Стихотворение месяца 77 - Обзор Жиля Де Брюна

Здравствуйте, уважаемые поэты!
Даже с учётом лета, отпусков и дач, 15 стихотворений в лонге – это прискорбно мало.
Надеюсь, в августе будет больше ))
Первая оценка за технику, вторая - за художественность.
 
 
1. Летом на даче
 
Я не такой уж сумасшедший,
А ты нисколько не права.
Не я, а куст калины шепчет
Тебе охальные слова.
 
Не прерывая разговора,
Сидим. Не вечер – благодать.
Не я – скамейка у забора
Тебя не хочет отпускать.
 
Не я прикладываю силу –
Тебе твоя одежда жмёт.
Не торопиться попросила?
А что ты думаешь насчёт ...?
 
Такое каверзное платье.
Сама? Волнуешься? Помочь?
Не ты раскрыла мне объятья,
А жгучая брюнетка ночь.
 
По ритму ровно, рифмы хорошие (кроме «разговора - забора», но это в порядке исключения, и потому не проблема), сюжет последовательный, основная мысль понятна. Теперь о том, что не понравилось. Если ЛГ «не такой уж сумасшедший», это само по себе ещё не значит, что его дама «нисколько не права» (то есть вообще нигде и ни в чём не права, надо понимать). Ладно, читаем дальше. ЛГ утверждает, что это не он, а «одежда жмёт». И сразу следом вопрос «Не торопиться попросила?». Кто попросил, одежда? Ещё мне не слищком понравился эпитет «каверзное» по отношению к платью, но если он здесь употреблён в смысле «сложно скроенное, трудно снять», то пусть будет каверзное ))
(4+4)
*****
 
 
2. Провожая лето
 
В баре напротив погасли окна.
Значит, давно миновала полночь.
Пальцы небрежно терзают локон,
в горле от чёрного кофе горечь.
 
Или не кофе виновен в этом?
Только о том не желаю думать.
Следом за ночью уходит лето,
прячется в листьях осенний сумрак.
 
Пахнет прохладой, печалью. Ветер
с ловкостью кошки бродит по крышам.
Делаю вид, что грущу о лете,
наглом, бессовестном, ярко-рыжем.
 
А за окном фонари сгорают.
Вижу за речкой полоску света,
где недовольно бродит по краю,
с осенью споря о чём-то, лето.
 
Хочется к ветру залезть на крышу
и предложить полетать немного,
а, поднимаясь выше и выше,
буду немножечко ближе к Богу.
 
Мне бы поближе к тебе хотелось,
только и ветер помочь не сможет.
Зябнет от мыслей осенних тело,
И обживают мурашки кожу.
 
Капли бегут по стеклу. С балкона
Завтра не видно, вчера – подавно.
Осень бежит по зелёным кронам...
Поздно сейчас или просто рано?
 
Время запуталось в паутине,
мысли зависли в будет и было.
Солнце взойдёт, а земля остынет...
Я бы сегодня тебя простила.
 
Где ты сейчас, я не знаю. Где-то...
Важно, что рядом один лишь ветер.
Слёзы?.. Грущу, провожая лето,
и таю в рассвете...
 
На мой взгляд, стихотворение чересур многословно и затянуто. Сюжет не развивается, практически всё ясно уже уже после первой строфы. В этом нет греха – далеко не все произведения пишутся в форме рассказа. Но «ветер бродит по крышам с ловкостью кошки», а в следующей строфе «лето недовольно бродит по краю». И «фонари сгорают» - неправдоподобный образ, и «капли бегут по стеклу» - штамп, и «будет» с «было» лучше бы взять в кавычки, и последняя укороченная строка совершенно конфетная и приторная. Понравилось: «грусть о наглом, бессовестном, ярко-рыжем лете», «обживают мурашки кожу».
(4+3)
*****
 
3. Чтиво
 
Я спросил незнакомца на пляже,
увидавши часы на руке:
"Долго ли до тоски от пропажи
солнца, моря, ходьбы налегке?"
 
Отвечал незнакомец учтиво:
"Время катится не по часам.
Время - это запойное чтиво,
что себе напридумаешь сам.
 
Если чтиво тебя увлекает,
если лихо закручен сюжет,
то мгновение длится веками
мановению ока вослед"
 
Пролетело мгновений немало,
незнакомцу тому в унисон
это чтиво меня увлекало,
потому и промчалось, что сон.
 
