Одесса

         ИТАК... 
                «Итак, я жил тогда...»
                А.C.Пушкин

               
«Итак, я жил тогда...» – и это
и кровь моя, и воздух мой,
и силуэт кaбpиолета
из осени, и мой покой,

и ложь моя – моя удача
на самой личной стороне,
где, вoвce ничего не знача,
я побывал и на Луне,

и в Императорском Приказе,
и в рощах всех мирских олив,
и в хрустале нaстoльной вазы,
и в слёзной радости всех ив,

и смехом всей Земли цыганок
я был, и королём шутов,
и рыбкой рыбок всех бананок
и повелителем снегов.

О, как «Итак я жил...» когда-то!..
Земля хранит ещё следы,
и место по сегодня свято,
где я алкал тогда ходы

и где хранятся колокольцы,
и росчерки простых ветвей,
и все вакхические кольцa,
и мифология тех дней.





      ГОРОД-РОДИНА

По рельсам я тебя узнаю,
по ржавым, кованым крюкам,
по чуть обглоданному краю,
по спинам женщин, по садам,

по звукам твоего трамвая,
по дыму парковой листвы
осенним днём, по чашке чая,
по повороту головы,

из крана по воды журчанью,
по несвершившимся делам,
по россыпям воспоминаний,
по сохранившимся следам,

по пустоте одной бутылки,
по вскрику, по движенью глаз,
по захудалому обмылку,
по рacоположенью рас,

по скрипу лестниц заповедных,
по блеску форточных окон,
по эху окликаний бедных,
по ставкам на последний кон,

по дыму из трубы, по ваксе,
по дрожи стареньких перил,
по запаху воды, по кляксе,
по теням брошенных могил,

по старым шпалам при вокзале,
по запахам небытия,
по занавескам из печали,
Одесса – Родина моя...




           ОДЕССА

1.

И те же голоса. И то же своеволье.
Распахнутых окон печатный силуэт.
Знакомые дома. Знакомое подворье,
Оставившее в долг запомнившийся след.

И пыльный балаган.
И пыльные предместья.
Над охристым песком – немеряная синь.
Избитые слова. Избитые известья.
Неутомимый гам и торг – куда ни кинь.   

Неповторимый шарм.
Неповторимый лепет.
Над каруселью лжи – другая карусель.
Сокрытый в чаще звон.
Сокрытый в пене трепет.
И жгучих глаз твоих смеющаяся щель.




2.

В краю, где с высверком гроза
вдруг повышает голос вдвое
и глаз ночная бирюза
глядит на небо грозовое,

в краю, где воздух тих и чист,
ты видишь в сновиденьях ранних
протянутый с балкона лист
в узорах бога филигранных.



3.

Полукруглая арка
у входа на пляж «Ланжерон».
Жарко, жарко.
Аккордеон.

Запах юга, волны,
неустанной в своей теплоте.
Мы вольны.
Мы не эти, а те.

Освежающи лики
на тропах и просто вдали.
Исцеляющи блики
солёной воды.

Жизнь до школы.
И рядом свои затевают пиры
вкруг акации пчёлы,
сахаристы, быстры.




4.

Позабытая роль номерка на руке
за бечёвкой из неухоженной раздевалки,
где мячи, таланты, круги, скакалки
сочетались, как галька в огромной реке,
никогда не бывшей поблизости от
такого горячего летом пляжа
своенравного города без высот
или явных низин. Он всегда в раже
пребывал из фруктов, рыб и острот.
Проступившая соль на лодыжках ног
там, где ловилась рыбка-бананка.
На румынско-греческий солевой слог
попадалась нередко красота-смуглянка,
изогнувшаяся над большим заливом радуг
огневая ундина, что раз в году
отнимала сполохи у красных ягод,
подававшихся к праздничному столу.
Заохотив взгляд, черноморский «бычок»
улизнул с крючка рыбака удачи.
От шлепка об воду ушёл хлопок
без оглядки, потому что не мог иначе.



5.

Немечеными знаками полёта
над выветреной плоскостью полей
видна неповторимость перелёта
с длиннотами отмеченных долей.

Какая синь, какая зелень с умброй,
какой кармин, какие кружева!
Слагаемые песни вольнодумной
отыскивали нужные слова.

И так хотелось к красной черепице
прильнуть из безоглядности щекой,
что запах одомашненной корицы
покинул стол и сам пришёл домой.




6.

На невыдуманном просторе
под невыдуманный мотив
тёпло-сине-зелёное море
переходит в овальный залив

с колоннадой стихов на обрыве,
маяком и воздушным мостом,
где в подсоленном ветром порыве
до сих пор мы подспудно живём,

поминая и время удачи,
и музейный таинственный грот.
Мы, как прежде, смеёмся и плачем,
искривив как положено рот.

   

 
7.

Из камня сырного с ракушкой
ты, на виду у катакомб,
царевной-женщиной-лягушкой,
всем подарила свой апломб.

