Стихотворение месяца 77 - Обзор Саши Неместного

1. "Летом на даче"

Я не такой уж сумасшедший,
А ты нисколько не права.
Не я, а куст калины шепчет
Тебе охальные слова.
 
Не прерывая разговора,
Сидим. Не вечер – благодать.
Не я – скамейка у забора
Тебя не хочет отпускать.
 
Не я прикладываю силу –
Тебе твоя одежда жмёт.
Не торопиться попросила?
А что ты думаешь насчёт ...?
 
Такое каверзное платье.
Сама? Волнуешься? Помочь?
Не ты раскрыла мне объятья,
А жгучая брюнетка ночь.
*****
'А ты нисколько не права' - не совсем понял, в чем Она не права, если потом героиня все-равно раскрывает объятия. И, похоже, все случилось прямо на 'скамейке у забора'.
Дачный роман, наверно, именно такой и бывает. Немножко много 'не' на мой вкус.
3/3
*

2. "Провожая лето"

В баре напротив погасли окна.
Значит, давно миновала полночь.
Пальцы небрежно терзают локон,
в горле от чёрного кофе горечь.

Или не кофе виновен в этом?
Только о том не желаю думать.
Следом за ночью уходит лето,
прячется в листьях осенний сумрак.

Пахнет прохладой, печалью. Ветер
с ловкостью кошки бродит по крышам.
Делаю вид, что грущу о лете,
наглом, бессовестном, ярко-рыжем.

А за окном фонари сгорают.
Вижу за речкой полоску света,
где недовольно бродит по краю,
с осенью споря о чём-то, лето.

Хочется к ветру залезть на крышу
и предложить полетать немного,
а, поднимаясь выше и выше,
буду немножечко ближе к Богу.

Мне бы поближе к тебе хотелось,
только и ветер помочь не сможет.
Зябнет от мыслей осенних тело,
И обживают мурашки кожу.

Капли бегут по стеклу. С балкона
Завтра не видно, вчера – подавно.
Осень бежит по зелёным кронам...
Поздно сейчас или просто рано?

Время запуталось в паутине,
мысли зависли в будет и было.
Солнце взойдёт, а земля остынет...
Я бы сегодня тебя простила.

Где ты сейчас, я не знаю. Где-то...
Важно, что рядом один лишь ветер.
Слёзы?.. Грущу, провожая лето,
и таю в рассвете...
*****
Для простых ночных философствований о конце лета и ком-то далёком - немного затянуто. Хотя я сам страдаю длиннотами иногда.
'а, поднимаясь выше и выше' - тут бы что другое вместо 'а' поставить.
/мысли зависли в 'будет' и 'было'/ - я не особо придираюсь к препинакам, но тут кавычки просто нужны.
'Важно, что рядом один лишь ветер' - много необязательных строк, наподобие этой. Ибо почему важно? Строчка просто для рифмы.
3/3
*

3. "Чтиво"

Я спросил незнакомца на пляже,
увидавши часы на руке:
"Долго ли до тоски от пропажи
солнца, моря, ходьбы налегке?"

Отвечал незнакомец учтиво:
"Время катится не по часам.
Время - это запойное чтиво,
что себе напридумаешь сам.

Если чтиво тебя увлекает,
если лихо закручен сюжет,
то мгновение длится веками
мановению ока вослед"

Пролетело мгновений немало,
незнакомцу тому в унисон
это чтиво меня увлекало,
потому и промчалось, что сон.
*****
'Я спросил электрика Петрова...'(извините, автор, навеяло...)
Вот так - увидеть на пляже незнакомого человека с часами, подойти и спросить именно это? А незнакомец берёт и задвигает еще круче. Бывают ли пляжи в сумасшедших домах?
В унисон обычно поют, хотя почему бы и не жить в унисон с любимым человеком... Но не с незнакомцем же?
'потому и промчалось, что сон' - 'как сон' легче понять, а 'что сон' - как-то коряво. Может - Что это был сон? - имелось в виду.
3/3
*

4. "Петров день"

