Юные самоубийцы

Сегодня необыкновенно красивый день. Ветер гонит по прозрачным лужам вспыхивающую на солнце рябь. В парке рядом качают огромными ветками тополя. Облака на горизонте как скомканная бумага. Я стою под синими кусками неба, под раздернутыми ветром облаками и думаю, думаю...
Довлатов говорил,что писатели заняты серьезными проблемами - они пишут о том, во имя чего живут люди и как они должны жить.Сам он считал себя рассказчиком и писал только о том, КАК живут люди. Я ловлю себя на мысли, что мне совершенно безразлично, как они живут. Но вот для чего они это делают? Моя жена дружила в детстве с Андрюшей Лавриковым. Любители кино помнят его по роли высокого отличника в фильме Динары Асановой "Ключ без права передачи." Жена рассказывает, что у него были большие проблемы со сверстниками в области взаимопонимания. Уже в 15-ть лет он был НЕ таким, как все- взрослее, отрешеннее. Задумывался о том, что другим тогда не приходило в голову. Был он, что называется, из хорошей семьи - отец проректор ЛЭТИ, мать преподаватель. Учился прекрасно- был круглым отличником, что свидетельствует о природных способностях. Сочинял грустные песни об осени: осени в природе, осени в душе...
В 16-ть лет он повесился...
Почему? Мой друг говорит: У тебя есть паспорт.Он твой. Но принадлежит он государству. Жизнь твоя. Но выдана тебе Всевышним и только Он имеет право (да и возможность!) решать, что делать с ней и когда отобрать. Да, все так. Но в сердце таких юнцов, как Андрюша, назревает бунт, тихий, невысказываемый. Почему я, человек, не хозяин себе? Почему не я, не я распряжаюсь собой? Нет, я не согласен! Иначе- как замечательно назвал свой роман московский чудесный прозаик Иван Зорин- Зачем жить, если все равно умирать?  Жена эмигранта Головкера у того же Довлатова вопрошает  мужа - Ну,съем я еще 10 тысяч бутербродов, ну, съезжу в Юрмалу или еще куда там? Ну, сделаю ремонт на кухне - а для чего? Дальше-то что? Зачем это все? Извечный русский вопрос. Натурализовавшийся успешно в США Головкер не задается им и потому живет спокойно. Но у нас в России, как видим, тысячи и тысячи даже подростков болеют страстью поставить перед собой неразрешаемые с точки зрения здравого смысла вопросы. Бунт в их душе неизбывен. Вы скажете - О, загадочная русская душа! - и будете отчасти правы. Но лишь отчасти. "Байронический герой" и "страдания юного Вертера" не российские изделия. А безумный Ахав? И герой Мелвилла и субъект моего рассказа, Андрюша Лавриков, бунтуют, но, по моему глубокому убеждению, против самого Бога! Как? - возмутитесь вы - безвестный русский юнец и персонаж великого романа?! А в чем разница? Ну, рассудите сами, в чем? Подумайте и решите. Этот юноша, Лавриков, после длгих раздумий приходит к простому и ошеломившему его выводу- самый счастливый человек тот, что НЕ родился. Да, он не встретит на Земле десятки закатов и рассветов, не узнает никогда как пахнет скошенная трава на лугу, не увидит рождения своих детей, не узнает любви женщины. Но он не увидит также и страданий, боли, не постигнет вечного болезненного умирания,гибели и возрождения великой природы, не будет знать горя потерь и утрат. Никогда не узнает горечи от осознания собственной смерти. Ничего! Лишь молчание. Молчание и пустота.Пустота не трагична ибо не содержит жизни, не содержит ничего. А Ахав? Он, увидев и узнав страдание, и свое и всего необъятного мира, всех людей на Земле, бросает вызов самому Прародителю боли. Бунт! Легко осудить непокорных, но подумайте, чем были бы люди, если бы не стремились вырваться любой ценой за рамки отведенной им участи? Не скажу, что я одобряю решение этого подростка, раннего(слишком раннего!) мужчины, но я понимаю и уважаю его выбор.
Склоним же головы перед тяжкими переживаниями и рано оборвавшимися жизнями этих юношей, не посмотрим снисходительно, назидательно, свысока на их борьбу. Ибо верю, избежав в юности трагической ошибки(ошибки ли?), именно из них вырастают великие,пытливые ученые, писатели, поэты, учителя, милосердные врачи, смелые архитекторы, а, когда-то, покорители просторов и открывтели дальних земель. Именно они, переборов мучительную рефлексию юности, роста самосознания и выбрав в конечном итоге ЖИЗНЬ, так до конца своего и будут нести в груди своей этот тихо тлеющий бунт, который толкает человека к свершениям, к творческому или научному осмыслению мира и пожизненному решению великой и вечной загадки - Для чего живет человек?


Рецензии
Петрович, что ж ты пишешь! В шестнадцать лет можно самоубиться(да таким жОстким способом) только от страшной депрессии. И от юношеской неспособности (мозг-то недостроен ещё в лобных долях) понять, что любая тоска приходит и уходит. Такой ранний депрессняк и особенно неспособность налаживать отношения со сверстниками это один из признаков наследственного психического дефекта. Человек - скотина социальная и если в социуме фунциклировать не может - это скверный признак. У умных папы и мамы гены неудачно наложились - и мы получаем раннюю манифестацию болезни. Мальчика лечить надо было, а тогда психиатров боялись, как чумы, а психотерапевтов и было штук несколько на Союз. У поэта Мариенгофа и его умненькой жены сын тоже повесился в шестнадцать лет. Похоже, некий ген сцеплен с проявлением талантов (разных) у родителей, когда он рецессивный, и он же, если переходит в доминантную форму у их детей (т.е. он есть и у папы и у мамы) инициирует шизофреноподобное расстройство. Петрович! Деток лечить надо! А не рассуждать о свободе выбора! Свобода выбора - для взрослых! Да и то х.ёвый такой выбор!

Николай Попов 7   14.08.2019 07:28     Заявить о нарушении
А какая разница, во сколько лет умереть, в 16 или в 60? В чем разница? Кто бы мне объяснил! Спасибо. С теплом, Леша.

Петрович Алексей 5   14.08.2019 09:17   Заявить о нарушении
Может что полезное за 60-то лет сделает человек. Шанс проявить себя по-человечески.

Николай Попов 7   14.08.2019 09:47   Заявить о нарушении
Может, конечно. И то не всегда.
Леша.

Петрович Алексей 5   14.08.2019 09:48   Заявить о нарушении