Стихотворение месяца 77 - Обзор автора Клювик

Здравствуйте! Всем - хорошего августа!)))

  1. "Летом на даче"

Я не такой уж сумасшедший,
А ты нисколько не права.
Не я, а куст калины шепчет
Тебе охальные слова.
 
Не прерывая разговора,
Сидим. Не вечер – благодать.
Не я – скамейка у забора
Тебя не хочет отпускать.
 
Не я прикладываю силу –
Тебе твоя одежда жмёт.
Не торопиться попросила?
А что ты думаешь насчёт ...?
 
Такое каверзное платье.
Сама? Волнуешься? Помочь?
Не ты раскрыла мне объятья,
А жгучая брюнетка ночь.
*****
Любовная лирика с элементами юмора...
Мне не хватило некоторой глубины повествования, слишком простенькое стихотворение, как незамысловатое летнее платьице.
"ЖгучаЯ" - ударение неосторожно прыгнуло на конец слова.
4/5 - за игривость
*

2. "Провожая лето"

В баре напротив погасли окна.
Значит, давно миновала полночь.
Пальцы небрежно терзают локон,
в горле от чёрного кофе горечь.

Или не кофе виновен в этом?
Только о том не желаю думать.
Следом за ночью уходит лето,
прячется в листьях осенний сумрак.

Пахнет прохладой, печалью. Ветер
с ловкостью кошки бродит по крышам.
Делаю вид, что грущу о лете,
наглом, бессовестном, ярко-рыжем.

А за окном фонари сгорают.
Вижу за речкой полоску света,
где недовольно бродит по краю,
с осенью споря о чём-то, лето.

Хочется к ветру залезть на крышу
и предложить полетать немного,
а, поднимаясь выше и выше,
буду немножечко ближе к Богу.

Мне бы поближе к тебе хотелось,
только и ветер помочь не сможет.
Зябнет от мыслей осенних тело,
И обживают мурашки кожу.

Капли бегут по стеклу. С балкона
Завтра не видно, вчера – подавно.
Осень бежит по зелёным кронам...
Поздно сейчас или просто рано?

Время запуталось в паутине,
мысли зависли в будет и было.
Солнце взойдёт, а земля остынет...
Я бы сегодня тебя простила.

Где ты сейчас, я не знаю. Где-то...
Важно, что рядом один лишь ветер.
Слёзы?.. Грущу, провожая лето,
и таю в рассвете...
*****
Задумка неплоха, но воплощение длинновато.
Огорчает предсказуемость рифм - "лета-светом-этом-где-то" и др.
Ритмическую канву стихотворения неоднократно ломают неправильные ударения в словах: "бродИт по крышам", "бродИт по краю", "зависли в будЕт и было", "вышЕ и выше"... Зачем так навязчиво бродить, почему не заменить это слово подходящим аналогом?
Последняя строка получилась укороченно-неказистой.
3/4
*

3. "Чтиво"

Я спросил незнакомца на пляже,
увидавши часы на руке:
"Долго ли до тоски от пропажи
солнца, моря, ходьбы налегке?"

Отвечал незнакомец учтиво:
"Время катится не по часам.
Время - это запойное чтиво,
что себе напридумаешь сам.

Если чтиво тебя увлекает,
если лихо закручен сюжет,
то мгновение длится веками
мановению ока вослед"

Пролетело мгновений немало,
незнакомцу тому в унисон
это чтиво меня увлекало,
потому и промчалось, что сон.
*****
Мне интересно, всем ли, кто носит часы, ЛГ задаёт подобные вопросы?
Не совсем понимаю, как мгновение может длиться веками мановению ока вослед? (витиевато закручено!)
4/4
*

4. "Петров день"

На Петровки пастухам хлеб выносят с маслом,
Пусть бурёнки не в кустах ищут, да напрасно,
А по луговой траве – мятлик, клевер, донник,
Чтобы белою струёй пело о подойник
Под вечерний перезвон даром луговое,
В белой кружевной волне молоко парное.
Донесут степенно нам, принимайте благом,
Ароматы соберут в шутьмах и оврагах.
Отрезай ломоть ржаной, тёплый, ноздреватый,
На столешнице родной паужна богата.
Если туесок собрал полный земляники,
День обычный убежал, но какой великий!

-------------------
В Петров день (12 июля) обыкновенно выплачивают пастуху деньги, приносят хлеб и масло. Это вторая плата (первая при договоре, третья – по окончании пастьбы, и называется она "петровщиной".
Паужна – перекус между обедом и ужином
*****
Ода парному молоку!
Аппетитно, но вкус местами испорчен неверными ударениями ("по лУговой траве", "тУесок") и слишком длинными и не совсем качественно построенными предложениями.
Проблемы с пунктуацией.
3/4
*

5. "Мэтр"

                На смерть Григория

Снова сжалась до точки вечность.
Снова страшная боль потери.
Снова горе согнуло плечи,-
Груз отчаяния безмерен...
 
