Святая к музыке любовь

     Часть первая

     НАТАША. ПЕРВЫЕ ШАГИ


     Шестого января в Рождественский Сочельник моя сестра Татьяна родила девочку. Как назвать малышку - заранее не обсуждали; имя Наталья предложили подружки-однокурсницы.
     В пять лет Наташа - ученица в подготовительном классе музыкальной школы.
Поступлению на фортепианное отделение предшествовал конкурс - несколько человек на место; каждый ребёнок должен был исполнить детскую песенку. Готовились основательно: выучили "Тень-тень-потетень", заранее слегка инсценированную нами, и маленькой артистке больше всего нравилось изображать лису, которая всему свету - краса.
Вспоминает мама Наташи Татьяна:" И вот моя дочка - перед экзаменационной комиссией, а я - за неплотно прикрытой дверью... Сейчас она запоёт, и всё будет хорошо. Вдруг слышу:"Сел комарик на дубо-о-чек, на зелёненький листо-о-чек...". Наташа пела монотонно, почти на одной низкой ноте... В итоге, мы чудом поступили, благодаря абсолютному слуху и безупречному чувству ритма. Когда позже я спросила дочку, почему она спела про комарика, то услышала в ответ: "Мне не хотелось петь тётям про злую козу, которая грозила всем выколоть глаза; лучше - про добрых мушек, спасших комарика. Правда, мамочка?.."  ...Пришлось согласиться."
Так уже в пятилетнем возрасте девочка проявила самостоятельность в выборе репертуара. И потянулись дни, месяцы, годы учёбы в музыкальной школе.
     С особой теплотой Наталья вспоминает о первой учительнице - Людмиле Александровне Дьяченко. Не навязывая традиционную трактовку, она старалась развивать в ребёнке творческий подход к каждому разучиваемому произведению,  своё видение характера и образов, умение передать выразительными звуками рождённое музыкой чувство. И в течение всего периода обучения в музыкальной школе Наталья ощущала особую поддержку и трогательную заботу Людмилы Александровны.


              НАТАЛЬЯ - О МУЗЫКЕ МОЦАРТА, ШУМАНА, ШУБЕРТА
               
                ...Так славно рассуждать о Моцарте,
                о Брамсе, Шумане и Шуберте -
                "Ещё не любите? - Полюбите...".
                Борис Кушнер


     "Меня всегда привлекала музыка сонат Моцарта: прозрачная, звенящая, словно хрусталь, мелодия, в которой присутствует детская непосредственность с нотками трагизма. А "Детские сцены" Шумана?! В них - эмоциональная жизнь ребёнка, его переживания, чувства радости, обиды, печали, страха. Как с помощью нот передать всю эту сложную, тревожащую гамму?.. Училась. В экспромтах Шуберта главное - звук, его красота, мелодичность, разнообразие красок. Работа над звуком отнимала много времени, но результат часто радовал. И скоро пришёл успех: запись на местном радио, участие в концертах, открытых уроках, мастер-классах, проводимых преподавателями ЦМШ (Москва)."
     В 12-летнем возрасте Наташу впервые записали на городском радио: она исполнила произведение "Жаворонок" (Глинка-Балакирев, для ф-п).

    https://youtu.be/jWLAIF5nsqw (в альбоме "Шкатулка"; запись 2020г.)
               
     Вспоминается концерт в Обнинской музыкальной школе №1(она - ровесница города, открылась в 1956 году), которую в разное время закончили и мама Наташи, и я; бережно храню фото выпуска 1968 года, где запечатлены замечательные преподаватели и их ученики.
     ...В зале царило настроение нетерпеливого ожидания Прекрасного, и мне казалось, что слышу беспокойный стук сердец сидящих рядом слушателей. Моя мама, заботливая бабушка, волнуясь за родную внучку, теребила свой лёгкий шарф и после выступления одного из исполнителей отчётливо прошептала, наклонившись в мою сторону: "А наша девочка всё равно лучше играет!..". Я улыбнулась и погладила мамину руку.
     Наташа очень выразительно исполнила одно из моих любимых фортепианных произведений - Экспромт №4 Ф.Шуберта. Настроение в музыке менялось от воздушной полётности звуков, щемящей трепетности до глубокого и страстного чувства в средней части произведения. И в заключении - секундная пауза, а за ней - ответная награда в виде дружных рукоплесканий наполненного удовольствием зала.
    
     Настоящим событием стала победа в конкурсе исполнителей во Всероссийском лагере "Орлёнок" и выступление на заключительном концерте в конце смены.
     "Закрываю глаза и вижу чистое звёздное небо, тихий шум морского прибоя, огромную сцену на берегу, рояль (он будто замер в ожидании исполнителя), переполненный амфитеатр и шквал аплодисментов после отзвучавшей пьесы "Сон в летнюю ночь" Мендельсона. Вернувшись в зал, я почувствовала, что крепко сжимаю в руках медаль и грамоту победителя."

                На фото:
             
              Детская музыкальная школа №1 (г.Обнинск)

              Маленькая Наташа - будущая пианистка

     Один из самых тёплых и искренних откликов:

"Эссе насквозь пронизано бесконечной любовью к этой талантливой, поцелованной Богом девочке. В Наталье меня восхищает не только её музыкальный талант, артистические способности, красивые внешность и внутренний мир, но и способность создать счастливую семью. Я уверена, что её дети выросли такими же солнечными, талантливыми и счастливыми!.. Как хорошо, что есть люди с такими судьбами!..".  Елена Шрамченко.  17.10.2020            
    


Рецензии
Ваше чудесное эссе, Елена Николаевна, напомнило мне детские годы - свои и сына)) Пожалуй, эту песенку "Тень-потетень" знают только музыканты... Очень понравилось, как Ваша малышка заменила программу! Спасибо, коллега!!

Ирина Георгиевна Лазарева   16.10.2019 10:17     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, милая Ирина, за душевный отклик! Рада, что привлекла история поступления в ДМШ моей родной племянницы. Будет желание, прочитайте следующие две части эссе. Надеюсь, Вам будет так же интересно.

С искренней симпатией и самыми тёплыми пожеланиями!

Давыденко Елена Николаевна   16.10.2019 13:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.