На Петровки пастухам хлеб выносят с маслом,
Пусть бурёнки не в кустах ищут, да напрасно,
А по луговой траве – мятлик, клевер, донник,
Чтобы белою струёй пело о подойник
Под вечерний перезвон даром луговое,
В белой кружевной волне молоко парное.
Донесут степенно нам, принимайте благом,
Ароматы соберут в шутьмах и оврагах.
Отрезай ломоть ржаной, тёплый, ноздреватый,
На столешнице родной паужна богата.
Если туесок собрал полный земляники,
День обычный убежал, но какой великий!
*****
'Пусть бурёнки не в кустах ищут, да напрасно' - по-моему не очень удачная стилизация в этой строке, хотя сам стиль и ритмика выбраны удачно.
'Чтобы белою струёй пело о подойник' - 'в подойник' будет правильнее, кмк, но тогда надо подобрать другой глагол, немного подлиннее )
'даром луговое' - смысл понятен, но звучит не красиво. /белою струёй - белой кружевной волне/ - в трех строфах излищне упоминать дважды что молоко - белое.
'белою струёю' или 'белой струей' - будет грамотнее, поэтому прилагательное лучше менять здесь. )
Атмосферно, но соседние строчки иногда не очень внятно связываются друг с другом.
3/4
*

5. "Мэтр"

                На смерть Григория
Снова сжалась до точки вечность.
Снова страшная боль потери.
Снова горе согнуло плечи,-
Груз отчаяния безмерен...
 
День, разбитый на "до" и "после".
Рот заклеен липучим скотчем:
Крик застыл от бессильной злости,-
Смертью взломан бездушный счётчик.
 
Дико хочется выть,- не плакать!
Завтра - будничный бег по кругу...
Слёз не держишь – разводишь слякоть:
Смерть – такая подлая сука...
 
Верю в то, что когда до зорей
Буду страстно тиранить Музу,-
Вдруг увижу: со мной Григорий,-
C мудрым взором, мэтр седоусый.
 
И опять до утра проспорим
О судействе стихов, о Вечном:
В чём таланта в творчестве корень...
Боже! Жизнь-то как быстротечна...
*****
Много непонятных мне образов - 'Крик застыл от бессильной злости' (злость в стихе написанном на чью-то смерть кмк будет излишней)
'Смертью взломан бездушный счётчик' - что за счетчик - может быть время?
'Снова горе согнуло плечи' - может быть лучше 'горем согнуло'? А то получается горе, как существо какое-то, сгибающее плечи время от времени.
Заканчивается обычной сентенцией про быстротечность жизни.
Сумбурно.
3/3
*

6. "Что такое огород?"

Что такое огород?  Седераты.*
А весной редис идёт и салаты.
Высевается укроп  и петрушка,
И по забывают сон - дом, подушка.

Каждый миг рассчитан впрок для рассады.
Для неё так важен срок... Иль досада,
Что не вызрел урожай твой хороший.
Зря  ты лето прошагал при галошах.

Солнца золотой виток всё ласкает,
А дожди любой росток поднимают!
Или шланги, как змеИ приползают
И рассадные кусты поднимают.

Будет, будет урожай точно знаю!
И поэтому в стихах напеваю!
Коль холодные дожди, я без спора,
В гости не пущу к себе фитофтору!**

Будет осенью нам чем вспомнить лето!
И напомнит нам зимой стол об этом.
Ну, а в феврале посев - снова перцы...
И напомнит о весне радость в сердце!
*****
'И по забывают сон - дом, подушка' - я не совсем понял, что хотел сказать автор - если, что много времени весной занимает огород, то получилось мудрено.
'Иль досада, что...' - должно быть сравнение какое-то, например 'радость или досада' иначе читается без связи с началом катрена.
'И напомнит о весне радость в сердце!' - немного неуклюже звучит концовка. Вообще много 'И' для связки.
Сюжет огородный читается мило, но он не оригинален за исключением двух слов, которых я не знал )
3/3
*

7. "Только ты говорить начни"

