С Толстым я не согласен

 
«Воспитание есть принудительное насильственное
воздействие одного лица на другое с целью
образовать такого человека,
который нам кажется хорошим.»
 
                Л.Н. Толстой
 
 
С Толстым я не согласен…
 
Сегодня дать хочу я
несколько советов без затей
про воспитание детей.
При том я не лечу и не учу.
Начать здесь надо с понимания,
что есть такое воспитание -
оно… для мозга детского духовное питание.
В чём его суть и цель,
и для чего вся эта канитель -
из тела чтоб новорождённого… образовался Человек,
и не пустым по жизни был его пробег.
Суть человеческую чтобы в нём не загубить
и не испортить чем-то скверным…
не только тело, но и душу его надобно кормить.
Питайте её вашим поведением верным -
собой, своим уменьем, знанием,
взаимо - действием, взаимо - пониманием.
Это и есть, в конце-концов, основа воспитания.
 
Когда ж и как за дело надо браться,
не промахнуться чтобы, и не просчитаться.
Начните с первого касания груди и первого глотка
родного материнского парного молока.
Ведь первый его жизни год и день и даже первый час…
по сути… это первый для ребёнка класс.
Копировать и понимать он начинает вас.
При сём… во всём –
Он тела вашего копирует движения
ваш голос, мимику лица
и ваше отношение к окружению.
Он Маму отличает от Отца.
Ещё к тому…
он чутко реагирует на ваше отношение к нему.
Лиха беда неправильно начать -
его обидеть или накричать.
Оно ведь на всю жизнь его, печальная печать.
За нерадивость вашу
расхлёбывать вам потом придётся эту кашу
и может даже отвечать…
 
Дитя растет, и время как вода бежит.
Оно своё берёт.
Дитя уж не лежит,
он крепко на ноги встаёт,
Своё теперь он Я уже осознаёт…
Ревизии теперь всё подлежит.
Теперь он по-другому ощущает вас.
И это значит… перешёл в другой он класс.
Воспитывать он начинает вас.
Он требует своё… не просит…
отказов не приемлет, не выносит.
За воспитание вы теперь решили взяться.
Вопрос стоит ребром,
и вы задумались о том -
поддаться иль сопротивляться?...
Чуть припоздали вроде.
Он вкус уже почувствовал к свободе.
И тут… граница, тут редут
Все ваши силы в бой идут.
Но не всегда увы… и не у всех
усилия эти гарантируют успех.
 
Проходит год, потом другой.
Закончится период оперенья.
Пытается он стать самим собой.
Пора ему взлетать, пришла пора взросления.
Он полон юных сил и вдохновенья.
Теперь он в центре вашего внимания.
Вы взялись, ещё раз за воспитание.
Печётесь вы о нём.
Хлопочите о том, о сём.
для вас ведь он всего и вся дороже.
Хотите, чтобы стал он тем, иль этим может.
При том забыли обратить внимание,
что нет у вас с ним в том взаимо-понимания…
Вы из дитя творите, что вам хочется… увы…
Пытаетесь создать дитя подобного себе,
но не проходит тут сие.
В том просчитались, вероятно, вы.
Всё потому,
что есть предел всему.
Сопротивляется дитя тому.
Ему ведь… надо стать самим собой.
Вопрос извечный, не простой.
Подумать есть о чём… повремени, постой.
Ведь если размышлять по делу, по уму,
дать надо делать то, что хочется ему.
При том подкорректировать, поправить
и в русло его верное направить.
Своё попридержите Я… и не спешите.
Пути взаимо-понимания с ним ищите.
Не надо создавать помех
для замыслов его и для потех.
При случае попробуйте создать ему подмогу,
чтоб вышел он на верную дорогу.
Жизнь чтоб свою… он не писал как черновик.
Не упустил, чтоб он счастливый миг
и чтоб вершин своих достиг.
Чтоб с воспитанием ребёнку повезло,
и жизнь свою прожил он набело.
 
              ***
Как может показаться тем или иным,
не собирался я ровнять себя с Толстым.
Вот… воспитания вопрос мне по иному ясен,
и только потому с Толстым я не согласен.
 
___________________________________________
Принудительное насильственное воздействие…
это только в детской трудовой колонии возможно,
да и то сомнительно.
 
Образовать такого человека,
который нам кажется хорошим…
Кому нам?…
у всех разные критерии хорошего.
 


Рецензии