«Мановение ока» – это что-то новое ) А ещё в тексте есть «пропажа ходьбы налегке», «время катится не по часам» и «мгновения в унисон незнакомцу». Лично меня это чтиво не увлекло, а сюжет не впечатлил. Прошу простить, если что не так понял.
(4+3)
*****
 
4. Петров день
 
На Петровки пастухам хлеб выносят с маслом,
Пусть бурёнки не в кустах ищут, да напрасно,
А по луговой траве – мятлик, клевер, донник,
Чтобы белою струёй пело о подойник
Под вечерний перезвон даром луговое,
В белой кружевной волне молоко парное.
Донесут степенно нам, принимайте благом,
Ароматы соберут в шутьмах и оврагах.
Отрезай ломоть ржаной, тёплый, ноздреватый,
На столешнице родной паужна богата.
Если туесок собрал полный земляники,
День обычный убежал, но какой великий!
 
-------------------
В Петров день (12 июля) обыкновенно выплачивают пастуху деньги, приносят хлеб и масло. Это вторая плата (первая при договоре, третья – по окончании пастьбы, и называется она "петровщиной".
Паужна – перекус между обедом и ужином
 
А если не собрал полный туесок – день будет длиться вечно? )) Не показалась удачной строка «пусть бурёнки не в кустах ищут, да напрасно,» Если она относится к луговой траве из следующей строки, то разве упомянутые здесь мятлик, клевер и донник – не луговые травы? И зачем здесь это тяжеловесное и старомодное «донесут степенно нам»? А кто ароматы в оврагах соберёт? Ароматы чего, боюсь спросить? Вы меня простите, но я слишком много чего не понял в этом стихотворении.
(4+3)
*****
 
5. Мэтр
 
                На смерть Григория
 
Снова сжалась до точки вечность.
Снова страшная боль потери.
Снова горе согнуло плечи,-
Груз отчаяния безмерен...
 
День, разбитый на "до" и "после".
Рот заклеен липучим скотчем:
Крик застыл от бессильной злости,-
Смертью взломан бездушный счётчик.
 
Дико хочется выть,- не плакать!
Завтра - будничный бег по кругу...
Слёз не держишь – разводишь слякоть:
Смерть – такая подлая сука...
 
Верю в то, что когда до зорей
Буду страстно тиранить Музу,-
Вдруг увижу: со мной Григорий,-
C мудрым взором, мэтр седоусый.
 
И опять до утра проспорим
О судействе стихов, о Вечном:
В чём таланта в творчестве корень...
Боже! Жизнь-то как быстротечна...
 
Искренне Вам соболезную. Чувствуется, что покойный Григорий был для Вас действительно дорогим и близким человеком. О стихотворении напишу кратко: оно мне не понравилось, увы. В особенности – предпоследняя строфа.
(3+3)
*****
 
6. Что такое огород?
 
Что такое огород?  Седераты.*
А весной редис идёт и салаты.
Высевается укроп  и петрушка,
И по забывают сон - дом, подушка.
 
Каждый миг рассчитан впрок для рассады.
Для неё так важен срок... Иль досада,
Что не вызрел урожай твой хороший.
Зря  ты лето прошагал при галошах.
 
Солнца золотой виток всё ласкает,
А дожди любой росток поднимают!
Или шланги, как змеИ приползают
И рассадные кусты поднимают.
 
Будет, будет урожай точно знаю!
И поэтому в стихах напеваю!
Коль холодные дожди, я без спора,
В гости не пущу к себе фитофтору!**
 
Будет осенью нам чем вспомнить лето!
И напомнит нам зимой стол об этом.
Ну, а в феврале посев - снова перцы...
И напомнит о весне радость в сердце!
 
-------------------
*Седераты - Посевные травы для защиты и удобрения свободных грядок от сорняков. (Например, горчица.)
**Фитофтора - Заболевание садовых культур приносящих гибель урожаю.
(Например, томаты, картофель и пр.)
 