В детстве страшно боялась смерти.
Для спасенья неслась туда,
где репейник к собачьей шерсти
льнёт нещадно, да лебеда
рада ластиться к пяткам резвым,
ребятня у реки гуртом
к рыболовам - с утра нетрезвым -
льнёт репейником... Мне ж в густом,
умерщвлённом боязнью душной,
в плотном воздухе, как в хлеву!
- Не терзай неизбежным душу, -
скажет мама.
И я плыву...
Я плыву над могильной чащею,
над рекою - бурчит паром -
между чаек, - обильно мчащих
крики детские. Но Харон
только знает, что драить палубу,
ну, и лоцию, - на зубок...
Обрекать седоков на пагубу
без эмоций... да кто бы смог?!
Ляжет скоро и сам, наверное,
низкорослый такой речник.
Скажешь слово, - оно не верное.
Только ты говорить начни!
*****
'Мне ж в густом, умерщвлённом боязнью душной, в плотном воздухе, как в хлеву!' - кажется, нет сказуемого. (Мне (сидится/дышится) в плотном воздухе как в хлеву) - например.
'над могильной чащею' - несогласование окончаний - или над могильною чащею или лучше - над могильной чащей. У меня самого такие несогласования есть, но лучше писать правильнее.
Весь стих состоит из лвух частей - 'детство' и 'нынче', с довольно понятными образами, но последние две строфы делают его излишне загадочным.
Что за слово, где его скажешь, кому - Харону? Зачем начинать говорить когда уже все - смерть.
Может - не находишь нужных слов, когда сталкиваешься со смертью, но говорить об этом надо - Это автор имел в виду? По-другому бы как-то выразить...
4/4
*

8. "Не трендовое"

Звенело лето смехом ребятишек,
из детства Шишел на охоту вышел
за солнечными бликами зайчат.
На шпиле петушок прокукарекал,
но рак не ухватил сегодня Греку,
и Таня  не грустила без мяча.
Плескалось солнце вместе с ребятнёю
и облака бока мочили в море,
а после уплывали за буи.
Чужое детство эскимо лизало
и за свою меня не признавало...
Пришли другие сказки - се ля ви.
*****
Мне бы последнюю строчку посильнее. И был бы максимум. 'се ля ви' как-то снижает концовку кмк.
5/4
*

9. "Грань"

Звёзд загадочных рой —
в утешенье.
И на вечность ты планов не строй.
Каково же дышать
с перехлёстнутой шеей?
Каково же себя утешать?

Это тонкая грань...
Не иначе,
сколько сердце не рань
неизбежностью прожитых дней,
счёт, предъявленный жизнью, оплачен,
но итог остаётся за ней.
*****
Слишком мудреная для меня философия оказалась, хотя закрученные сложные тексты я люблю. Ритмика стиха понравилась.
'неизбежностью прожитых дней' - эта неизбежность прошлого смутила особо, прошлое обычно невозвратно.
5/3
*

10. "Вечерний ноктюрн"

Я мечтал, что сыграю вечерний ноктюрн под legato*
Для твоей легкокрылой, непонятой мною души,
А в берёзовых ситцах мы встретим с восторгом закаты,
Станем капелькой счастья всю долгую жизнь дорожить.
 
Я влюбился в тебя (как помешанный!) с первого взгляда,
Но взаимностью ты не ответила мне, — не судьба...
В ту минуту казалось, что большего мне и не надо,
Только б видеть, любить, только б жить и творить для тебя,
 
Да сиять лучезарной улыбкой в родимой сторонке,
Утонув в омут глаз всей наивностью юной тогда.
Я прожить и минуты не мог без красивой девчонки,
Встречи с ней непрерывно искал, с нетерпением ждал.
 
Только счастью тому ни за что не случилось случиться,
День разлуки нахлынувшей в чувство привёл паренька.
Улетела в чужие края ненаглядная птица,
Лишь глядят мириады сияющих звёзд свысока...
*****
Говорят 'играть легато', а не 'играть под легато'.
'Для твоей легкокрылой, непонятой мною души' и 'Но взаимностью ты не ответила мне' не стыкуются, это скорее 'она не поняла мою душу', раз не ответила взаимностью.
'случилось случиться' хорошо вписалось бы в стебный стих, но в этом смотрится неуклюже, он ведь серьезный.
Получилась такая неразделенная любовь с расставанием - на мой вкус, написано немного наивно.
3/3
*

11. "Донино"

Ноги раскарябаны вдрызг,
Руки расцарапаны в хлам.
Мы с тобою в облаке брызг –
Только визг летит по долам.