Ты вся разбег и вся участье
в торговле счастьем в два крыла,
сюжетами из самовластья
и тарантеллами ковра.

Любовью и своим тимпаном
так выложила свой костёр,
что мотыльки в бреду туманном
в тебе сгорают до сих пор.

Здесь воздух при поддержке света
свой запах берегу отдал,
в который плоть твоя одета
и где сам чёрт тебя качал.

Всяк жив внутри твоей легенды
и отпирает свой засов,
когда одесские календы
играют ласточками снов.

И нет конца твоим основам,
твоим рассветам и ночам,
ни старым, ни безбрежным новым,
в чём и расписываюсь сам.




8.

В столице южной белы тополя,
а белоснежная бумага изомерна
и мягкотела. Лучше здесь земля
и меньше блюдо Олоферна.

Здесь бог плывёт на лодочке иной,
чем тот, кто шествует вверху
над облаками,
бывая часто весь и только мой,
и не над тополями.

Назначить обыск могут в полночь здесь,
а после познакомиться в постели...
Здесь торжествует вишенная весть
и всё не так, как в самом деле.

Здесь дважды два бывает часто пять,
а четырём здесь возвращают прочность,
когда пора как будто бы кончать
и ратовать за точность.


      


9.

Здесь жарят рыбу и фаршируют всё,
что расположено вокруг
Потёмкинской лестницы.
Здесь не было только Басё,
но творил Боффо,
и память о нём жива в любой чудеснице,
которых много на каждом углу,
в любых аудиториях,
в магазинах, в парках, на пляжах,
в амбулаториях.
Здесь, можно одновременно
быть и не быть, но всегда принадлежать,
находясь и за тысячи миль,
начинать продолжать и продолжать
начинать любить,
независимо от того,
копишь золото
или утиль.
Газеты, журналы сливаются легко 
в большую правду-неправду
внутри строк,
уходящую достаточно глубоко
в свою легенду.
Многомерный урок...
Перечислять всё – не хватит бумаги,
эксцессов, времени и могил.
Дайте поболее сил и браги,
чтобы объединить всех,
кого и объединять не надо
вокруг красот Городского сада.
Воздух моря внутри души
моряка, юнги, шкипера, архитектора – 
такие выдаёт номера, что только пляши
внутри себя или в лучах прожектора.
Порт, удивительный перегрузкой тяжестей,
причаливанием кораблей половины мира,
начальством начальствующих начальностей
и занятостью населения города-пира,
затих в ожидании тщания
докеров у причалов молчания.
«Привоз» – у вокзала путевого труда,
в шуме рядов с яствами вместе.
Покупающие курсируют туда-сюда
с уважением и без такового к чести.
Особое отношение – к стати фигур
дев, непередаваемым для обычного глаза,
когда сочетание аббревиатур
выходит за рамки любого паза.
Одолеет всякого их внутренний зной,
конечно, если боец настоящий,
а не вспомогательный или чужой,
или совсем для дела пропащий.
Такое же положение и с архитектурой,
родственной Франции и Италии,
с её лепной белоснежной фактурой,
застывшей в воздухе на века и далее,
с музыкой фортепьянной, духовой, струнной,
с оперным пением в Пале-Рояле,
с сонатой жизни «Солнечной», «Лунной»,
с трудами и отдыхом на привале.
Кухня – компиляционного вида,
состоящая из любви к пище как таковой:
такая у домохозяек планида –
любить всё сердцем и головой.
Акации, персики, арбузы в шампанском,
камбала, крабы, «бычки», налим,
перегруз накала в кругу молдаванском,
арнаутском и прочем. «Хорошо сидим!»
независимо от отношения к службе.
Университетов не хватит
чтобы всех научить,
и нет пределов проявлениям дружбы.
Главное – этот город любить!
Наука – внутри городского шума,
который сам себе технологический институт,
остальное – решит Дума:
быть тебе сейчас там или тут.
Здание с фигурами, амурами и часами
у Пушкина, который никуда не исчез.
Собирали деньги на памятник сами   
жители – их не дал никакой Крез.
И никакой политики на «толкучке»
в любое время неудержимой торговли
от получки и до получки
в обход всех законов удачной ловли.
Пляж «Ланжерон» – глава из романа,
начатого ещё при его основателях,
«Аркадия» – почти что Нирвана
при солнечных днях и их почитателях,
и так далее через Фонтаны и дачи
до «Каролино-Бугаза» и «Золотых Песков» –
только купайтесь и загорайте без сдачи
и без пересмотров заповедных основ!
В ресторанах споют вам «за всю Одессу»,
передавая настроение моряка Кости
с его гитарой, когда вся Пересыпь
в день его свадьбы шла к нему в гости.
Описана только малая толика
того, что видел, объезжая верблюда
при съёмках рекламного киноролика
на Приморском бульваре
в окружении чуда акаций, граций,
подвенечных каштанов.
И это были только цветочки.
Следующая остановка –
на Новых Планах.
Здесь – запятая и никакой точки


Рецензии