Крест Христов. свящ. Александр Шлеман

Крест Христов. Проповедь о.Александра (Шлемана)
радио "Свобода", запись из "Воскресных бесед".
Приблизительно конец 1970-х, начало 80-х годов.

Крест Христов имеет два символических значения. С одной стороны, - это крест Христов, это то решающее событие, которым завершается земная жизнь и служение Иисуса Христа. Это рассказ о странной и страшной ненависти людей к Тому, кто все свое учение сосредоточил на заповеди любви, всю свою проповедь - на призыве к самоотречению и жертве во имя этой любви. Пилат, римский губернатор, к которому привели арестованного, избитого, заплеванного Христа говорит: "Человек этот никакого зла не сотворил". Но это вызывает еще более сильный взрыв: "Распни, распни Его!" - вопит толпа. Так вот, крест Христов - это вечный вопрос, обращенный к самой глубине нашего сознания: почему добро вызывает не только сопротивление, но и ненависть? Почему оно всегда распинается в мире? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину на кого-то другого. Вот если бы мы, если бы я был там в ту страшную ночь, я не поступил бы так, как все прочие. Но, увы, где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что мучили, распинали Христа не какие-то изверги, специально, особо злом одержимые люди. Нет, в сущности, это были люди, "как все". Пилат даже попытался защитить Иисуса, уговорить толпу. Пилат даже предложил толпе по случаю праздника отпустить Христа на свободу. Пилат, перед лицом толпы, умыл руки, показывая тем, что он не согласен с этим убийством. Несколькими штрихами Евангелие рисует нам этого бедного Пилата - его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести.
Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве это не самая обычная, самая типичная из всех историй? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас все время? Разве, когда приходит час сказать решительное, бесповоротное   н е т  неправде, несправедливости, злу и ненависти - мы не сдаёмся на этот соблазн "умыть руки"? За Пилатом - римские воины, солдаты. Но ведь и они могут сказать в свою защиту:  мы только исполняли приказание начальства. Нам было сказано "обезвредить" какого-то бродягу, производящего волнения и беспорядок. О чем же тут разговаривать? За Пилатом, за воинами, - толпа, то есть те, что всего за шесть дней до этого восторженно встречали Христа, вступавшего в Иерусалим, и кричали "Осанна...".  А вот теперь: "Распни Его!". Но разве не обьяснили ей, этой толпе, вожди, учителя, авторитеты, что человек этот - преступник, нарушающий законы и обычаи, и потому по закону (всегда по закону, всегда по соответствующей статье), - должен умереть... Итак, каждый из участников этого страшного дела был "по-своему" прав, так как имел оправдание. А все вместе убили человека, который "ни единого зла не сотворил".
И потому первый смысл креста - это смысл его как суда над злом, или, еще вернее, над псевдодобром, в которое в мире сем вечно рядится зло и которое обеспечивает злу его страшную победу на земле.
Отсюда же - вторрй смысл. За крестом Христовым - наш, мой крест, тот, о которым сказал Христос: "Кто не берет креста своего 
к а ж д ы й   д е н ь...".
Это значит, что выбор, перед которым в ту ночь стояли все: - и Пилат, и воины, и вожди, и толпа, и каждый человек в этой толпе, - что выбор этот всегда,  к а ж д ы й  д е н ь  ставится перед каждым из нас. Внешне это может быть что-то, кажущееся нам не очень важным, второстепенным. Для совести, однако, нет перво- или второстепенного. Есть только правда и неправда, добро и зло. Взять каждый день свой крест - это  не просто терпеть тяготы, бремя жизни. Это прежде всего жизнь в согласии с совестью, это жизнь в свете 
с у д а  с о в е с т и.
    Вот и сейчас - перед лицом всего мира берут человека, который "ни единого зла не сотворил", и мучают, и бьют, и сажают в тюрьму или ссылают. И все по закону, все по послушанию и по дисциплине, все во имя порядка, и благо всех. И сколько пилатов умывают руки, сколько воинов спешат исполнить воинскую дисциплину и сколько людей послушно,  подобрстрастно улюлюкают, в лучшем случае же молча смотрят на это торжество зла.
[Крест Христов] Что говорит нам, к чему призывает? Вспомним о кресте как о выборе. О выборе, от которого все зависит в мире и без которого все в мире - торжество тьмы и зла. "На суд пришел Я в мир сей", - сказал Христос. На этом суде - суде распятой любви, правды и добра - стоит каждый из нас.
---------
*Осанна - еврейское слово означающее царственное восхваление.


Рецензии