Мне сегодня вроде бы шесть,
А тебе без что-нибудь семь.
Скоро уезжать и, бог весть,
Может быть почти насовсем.

В Донино приеду не я
Через шестьдесят пирогов...
Тот же куст ирги и скамья.
Только на скамейке другой.

Палка, на висках седина...
Время норовит убежать.
Молви и спадёт пелена:
"Как же я тебя обожал!"
*****
'А тебе без что-нибудь семь' - звучит не по-русски, если честно.
'Молви и спадёт пелена' - что за пелена должна спасть?  Если пелена с глаз - это когда кто-то внезапно узнал правду, понял, что до сих пор ошибался, Выходит - в 66 вдруг понять, что в чем-то заблуждался насчет маленькой девочки?
Сложно поверить, что через шестьдесят лет можно приехать и вспоминать с таким глубоким чувством игры с 7-летней девочкой. Это ведь даже не подростковая любовь. Неужто больше ничего не было в жизни?
Для меня вершина в таких стихах о детской дружбе - Марина Цветаева - 'На скалах' (или её же 'Отъезд'). Посмотрите.
3/3
*

12. "Горькая ирония высокопар(ус)ной мечты"
 
Девочка Ассоль всегда мечтала
Там высо’ко у себя в горах:
Принц за ней ни много ли ни мало
Прилетит на алых парусах.
 
По утрам в ущелье облаками
Плещут как волна’ми до зари
Сказочный, туманный фьорд, река ли..,
Но по ним не ходят корабли.
 
Никогда и принцев не видала,
Где карниз обрыва – край Земли
Прыгают вверх-вниз по голым скалам
Лишь козлы, дракон их задери.
 
В это время по заливам моря,
Поменяв на шхуне паруса,
Грей мотался в поисках Ассоли –
Ни одной Ассоли – чудеса.
 
Видно, в кабаке ему наврали,
Что на берегу красотка ждёт.
Встречные рыбачки все смеялись:
"Паруса покрасил идиот".
 
Горные драконы подсказали,
Где искать фанатку парусов.
Без подсказки сам бы он едва ли
В горы был намылиться готов.
 
Это, каково, представьте, Грею,
Чтоб исполнить девичий каприз
Затащил на го’ру парус с реей
Первый в мире дельтапланерист.
 
Алый парус над ущельем реет.
Соколом к Ассоли на карниз.
Приземлился б мягко чуть правее –
Нет, на скальном выступе завис.
 
Горько Грей теперь о том жалеет –
Всё отбил, что можно между ног,
Но зато "Ассоль дождалась Грея" –
Убежать увеченный не смог.
*****
Представил себе горных драконов, подсказывающих Грею где искать Ассоль (там, где козлы) и что делать.
Бедный Александр Грин наверно в гробу перевернулся с отбившего себе все что можно Грея.))
Длинновато малость.
3/3
*

13. "Возвращение"

Наверно, жизнь дана мне неспроста,
Шагами мерил континенты, страны.
Грешил, терял, "тянул за хвост кота".
Но не желал покоя и нирваны.

Куда-то плыл за Золотым Руном,
Искал алмазы в море полудённом,
Вдруг осознал – важнее ты и дом,
Где буду я, как в юности, влюблённым.

Мне удалось преодолеть свой рок
И прикоснуться к благодатной тени,
Как блудный сын, вступлю на твой порог,
Перед любовью преклонив колени.
*****
'Искал алмазы в море полудённом' - бог с ним, со смещенным ударением, но сам образ тяжек для понимания даже как метафора - кто алмазы ищет в море?
'Мне удалось преодолеть свой рок И прикоснуться к благодатной тени' - Это о чем? Если уже удалось прикоснуться, то точно не о любви. Так как герой только собирается преклонить колени. И в чем был рок? Возможно, рок - это тяга к странствиям, а благодатная тень - это тень родного дома. Но я долго думал. )
Получилась такая лайт-версия Одиссея и Пенелопы, не особо примечательная.
3/3
*

14. "Дневник"

Вот мой дневник:
листы,
листы,
листы,
увечные фантазии на марше.
Освободив саму себя от «ты»,
не делаюсь мудрей, а только старше.