День, разбитый на "до" и "после".
Рот заклеен липучим скотчем:
Крик застыл от бессильной злости,-
Смертью взломан бездушный счётчик.
 
Дико хочется выть,- не плакать!
Завтра - будничный бег по кругу...
Слёз не держишь – разводишь слякоть:
Смерть – такая подлая сука...
 
Верю в то, что когда до зорей
Буду страстно тиранить Музу,-
Вдруг увижу: со мной Григорий,-
C мудрым взором, мэтр седоусый.
 
И опять до утра проспорим
О судействе стихов, о Вечном:
В чём таланта в творчестве корень...
Боже! Жизнь-то как быстротечна...
*****
Идея стихотворения понятна, но её воплощение сумбурно благодаря чехарде со знаками препинания (зачем так много ,-?) и заключительной инверсии ("В чём таланта в творчестве корень?")
Я перевела: в чём корень таланта в творчестве? Но всё равно вопрос звучит странно.
Гены, наверное)
3/4
*

6. "Что такое огород?"

Что такое огород?  Седераты.*
А весной редис идёт и салаты.
Высевается укроп  и петрушка,
И по забывают сон - дом, подушка.

Каждый миг рассчитан впрок для рассады.
Для неё так важен срок... Иль досада,
Что не вызрел урожай твой хороший.
Зря  ты лето прошагал при галошах.

Солнца золотой виток всё ласкает,
А дожди любой росток поднимают!
Или шланги, как змеИ приползают
И рассадные кусты поднимают.

Будет, будет урожай точно знаю!
И поэтому в стихах напеваю!
Коль холодные дожди, я без спора,
В гости не пущу к себе фитофтору!**

Будет осенью нам чем вспомнить лето!
И напомнит нам зимой стол об этом.
Ну, а в феврале посев - снова перцы...
И напомнит о весне радость в сердце!
   
-------------------
*Седераты - Посевные травы для защиты и удобрения свободных грядок от сорняков. (Например, горчица.)
**Фитофтора - Заболевание садовых культур приносящих гибель урожаю.
(Например, томаты, картофель и пр.)
*****
Крайне слабое стихотворение во всех отношениях!
Не знаю, как можно вдохновиться седератами и фитофторой, для чего они здесь увековечены?
Кроме того, повсеместно слабые рифмы, неправильные ударения (в фЕврале)...
И что такое "и по забывают сон"?
3/3
*

7. "Только ты говорить начни"

В детстве страшно боялась смерти.
Для спасенья неслась туда,
где репейник к собачьей шерсти
льнёт нещадно, да лебеда
рада ластиться к пяткам резвым,
ребятня у реки гуртом
к рыболовам - с утра нетрезвым -
льнёт репейником... Мне ж в густом,
умерщвлённом боязнью душной,
в плотном воздухе, как в хлеву!
- Не терзай неизбежным душу, -
скажет мама.
И я плыву...
Я плыву над могильной чащею,
над рекою - бурчит паром -
между чаек, - обильно мчащих
крики детские. Но Харон
только знает, что драить палубу,
ну, и лоцию, - на зубок...
Обрекать седоков на пагубу
без эмоций... да кто бы смог?!
Ляжет скоро и сам, наверное,
низкорослый такой речник.
Скажешь слово, - оно не верное.
Только ты говорить начни!
*****
Льнёт-ластится-опять льнёт... Какие ласковые сорняки!
Нареканий к творению немало, прежде всего, автор не справляется с длинными, наполненными разнообразными частями речи, предложениями, перемудривает в них со смыслом.
Странны чайки, обильно мчащие детские крики, да?
"Назубок" - пишется слитно.
4/4
*

8. "Не трендовое"

Звенело лето смехом ребятишек,
из детства Шишел на охоту вышел
за солнечными бликами зайчат.
На шпиле петушок прокукарекал,
но рак не ухватил сегодня Греку,
и Таня  не грустила без мяча.
Плескалось солнце вместе с ребятнёю
и облака бока мочили в море,
а после уплывали за буи.
Чужое детство эскимо лизало
и за свою меня не признавало...
Пришли другие сказки - се ля ви.
*****
Милое стихотворение!
Созданное на основе сказок, скороговорок и детских стишков.
"Облака бока" - удачно, но читается "и Облака" (смещение ударения).
"Эскимо" также неправильно читается с ударением на букве "Э".
На фоне предыдущих сочинений надо бы поставить
4/5, за весёлую грусть.
*

9. "Грань"

Звёзд загадочных рой —
в утешенье.
И на вечность ты планов не строй.
Каково же дышать
с перехлёстнутой шеей?
Каково же себя утешать?

