Воинствующий экспрессионизм... Отто Дикс

Триптих "Война" фрагмент.



Вильгельм Генрих Отто Дикс (нем. Wilhelm Heinrich Otto Dix, 2 декабря 1891, Гера, Германия — 25 июля 1969, Зинген, ФРГ) — немецкий художник-авангардист и график, самый жестокий сатирик эпохи между двумя мировыми войнами. После экспрессионистских и дадаистских экспериментов был участником объединения «Новая вещественность».

Отто Дикс принадлежит к поколению,немецких художников, молодость которых была
искалечена первой мировой войной. В 1914 году Отто Дикс был призван в армию и
прошёл всю войну. Около пяти лет он провёл в окопах, познав все тяготы солдат-
ской жизни и бессмысленную жестокость смерти. Дикс стал убежденным антимилита-
ростом. Уже в 1916 году в одной из берлинских художественных галерей была устроена выставка его антивоенных рисунков. Беспощадная разоблачил полная са-
тира Дикса, обострений выразительные средства гротесковой и иронической
трансформации реальности в его искусстве оказали большое влияние на многих
современных ему художников, в частности на Ханса Грундига.

Отто Дикс происходил из рабочей семьи, отец его был металлургом-формовщиком
на заводе в Саксонии. Своё художественное образование Дикс начал с изучения
декоративной живописи в Дрездене и Дюссельдорфе, он посетил многие города и
музеи Европы. Особенно его привлекали итальянские и нидерландские художники
раннего Возрождения. Война, прервавшая его занятия, нанесла молодому художни-
ку и физические и душевные раны. Она на многие годы стала главной темой его
творчества. Первая большая работа Дикса - "Окоп". С ужасающим натурализмом
здесь изображены трупы убитых, тело погибшего солдата, повисшего на проволоч-
ним заграждения. Одним из наиболее известных произведений Диаса стала серия
гравюр "Война", законченная к 1923 году. Она состояла из пяти папок каждая по
десять гравюр. Предисловие к одному из изданий серии написал писатель-комму-
нист Анри Барбюс. В предисловии были такие слова: "Тот, кто извлек из своего
мозга и сердца эти картины ужаса, которые он показывает, опустился на дно в
глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский
друг, Отто Дикс создаёт здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад
войны..." Дикс изображает различные военные эпизоды в детальной манере офорта,
точно и наблюдательного передавая реальные подробности, но в целом серия пе-
решает ощущение,абсурдности и кошмарности происходящего. Почти во всех листах
серии изображена ночь, пугающим мрак, из которого глаз художника выхватывает то искаженное лицо солдата, то тело погибшего, то развалины жилища. Дикс в своём цикле гравюр показывает войну, как бедствие, сущность войны - это смерть
и уничтожение.

Первая мировая война оставила Германии разрушительные последствия. В картинах
Дикса 1920-х годов можно увидеть преступников, инвалидов, продажных женщин.
Личность человека деформируется от мерзости и пороков,социальной жизни, и это
выражается в деформации фигур на картинах Дикса. Социальное неравенство, контраст нужды и богатства раскрываются во многих картинах Дикса, например.
триптих "Большой город", в котором Дикс стремится к вещественной наглядности,
физиологичности и натуралистичности изображения. Краски в его работах сёстры
и дисгармоничны. Художник нередко в своих работах изображает детей - они
предстают жертвами социальной несправедливости существующего строя, например
в картине "Торговец спичками", где изображен прижавшийся к могучей колонне
хрупкий мальчик с преждевременно состарившимся лицом.

На основе многочисленных рисунков, созданных во время войны, вырастает огром-
ный полиптих Дикса "Война", написанный, как многостворчатые алтари средне-
вековья, на дереве. В центральной части полиптиха, размером в четыре квадратных метра, изображено царство смерти. Образы марширующих солдат, обреченных на гибель в огне войны, и уже павших жертв показаны вокруг основной
картины. Война уродует людей, и это передано в не красивых, искаженных лицах.
Люди теряют свой человеческий облик и становятся монстрами. Здесь можно увидеть отвратительного карлика, носящего маску,- портрет Адольфа Гитлера.

Пришедшие к власти фашисты стали преследовать искусство Дикса, его работы были конфискованы из музеев страны. В 1933 году Отто Дикс потерял профессуру. Новый режим расценил его работу как диверсию, попытку дискредитировать героизм немецких солдат и включил картину "Траншея" в 1937 году в число экспонатов выставки так называемого "дегенеративного искусства", как нацистская пропаганда называла произведения современного искусства, которые не соответствовали идеологии "третьего рейха".
  На какое-то время Отто Дикс даже был арестован нацистами. После этого он ушел во внутреннюю эмиграцию: переехал жить в южную Германию и как художник полностью исчез из общественной жизни.

После второй мировой войны Дикс продолжал работать, не изменив своей манере.
Если сравнит его два автопортрете - "Капонир" 1914 и "Военнопленный" 1947, -
можно увидеть, какой отпечаток наложил личный и социальный опыт художника на его мировоззрение и творчество. В начальный период первой мировой, Дикс на-
сходится внутри солдатской среды, внимательно и пытливо её наблюдает. Спустя
тридцать лет, он, прошедший через несколько кругов военного ада и фашизма,
предстаёт перед зрителем уже не как наблюдатель, а как человек с опустошенной
душой, свидетель горьких событий истории своей страны.

Завершением многотрудных поисков художника можно назвать 1960, когда был создан цикл литографий, основанный на сюжетах, взятых из Евангелия от Матфея: автор соединил европейскую живопись современности с опытом средневековой школы.
Пророческие слова Дикса, сказанные им молодости, что он станет либо известным, либо печально известным, сбылись не сразу, – 25 июля 1969 он умирал в Зингене в безвестности, лишь спустя десятилетия став тем и другим.



                @


Рецензии
Спасибо. С точки зрения стиля - грамотно, в русле классических искусствоведческих очерков. С точки зрения мысли - ёмко и верно. Мне довелось видеть всего несколько работ Диска 20-30-х годов, но они произвели большое, убедительное впечатление, при общей нелюбви к живописи постклассического периода.

Николай Боровой   20.08.2019 14:16     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! С уважением

Алексей Гончаров2   20.08.2019 14:42   Заявить о нарушении