Водолаз на самолете

Некоторые слова оказываются горазда старше, чем могут подумать те, кто не в теме. Например, слово «самолёт» появилось в русском языке задолго до того, как в начале XX века в воздух поднялись первые крылатые машины. Тогда никому и в голову не пришло бы назвать их самолетами, ведь летали они не сами, ими управляли авиаторы, причем маневрируя, использовали вес собственного тела. Впрочем, один человек, называвший летательные аппараты самолётами, все же был, но об этом позже.

Слово «авиация» было заимствовано русским языком у французов как раз в то время. Во французском же оно было образовано от латинского avis, означающего «птица». Именно тогда, на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий авиация поколебала незыблемую уверенность большинства людей в том, что подняться над землёй можно только если летательный аппарат легче воздуха. С началом нового века заканчивалась эра воздухоплавания*, и начиналась эра планеризма. Первые «механические птицы» так и назывались – планеры, монопланы, бипланы, аэропланы**.
 
Но экскурс в историю авиации не является темой данной заметки. Вспомним (а кто-то может быть услышит впервые), что в середине XIX века самолётом стали работать… ткачи Тульской губернии. Самолётом они называли челнок в ткацком стане, который бросают не рукою, а посредством погонялки. Однако это слово придумали не они. В некоторых губерниях России самолётом называли примитивное орудие для пахоты, нечто вроде сохи. В Пермской губернии так именовали детскую игрушку: деревянную стрелу с зазубриной в середине, запускавшуюся с помощью гибкого прута и нити, конец которой закреплялся за зазубрину. Существовали и другие значения. Так, некоторые энциклопедии указывали, что «самолётом» называется паром, прикрепляющийся канатом к якорю на дне реки и передвигающийся не лебёдкой, а силой течения и с помощью системы рулей. Часто его использовали в военной практике. Многие пишут, что такими самолётами пользовался еще Петр I.

В XIX веке было учреждено пароходное общество «Самолёт», суда которого курсировали по Волге и Каме. Иногда их просто называли самолётами. В частности, Паратов, герой «Бесприданницы» А.Н. Островского, спрашивает: «Так вы меня самолетом ждали?».

Одним из первых употреблять слово «самолёт» в его современном смысле стал русский изобретатель Виктор Викторович Котов – 60-летний помощник столоначальника в министерстве финансов, которого несмотря на солидный возраст страстно увлекла идея создания летательного аппарата, подобного большой птице. Но для того, чтобы это слово утвердилось в языке в новом значении потребовалось несколько десятков лет. Д.И. Менделеев***, высоко ценивший работы Котова и написавший предисловие к его книге, слово «самолёт» заключал в кавычки.

Постепенно оно становится все более употребительным в новом значении, тесня и отодвигая «аэроплан». Возможно потому, что в терминологическом отношении оказалось более удобным, так как объединяло, вмещало в себя различные типы летательных аппаратов (монопланы, бипланы и др.). А может быть просто потому, что было нашим, русским.

В 30-е годы в СССР начал выходить журнал «Самолёт», посвященный вопросам авиации. Казалось бы, к этому времени слово в новой ипостаси должно было войти в корпус литературного языка, однако в 1934 году «Краткий технический словарь» в статье «самолет» делал лишь ссылку: «Самолет. См. «Аэроплан».

Сегодня многим приведенные старинные значения покажутся странными или даже невозможными, так мы привыкли к современному смыслу. Такое восприятие обусловлено ещё и тем, что вслед за прочно укоренившимся в русском языке термином «самолёт» возник целый ряд ему подобных: «вертолёт», «звездолёт», «космолёт».

На этом мы расстанемся с первым словом и перейдем ко второму, тем более что его сегодняшнее содержание за сотни лет практически не изменилось. Для многих, вероятно, также будет сюрпризом узнать, что водолазы появились задолго до конструирования первых скафандров и водолазных костюмов.

Первое исторически достоверное упоминание о применении водолазного колокола относится к 1531 году, когда Гульельмо ди Лорена на озере вблизи города Рим на глубине 22 метров пытался найти сокровища с затонувших галер. В 1663 году шведские водолазы под руководством Альбректа фон Трейлебена при помощи водолазного колокола сумели поднять на поверхность свыше 50 пушек с затонувшего корабля «Ваза».

Что же представлял собой этот водолазный колокол? Собственно говоря, это был действительно погружаемый под воду колокол (иногда устройство напоминало бочку), внутреннее воздушное пространство которого позволяло водолазу некоторое время дышать под водой и выполнять требуемую работу. Он мог выплывать наружу для осмотра и ремонта подводной части судов либо для поиска затонувших сокровищ. Когда организм начинал требовать очередную порцию кислорода, водолаз возвращался в колокол, где мог отдышаться, а затем снова выйти в открытое подводное пространство. В конце этот прообраз батискафа при помощи крана или лебёдки поднимали на поверхность.

Первое упоминание о водолазах на Руси в официальных документах относится к 1606 году: «Дал старцу Якиму Лузоре за водолазное и на горшки девять алтын» (запись в приходно-расходной книге). Или: «Дал старцу Никону в ысток на водолаза найма гривну» (там же). Понятно, что к этому времени водолазное ремесло было широко распространено и считалось обычным делом.

Водолазы были заняты добычей речного жемчуга, а также строительством и поддержанием в исправности гидротехнических сооружений рыболовных промыслов. Сначала они погружались без использования какого-либо специального снаряжения, «на нырке», потом стали применять водолазные колокола. В труде «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное, напечатанная в царствующем великом граде Москве лета 1708 в иулии месяце» рассказывается о способах погружения в колоколе с целью подъема затонувших ценностей.

Индивидуальный водолазный скафандр впервые появился в России в 1830-х годах. Это было вентилируемое снаряжение так называемого открытого типа, созданное российским механиком Гаузеном. В 1838 году было закуплено аналогичное английское устройство, которое вследствие модернизации к концу 1850-х годов превратилось в прототип известного двенадцатиболтового вентилируемого снаряжения.
Добавим, что одним из изобретателей безопасного аппарата для дыхания под водой в 1943 году стал всемирно известный исследователь подводного мира Жак-Ив Кусто. Он успешно использовал свое изобретение для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий. Аппарат, позволяющий дышать под водой, назвали аквалангом, что переводится как «водное лёгкое».

Подводя итог сказанному, отметим, что хотя нам не известно о погружении водолазов с самолётов (пароходов и паромов), таковые вполне могли происходить в действительности.



*Первые устройства для передвижения по воздуху (аэростаты, дирижабли, цепеллины) не летали, а именно что плавали в атмосфере. Отсюда и пошла такая терминология, как «воздушное судно», «воздушный корабль», «борт воздушного судна», «капитан, экипаж, бортпроводник» (авиалайнера), «воздушный океан» и пр.
**В патенте на аэроплан (1881 г.) изобретатель А.Ф. Можайский назвал его «воздухоплавательным снарядом».
*** Все знают Д.И. Менделеева как создателя периодической таблицы химических элементов, и гораздо меньше людей осведомлены, что он был одним из основателей русской аэрогидродинамической школы, без которой было бы невозможно появление летательных аппаратов, использующих подъемную силу крыла.   


Рецензии