Сердечно радуюсь, что огород наполняет Вашу жизнь такими приятными и позитивными эмоциями. К моему сожалению, это стихотворение про огород не вызвало во мне читательского восторга. Оно написано довольно небрежно и содержит несколько существенных ошибок. Поэтому оценка не слишком высокая.
(3+3)
*****
 
7. Только ты говорить начни
 
В детстве страшно боялась смерти.
Для спасенья неслась туда,
где репейник к собачьей шерсти
льнёт нещадно, да лебеда
рада ластиться к пяткам резвым,
ребятня у реки гуртом
к рыболовам - с утра нетрезвым -
льнёт репейником... Мне ж в густом,
умерщвлённом боязнью душной,
в плотном воздухе, как в хлеву!
- Не терзай неизбежным душу, -
скажет мама.
И я плыву...
Я плыву над могильной чащею,
над рекою - бурчит паром -
между чаек, - обильно мчащих
крики детские. Но Харон
только знает, что драить палубу,
ну, и лоцию, - на зубок...
Обрекать седоков на пагубу
без эмоций... да кто бы смог?!
Ляжет скоро и сам, наверное,
низкорослый такой речник.
Скажешь слово, - оно не верное.
Только ты говорить начни!
 
Ну, не знаю... С одной стороны – очень искренне и эмоционально написано. А с другой – написано откровенно плохо, сумбурно, сбивчиво. Образ льнущего репейника здесь использован дважды, воздух сравнивается с хлевом, чайки «обильно мчащие», Харону зачем-то нужно знать лоцию, «назубок» написано в два слова, пассажиры названы седоками... Ох. Извините меня за занудство и бесчувственность.
(3+3)
*****
 
8. Не трендовое
 
Звенело лето смехом ребятишек,
из детства Шишел на охоту вышел
за солнечными бликами зайчат.
На шпиле петушок прокукарекал,
но рак не ухватил сегодня Греку,
и Таня  не грустила без мяча.
Плескалось солнце вместе с ребятнёю
и облака бока мочили в море,
а после уплывали за буи.
Чужое детство эскимо лизало
и за свою меня не признавало...
Пришли другие сказки - се ля ви.
 
Звучит отлично. «Солнечные блики зайчат» и «облака бока мочили в море» - очень понравились. А вот название и финальная строка откровенно слабые, кмк. А жаль.
(5+4)
*****
 
9. Грань
 
Звёзд загадочных рой —
в утешенье.
И на вечность ты планов не строй.
Каково же дышать
с перехлёстнутой шеей?
Каково же себя утешать?
 
Это тонкая грань...
Не иначе,
сколько сердце не рань
неизбежностью прожитых дней,
счёт, предъявленный жизнью, оплачен,
но итог остаётся за ней.
 
Интересная рифмовка, очень необычная. Орфография и пунктуация в порядке, рифмы качественные. А по смыслу – совершенно мимо меня. Трижды прочитал, и ничего во мне не отозвалось. Без обид.
(5+3)
*****
 
10. Вечерний ноктюрн
 
Я мечтал, что сыграю вечерний ноктюрн под legato*
Для твоей легкокрылой, непонятой мною души,
А в берёзовых ситцах мы встретим с восторгом закаты,
Станем капелькой счастья всю долгую жизнь дорожить.
 
Я влюбился в тебя (как помешанный!) с первого взгляда,
Но взаимностью ты не ответила мне, — не судьба...
В ту минуту казалось, что большего мне и не надо,
Только б видеть, любить, только б жить и творить для тебя,
 
Да сиять лучезарной улыбкой в родимой сторонке,
Утонув в омут глаз всей наивностью юной тогда.
Я прожить и минуты не мог без красивой девчонки,
Встречи с ней непрерывно искал, с нетерпением ждал.
 
Только счастью тому ни за что не случилось случиться,
День разлуки нахлынувшей в чувство привёл паренька.
Улетела в чужие края ненаглядная птица,
Лишь глядят мириады сияющих звёзд свысока...
 
-------------------------------
*Легато (итал. legato «связанный») — приём игры на музыкальном инструменте, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует.
 
 
Ошибок и штампов здесь так много, что нет сил заниматься перечислением. Но две характерные авторские оплошности всё же отмечу. Ноктюрн в переводе с французского означает «ночной». Так что «вечерний ноктюрн» – это неточность, а «полуденный ноктюрн» - оксюморон. «Утонув в омут» - неправильно, правильно будет «утонув в омуте». А вот «броситься в омут» - вполне корректное выражение. Обращайте внимание на падежные окончания, пжлст.
(3+3)
*****
 
11. Донино
 
Ноги раскарябаны вдрызг,
Руки расцарапаны в хлам.
Мы с тобою в облаке брызг –
Только визг летит по долам.
 
