегда быть в Пути.

И цыганы не против счастья!
В воле их - потерять и найти

Никогда мы не знаем запрета:
Здесь не только цепи  медведя!

И не знаем с отцом постоянства!
В постоянстве всегда жил бы Федя...

Мудрый Пушкин! Отец объясняет
Новичку и один раз, другой...

Мне всегда ли мила свобода?
Расскажи про неё одному!..

Тому, к неге приучен кто годы!
А цыган он? Уж вряд ли пойму...

Нужно беречь от чужих несвобод
Чувства истинные! Без диктата...

Никогда не признает мой небосвод
И себя самого! Виновата...

Прежде всего — свободу  любить:
Это вольный девиз Земфиры!

Кто же цыган? Что захочет забыть?
Мудрый Старик - чары Лиры!..


Архангельский Александр Николаевич в статье "Герои Пушкина" писал: "АЛЕКО — преследуемый «законом» беглец от цивилизации с ее «несвободой», герой последней из цикла «байронических» поэм Пушкина, в которой до предела сгущены все (и без того заведомо неразрешимые) проблемы, какие ставит этот жанр.

Алеко хочет стать частью «дикого», естественного мира. Когда цыганка Земфира находит его среди пустынной степи, он следует за нею в табор, чтобы стать цыганом. Цыганы не против — их воля не знает запрета (здесь цепи предназначены исключительно для медведя), как не знает и постоянства. Мудрый Старик, отец Земфиры, объясняет это новичку один раз, другой («<…> не всегда мила свобода / Тому, кто к неге приучен»). Тот заранее согласен, ибо любит Земфиру, желает быть всегда с нею — стать «вольным жителем мира», как «птичка Божия» не знать «ни заботы, ни труда». Увы, он не догадывается, что цыганы свободны до конца; что при всей своей страстности они не ведают продолжительной, жаркой страсти, а значит, не знают и верности. Ему нужна свобода от чужого диктата, но он никогда не признает чужую свободу от себя самого. Прежде всего — свободу Земфиры любить, кого она захочет."

Для меня Настоящий Цыган - это отец ЛГ, Мудрый Старик.
Уроки Прошлого особо ценны в Настоящем...

"Обратите внимание, что здесь строки хоть и рифмуются попарно, но не повторяются однообразно из строфы в строфу – они имеют каждый раз новое звучание: «листопада- не надо», «напрасно-ясно», «повторится- возродится».  Если вы по какому-то недосмотру (а это случается у нас сплошь и рядом!) в двух строфах подряд будете использовать однотипно звучащие концевые рифмы, например, в двух подряд двустишиях вставите что-то вроде «напрасно-ясно», и опять «ужасно-страстно», то мелодия вашего стиха станет скучной. Этот недостаток  еще как-то может остаться  незамеченным в строфе с большим количеством строк, но вот  в строфах с парной рифмовкой  обязательно будет резать читателю ухо.

Итак, мы с вами плавно перешли от двустрочной строфы или двустишия к попарной рифмовке строк в строфе.

Попарная рифмовка - самая простая, примитивная рифмовка. Она не придает стихам внешнего блеска, и стихи, ею написанные, могут стать гениальными только за счет их содержания, языка, образности. А с этим делом у нас, чайников, обычно дела обстоят плохо. Если прозаическая основа стихотворения слабая, это можно немного прикрыть оригинальной формой, но тут попарная рифмовка нам не поможет – форма небогатая.

Мне кажется, длинные стихи не стоит писать такой рифмовкой – лучше ее чередовать в одном стихотворении с другими формами рифм. Стихи, как и живая речь, не должны быть монотонно звучащими, им надо придавать «объем» - умело разнообразя их мелодию.

Кроме того, попарная рифмовка строк очень требовательна к чистоте концевых рифм: рифмующиеся слова здесь стоят рядом, - малейшая нестыковка звучания будет заметна и испортит впечатление.

Запомните: неточные рифмы – хороши для строф, где рифмующиеся слова отстоят друг от друга на несколько строк, но совершенно не годятся, когда рифмующиеся строчки идут подряд (в парной или охватной рифмовке)." (http://www.stihi.ru/2011/08/22/6797)

Мой пример произведения - "скучная рифма"... Благодарю мастера рифмы - Сергея Разенкова - за роль сообразительного "двоечника" (комментарии ниже).


Рецензии
Танечка!
Мне всегда нравилась Цыганская тема!
Как-то манит и притягивает, как магнит!
Спасибо, что напомнила про Земфиру и Алеко!
Не каждый, наверное, прочитал «Цыга́ны» — последнюю южную романтическую поэму Пушкина!
Не каждый о них, наверное, даже подозревает, или знает, или помнит!
С просвещением и напоминанием!

Вдохновения!
Новых творений!
с добром и теплом, Люда!

Людмила Лузанова 2   28.11.2020 21:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Людмила!
Благодарю за развёрнутый отклик и пожелания! Очень рада Вам! Ждите в гости...
Счастья, добра и бодрости, здоровья!

Татьяна Хакина   30.11.2020 00:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.