Это тонкая грань...
Не иначе,
сколько сердце не рань
неизбежностью прожитых дней,
счёт, предъявленный жизнью, оплачен,
но итог остаётся за ней.
*****
Стихотворение состоит из двух частей, разных по конструкции, отчего всё оно воспринимается не слишком гладко.
Зачем так?
4/5 - на фоне основной стихомассы.
*

10. "Вечерний ноктюрн"

Я мечтал, что сыграю вечерний ноктюрн под legato*
Для твоей легкокрылой, непонятой мною души,
А в берёзовых ситцах мы встретим с восторгом закаты,
Станем капелькой счастья всю долгую жизнь дорожить.
 
Я влюбился в тебя (как помешанный!) с первого взгляда,
Но взаимностью ты не ответила мне, — не судьба...
В ту минуту казалось, что большего мне и не надо,
Только б видеть, любить, только б жить и творить для тебя,
 
Да сиять лучезарной улыбкой в родимой сторонке,
Утонув в омут глаз всей наивностью юной тогда.
Я прожить и минуты не мог без красивой девчонки,
Встречи с ней непрерывно искал, с нетерпением ждал.
 
Только счастью тому ни за что не случилось случиться,
День разлуки нахлынувшей в чувство привёл паренька.
Улетела в чужие края ненаглядная птица,
Лишь глядят мириады сияющих звёзд свысока...

-------------------------------
*Легато (итал. legato «связанный») — приём игры на музыкальном инструменте, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.
*****
Любовный ноктюрн под легато...
Всё бы хорошо, но ноктюрн наполнен ошибками.
"Не понятой мною" (раздельно)
Нельзя утонуть в омут глаз! Можно или броситься в омут, или утонуть в омуте)
"Не случилось случиться" - очень спорный каламбур!))
И, конечно, само повествование весьма наивно.
3/4
*

11. "Донино"

Ноги раскарябаны вдрызг,
Руки расцарапаны в хлам.
Мы с тобою в облаке брызг –
Только визг летит по долам.

Мне сегодня вроде бы шесть,
А тебе без что-нибудь семь.
Скоро уезжать и, бог весть,
Может быть почти насовсем.

В Донино приеду не я
Через шестьдесят пирогов...
Тот же куст ирги и скамья.
Только на скамейке другой.

Палка, на висках седина...
Время норовит убежать.
Молви и спадёт пелена:
"Как же я тебя обожал!"
*****
Начало стихотворения испугало, это ужастик?
Далее понимаю, что нет, это ностальгия по детству.
"Без что-нибудь семь" - неграмотно сказано.
После "может быть" нужна запятая.
Почему через шестьдесят именно пирогов? Каждый год здесь пекли только по одному пирогу и время исчислялось ими? Не слышала о таком летоисчислении.
"Молви - и спадёт пелена".
Понравился ритм стихотворения.
3/4
*

12. "Горькая ирония высокопар(ус)ной мечты"
 
Девочка Ассоль всегда мечтала
Там высо’ко у себя в горах:
Принц за ней ни много ли ни мало
Прилетит на алых парусах.
 
По утрам в ущелье облаками
Плещут как волна’ми до зари
Сказочный, туманный фьорд, река ли..,
Но по ним не ходят корабли.
 
Никогда и принцев не видала,
Где карниз обрыва – край Земли
Прыгают вверх-вниз по голым скалам
Лишь козлы, дракон их задери.
 
В это время по заливам моря,
Поменяв на шхуне паруса,
Грей мотался в поисках Ассоли –
Ни одной Ассоли – чудеса.
 
Видно, в кабаке ему наврали,
Что на берегу красотка ждёт.
Встречные рыбачки все смеялись:
"Паруса покрасил идиот".
 
Горные драконы подсказали,
Где искать фанатку парусов.
Без подсказки сам бы он едва ли
В горы был намылиться готов.
 
Это, каково, представьте, Грею,
Чтоб исполнить девичий каприз
Затащил на го’ру парус с реей
Первый в мире дельтапланерист.
 
Алый парус над ущельем реет.
Соколом к Ассоли на карниз.
Приземлился б мягко чуть правее –
Нет, на скальном выступе завис.
 
Горько Грей теперь о том жалеет –
Всё отбил, что можно между ног,
Но зато "Ассоль дождалась Грея" –
Убежать увеченный не смог.
*****
Очередная сказка про влюблённую Ассоль, только Грей здесь "увечный"...
Бывший дельтапланерист к тому же... Это антиреклама дельтапланеризма?
В сказке творятся безобразия с ударениями (автор кроил их "под себя") и пунктуацией.
В седьмом четверостишии предложение построено особо безграмотно.
3/3
*

13. "Возвращение"

Наверно, жизнь дана мне неспроста,
Шагами мерил континенты, страны.
Грешил, терял, "тянул за хвост кота".
Но не желал покоя и нирваны.