Мне сегодня вроде бы шесть,
А тебе без что-нибудь семь.
Скоро уезжать и, бог весть,
Может быть почти насовсем.
 
В Донино приеду не я
Через шестьдесят пирогов...
Тот же куст ирги и скамья.
Только на скамейке другой.
 
Палка, на висках седина...
Время норовит убежать.
Молви и спадёт пелена:
"Как же я тебя обожал!"
 
«А тебе без что-нибудь семь»? «Может быть почти насовсем»?? Нет, так нельзя. И скажите мне, о какой пелене идёт речь в предпоследней строке? Когда я читаю любовную лирику с примесью ностальгии и тоски по ушедшим временам, мне особенно обидно не понимать автора.
(3+3)
*****
 
12. Горькая ирония высокопар(ус)ной мечты
 
Девочка Ассоль всегда мечтала
Там высо’ко у себя в горах:
Принц за ней ни много ли ни мало
Прилетит на алых парусах.
 
По утрам в ущелье облаками
Плещут как волна’ми до зари
Сказочный, туманный фьорд, река ли..,
Но по ним не ходят корабли.
 
Никогда и принцев не видала,
Где карниз обрыва – край Земли
Прыгают вверх-вниз по голым скалам
Лишь козлы, дракон их задери.
 
В это время по заливам моря,
Поменяв на шхуне паруса,
Грей мотался в поисках Ассоли –
Ни одной Ассоли – чудеса.
 
Видно, в кабаке ему наврали,
Что на берегу красотка ждёт.
Встречные рыбачки все смеялись:
"Паруса покрасил идиот".
 
Горные драконы подсказали,
Где искать фанатку парусов.
Без подсказки сам бы он едва ли
В горы был намылиться готов.
 
Это, каково, представьте, Грею,
Чтоб исполнить девичий каприз
Затащил на го’ру парус с реей
Первый в мире дельтапланерист.
 
Алый парус над ущельем реет.
Соколом к Ассоли на карниз.
Приземлился б мягко чуть правее –
Нет, на скальном выступе завис.
 
Горько Грей теперь о том жалеет –
Всё отбил, что можно между ног,
Но зато "Ассоль дождалась Грея" –
Убежать увеченный не смог.
 
Увечный, не «увеченный». Видимо, здесь была попытка сочинить юмористическую историю по мотивам повести Александра Грина. Надо сказать, попытка оказалась неудачной. Во-первых, многовато ошибок. Во-вторых, после прочтения мне отнюдь не стало весело. Желаю автору творческих успехов в будущем. А пока оценка «удовлетворительно».
(3+3)
*****
 
13. Возвращение
 
Наверно, жизнь дана мне неспроста,
Шагами мерил континенты, страны.
Грешил, терял, "тянул за хвост кота".
Но не желал покоя и нирваны.
 
Куда-то плыл за Золотым Руном,
Искал алмазы в море полудённом,
Вдруг осознал – важнее ты и дом,
Где буду я, как в юности, влюблённым.
 
Мне удалось преодолеть свой рок
И прикоснуться к благодатной тени,
Как блудный сын, вступлю на твой порог,
Перед любовью преклонив колени.
 
Жизнь даётся человеку неспроста, это факт. Можно, например, сочинять стихи. Или алмазы искать – тоже полезное занятие. А в этом стихотворении всё словно бы набросано в одну кучу: нирвана, Золотое руно, блудный сын, рок, и даже прикосновение «к благодатной тени». Богато, одним словом. Но на мой взгляд не слишком складно и не очень интересно.
(4+3)
*****
 
14. Дневник
 
Вот мой дневник:
листы,
листы,
листы,
увечные фантазии на марше.
Освободив саму себя от «ты»,
не делаюсь мудрей, а только старше.
 
И день настал. И пара у моста
обнявшись над водою, ждёт разлуки.
И пропасть дней досчитана до ста.
А дальше - лишь отпущенные руки
и тишина.
 
На дне полно сердец,
умолкнувших навек в холодном иле.
 
Поэт всегда насмешник и гордец.
Поэт не помнит, как его любили.
Как возвели на хрупкий пьедестал.
Как сбросили с него и растоптали.
 