И день настал. И пара у моста
обнявшись над водою, ждёт разлуки.
И пропасть дней досчитана до ста.
А дальше - лишь отпущенные руки
и тишина.

На дне полно сердец,
умолкнувших навек в холодном иле.

Поэт всегда насмешник и гордец.
Поэт не помнит, как его любили.
Как возвели на хрупкий пьедестал.
Как сбросили с него и растоптали.

Поэт небрит, небрежен и устал.
И много пьёт, и часто ездит в Таллинн.

Сидит там в Мюнди, пишет нестихи,
невдохновеньем мрачным обескровлен.
Придавлен к миру временем лихим,
он слушает, как дождь нисходит с кровли.

Дождь терпелив. Дождь шелестит: "Пиши,
пиши не ей, пиши отсюда в вечность.
Представь, что умер. Расскажи, как жил.
Как ты мечтал. Как верил. Как беспечно
менял минуты счастья на слова,
на рифмы, как читал сонеты шлюхам.
Как позабыл моря и острова.
Как видел первый снег, вернувшись с юга.
Пиши, пиши..." - и дождь перестаёт
влажнить окно и каплями сочиться.

А ты всё жив.
Ты - прошлое моё,
которое опять
вот-вот случится.
*****
Иногда жалко, что система оценок пятибальная, а не десятибальная. Чтобы выделить абсолютом в 10/10 лучший текст конкурса (по моему мнению).
5/5
*

15. "Дорожные дни"

И каждый день в дороге - словно стих,
Который я писала для двоих-
Троих людей. Жара, и ветер стих,
И все автомобили едут мимо.
И душный август падает меж строк,
И в городах повис чернильный смог,
А мы - в пути, идём, не чуя ног,
Как будто бы играя в пилигримов.

И каждый день в дороге - словно сон:
И яркий, и расплывчатый; и он
Срывает с губ потрескавшихся стон.
Полынь, паслён, пахучая душица
Мне кружат голову, горчат на языке,
Их запах пропитал подошву кед,
А пыль так чётко видно на руке,
Что я боюсь - а вдруг всё правда снится?

И каждый день в дороге - словно ночь
С возлюбленным: слезами не помочь
Остановить мгновение - но прочь
Гони, гони румяную Аврору!
А я несу за пазухой ключи
От сотни человеческих личин
Людей, что говорили "Не молчи",
И уходили прочь без разговоров.

И каждый день в дороге дорог мне.
Идти пешком в гудящей тишине
Потом поймать попутку и на ней
Лететь к закату, внутренне сгорая.
И августа осталось пять минут,
Как до будильника: проснулся - не уснуть.
А мы вдохнём сентябрь - и снова в путь,
Ведь у Дороги нет конца и края.
*****
Классный текст. Претензий никаких.
5/5

_____________

Теперь пинайте меня а отзывах. Я морально готов ))


Рецензии
Ах Саша, пинать не буду, неместные мы)).Бог с ним, со смещенным ударением - Римский-Корсаков нам не указ, а вот, - кто алмазы ищет в море? -Я, лично, и удачно, кстати(на Намибийском шельфе).Это стихотворение просто документальный рассказ о себе геологе))) Простите, что заставив Вас долго думать. Следующий раз буду давать ссылки на Гугл.

Левин Яков   11.08.2019 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Яков, что не пинали! )
Серьезно - не знал про алмазы в море, хотя имею двоюродных, связанных с геологией, да и сам растил и даже шлифовал искусственные алмазы, как кристаллограф по профессии. Я геолога не 'считал', а подумал об Одиссее.
Да, судья из меня еще тот ))

Саша Неместный   11.08.2019 23:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.