Куда-то плыл за Золотым Руном,
Искал алмазы в море полудённом,
Вдруг осознал – важнее ты и дом,
Где буду я, как в юности, влюблённым.

Мне удалось преодолеть свой рок
И прикоснуться к благодатной тени,
Как блудный сын, вступлю на твой порог,
Перед любовью преклонив колени.
*****
Непорядки с ударениями: кОнтиненты, зОлотым, преОдолеть и пр.
Полудённое? Мне кажется, полу'денное.
На порог не вступают, а ступают.
3/3
*

14. "Дневник"

Вот мой дневник:
листы,
листы,
листы,
увечные фантазии на марше.
Освободив саму себя от «ты»,
не делаюсь мудрей, а только старше.

И день настал. И пара у моста
обнявшись над водою, ждёт разлуки.
И пропасть дней досчитана до ста.
А дальше - лишь отпущенные руки
и тишина.

На дне полно сердец,
умолкнувших навек в холодном иле.

Поэт всегда насмешник и гордец.
Поэт не помнит, как его любили.
Как возвели на хрупкий пьедестал.
Как сбросили с него и растоптали.

Поэт небрит, небрежен и устал.
И много пьёт, и часто ездит в Таллинн.

Сидит там в Мюнди, пишет нестихи,
невдохновеньем мрачным обескровлен.
Придавлен к миру временем лихим,
он слушает, как дождь нисходит с кровли.

Дождь терпелив. Дождь шелестит: "Пиши,
пиши не ей, пиши отсюда в вечность.
Представь, что умер. Расскажи, как жил.
Как ты мечтал. Как верил. Как беспечно
менял минуты счастья на слова,
на рифмы, как читал сонеты шлюхам.
Как позабыл моря и острова.
Как видел первый снег, вернувшись с юга.
Пиши, пиши..." - и дождь перестаёт
влажнить окно и каплями сочиться.

А ты всё жив.
Ты - прошлое моё,
которое опять
вот-вот случится.
*****
Руки не могут быть отпущенными (куда это их отпустили?), но могут быть опущенными (вниз, разумеется)
Слова "влажнить" не существует, есть слово "увлажнять".
Странная хаотичная разбивка текста не придаёт ему привлекательности.
В принципе, размышления автора скорее понравились.
3/4
*

15. "Дорожные дни"

И каждый день в дороге - словно стих,
Который я писала для двоих-
Троих людей. Жара, и ветер стих,
И все автомобили едут мимо.
И душный август падает меж строк,
И в городах повис чернильный смог,
А мы - в пути, идём, не чуя ног,
Как будто бы играя в пилигримов.

И каждый день в дороге - словно сон:
И яркий, и расплывчатый; и он
Срывает с губ потрескавшихся стон.
Полынь, паслён, пахучая душица
Мне кружат голову, горчат на языке,
Их запах пропитал подошву кед,
А пыль так чётко видно на руке,
Что я боюсь - а вдруг всё правда снится?

И каждый день в дороге - словно ночь
С возлюбленным: слезами не помочь
Остановить мгновение - но прочь
Гони, гони румяную Аврору!
А я несу за пазухой ключи
От сотни человеческих личин
Людей, что говорили "Не молчи",
И уходили прочь без разговоров.

И каждый день в дороге дорог мне.
Идти пешком в гудящей тишине
Потом поймать попутку и на ней
Лететь к закату, внутренне сгорая.
И августа осталось пять минут,
Как до будильника: проснулся - не уснуть.
А мы вдохнём сентябрь - и снова в путь,
Ведь у Дороги нет конца и края.
*****
Стихотворение понравилось, я вообще люблю дорожные темы.
За исключением вот этой невнятно сложенной строчки:
"И августа осталось пять минут,
Как до будильника: проснулся - не уснуть."
Как до звонка будильника, наверное? Но "звонок" не уместился в канве стихотворения.
Понравились форма стихотворения и схема рифмовки.
4/5


Рецензии
По поводу "тУесок".
Прокомментируйте, пожалуйста, такие строчки:
/Ведь были схватки боевые/, /про день Бородина!/, /не отдали б Москвы/.
/Когда не в шут ку занемог/.
Если встать на Вашу бочку зрения, то получается: бОевые; Бородина; Москвы; зАнемог.

Людмила Ревенко   09.08.2019 19:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте)
Во-первых, не стоит вставать ни на какую бочку, а тем более, зрения... Зачем?
Во-вторых, в приведённых Вами примерах с ударениями всё в порядке))
В отличие от туеска.
Удачи!)

Клювик   09.08.2019 22:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.