Поэт небрит, небрежен и устал.
И много пьёт, и часто ездит в Таллинн.
 
Сидит там в Мюнди, пишет нестихи,
невдохновеньем мрачным обескровлен.
Придавлен к миру временем лихим,
он слушает, как дождь нисходит с кровли.
 
Дождь терпелив. Дождь шелестит: "Пиши,
пиши не ей, пиши отсюда в вечность.
Представь, что умер. Расскажи, как жил.
Как ты мечтал. Как верил. Как беспечно
менял минуты счастья на слова,
на рифмы, как читал сонеты шлюхам.
Как позабыл моря и острова.
Как видел первый снег, вернувшись с юга.
Пиши, пиши..." - и дождь перестаёт
влажнить окно и каплями сочиться.
 
А ты всё жив.
Ты - прошлое моё,
которое опять
вот-вот случится.
 
Наконец-то хорошее стихотворение. На общем фоне – даже отличное. Конечно, и здесь есть к чему придраться. Но как-то не хочется. Вот только фраза «а ты всё жив» сильно меня удивила. Не то с радостью сказано, не то с сожалением – сразу не понять. Лично я бы эту фразу на что-нибудь заменил. Тем не менее, текст заслуживает оценки «отлично».
(5+5)
*****
 
15. Дорожные дни
 
И каждый день в дороге - словно стих,
Который я писала для двоих-
Троих людей. Жара, и ветер стих,
И все автомобили едут мимо.
И душный август падает меж строк,
И в городах повис чернильный смог,
А мы - в пути, идём, не чуя ног,
Как будто бы играя в пилигримов.
 
И каждый день в дороге - словно сон:
И яркий, и расплывчатый; и он
Срывает с губ потрескавшихся стон.
Полынь, паслён, пахучая душица
Мне кружат голову, горчат на языке,
Их запах пропитал подошву кед,
А пыль так чётко видно на руке,
Что я боюсь - а вдруг всё правда снится?
 
И каждый день в дороге - словно ночь
С возлюбленным: слезами не помочь
Остановить мгновение - но прочь
Гони, гони румяную Аврору!
А я несу за пазухой ключи
От сотни человеческих личин
Людей, что говорили "Не молчи",
И уходили прочь без разговоров.
 
И каждый день в дороге дорог мне.
Идти пешком в гудящей тишине
Потом поймать попутку и на ней
Лететь к закату, внутренне сгорая.
И августа осталось пять минут,
Как до будильника: проснулся - не уснуть.
А мы вдохнём сентябрь - и снова в путь,
Ведь у Дороги нет конца и края.
 
Только одного не понял – почему дорога в финале с заглавной буквы? В остальном – однозначно самый сильный стих лонга, благодарю автора и желаю ему победы.
(5+5)
*****
 
Простите меня, если кого обидел своим ворчанием и низкими оценками. Ничего личного, это только стихи.
 

---------------------
Gilles de Brunes


Рецензии
Спасибо, Жиль, за хороший отзыв)) Мне было бы интересно узнать что Вы ожидали в последней строчке и чем плохо название?
Номер 8))

Вера Да Юра 2   08.08.2019 08:36     Заявить о нарушении
Чужое детство эскимо лизало,
а я себя все больше ощущала
бычком, стоящим на краю доски.

А так лучше?

Вера Да Юра   08.08.2019 09:08   Заявить о нарушении
Чужое детство эскимо лизало
и за свою меня не признавало...
Бычок дошёл до краешка доски.

Или
так лучше?

Вера Да Юра   08.08.2019 09:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вера!

Чужое детство эскимо лизало,
а я себя все больше ощущала
бычком, стоящим на краю доски.

Вот это, как мне видится, самый лучший вариант из трёх.
А насчёт названия - вот не сложилось у меня при чтении соответствие заглавия тексту. Возможно, дело здесь во мне (я сейчас как раз собираюсь в одном своём сти название заменить, но сомневаюсь). Вам всегда виднее, Вы же автор. Но всегда можно поразмыслить над этим ещё, правда? Счастья Вам, Вера!

Жиль Де Брюн   08.08.2019 13:36   Заявить о нарушении
Спасибо, я еще подумаю над названием))

Вера Да Юра   08.08.2019 14:19   Заявить о нарушении
Наверное, назову его "Взрослое... почти"

Вера Да Юра   08.08.2019 15:15   Заявить о нарушении